Горный институт
Грандиозный двенадцатиколонный портик греческого дорического ордера замыкает панораму застройки правого берега Невы. Скульптурные группы выполнены из пудостского камня по моделям С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.
В XVIII веке на этом месте находились два однотипных дома графов Шереметевых. В 1773 году здесь разместилось Горное училище, впоследствии Горный кадетский корпус, с 1866 года переименованный в Горный институт.
В 1806-1811 годах архитектор А.Н. Воронихин возвел здание, использовав старые дома, объединив их в единое целое.
Главный фасад оформлен величественным двенадцатиколонным дорическим портиком, завершенным тяжелым треугольным фронтоном (прежде на нем находилось барельефное изображение двуглавого орла с широко распластанными крыльями и императорской короной).
К нему ведет широкая многоступенчатая лестница. По ее сторонам установлены скульптурные группы «Борьба Геркулеса с Антеем» (скульптор С.С. Пименов) и «Похищение Прозерпины Плутоном» и два барельефных фриза - «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» и «Венера, пришедшая к Вулкану за доспехами» (скульптор В.И. Демут-Малиновский).
Выбор мифологических сюжетов для скульптур Горного института раскрывает назначение здания как школы, где готовили инженеров по освоению земных недр. Герои композиции: Плутон - властелин подземного царства, Антей - сын богини Земли Геи, Вулкан - бог кузнечного ремесла и подземного огня.
В композиционном решении скульптурных групп много общих черт. Своими размерами они уравновешивают друг друга. Сходны и их силуэты. Опорные фигуры Антея и Прозерпины оторваны от земли, возвышаются над двумя другими фигурами и отклонены в стороны.
Справа от лестничного спуска располагается скульптурная группа «Борьба Геракла с Антеем».
Кроме скульптурных групп, В.И. Демут-Малиновским из пудостского камня были созданы два рельефных фриза, проходящих вдоль карниза флигелей. Справа - «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей», слева - «Венера, пришедшая к Вулкану за доспехами», вероятно для своего сына Энея, участника Троянской войны.
Языком аллегорий скульптура фризов прославляет силу и богатство земли и земных недр.
Композиция обоих фризов имеет одинаковую схему. Они делятся на две части и построены по принципу встречного движения. В центре располагаются главные персонажи: в одном случае - это Вулкан и стоящая перед ним Венера, а в другом - Вулкан и Аполлон.
Бог-кузнец сидит у наковальни. За ним - слуги, изготовляющие доспехи и колесницу и демонстрирующие уже готовые изделия. Изображение на рельефах процесса труда придает сцене жанровый характер.
Персонажам, наряду с классической трактовкой образов, свойственны черты национального характера. Здесь мы видим кузнеца, подстриженного по русскому обычаю «под скобку» и одетого в рубаху.
Иначе трактованы покровитель искусства, поэзии и музыки Аполлон и богиня любви Венера. Свита бога солнца представлена танцующими музыкантами и музами. Аполлон - солнце, которое все видело и все знало,- наблюдая любовные похождения Венеры и Марса, поспешил рассказать об этом мужу Венеры в его кузнице. Вулкан изображен у своей наковальни слушающим шокирующие его известия. За богиней Любви - три грации, амуры, женщины с дарами.
В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России, обучает 16,5 тысяч студентов, ведёт подготовку бакалавров, магистров и специалистов (инженеров) по 97 направлениям и специальностям на 9 факультетах.