Здания Сената и Синода
Сенат и Синод первоначально располагались в здании Двенадцати коллегий.
Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода стоял фахверковый дом светлейшего князя Меншикова. В дальнейшем дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А.И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А.П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко.
В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А.Ф. Вистом, переехал Сенат. В 1780—1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.
Имя автора проекта перестройки здания остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И.Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой.
С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.
24 августа 1829 года было заложено здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.
Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены богато украшенной триумфальной аркой, под которой проходит улица. Протяженный фасад с аркой ограничивает площадь с западной стороны. По замыслу архитектора, триумфальная арка над Галерной улицей является символом единства церкви и государства.
В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.
Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.
Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.
В оформлении здания Сената и Синода принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, Петр Свинцов, Николай Устинов, Иван Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым ‑ «Благочестие» (вторая ниша слева). Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался, модели завершил его сын Николай Пименов.
Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Фридолино Торичелли. Скульптуры Демут‑Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов), отлитые из меди на заводе Карла (Чарльза) Берда, установлены на здании в августе 1835 года.
Декорирующие арку барельефы и горельефы прославляют государственную власть и аллегорически раскрывают историю русского законодательства. Самый крупный барельеф «Закон гражданский» - над аркой, выполнен скульпторами Свинцовым и Леппе. На нём, среди прочего, изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - «Закон Божий» (посвящён Синоду), в правой части - «Закон естественный» (посвящён Сенату).
Входы в здание оформлены гранитными лестницами, по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако данная инициатива не получила одобрения Синода.
Здание Сената и Синода стало последним крупным проектом Карла Росси. Его постройкой завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.
После революции большевики упразднили Сенат и Синод, а в 1925 году советские власти разместили в здании Сената и Синода Центральный государственный исторический архив.
В 1929 и 1936 годах была проведена реставрация фасадов и скульптурного убранства здания.
В годы Великой Отечественной войны здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941–1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Интерьеры сохранились только отчасти ‑ в основном роспись и лепнина. Особый интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.
В 1952 году сооружение было подвергнуто комплексной реставрации.
В декабре 2005 года Законодательное собрание Санкт‑Петербурга выдвинуло предложение использовать здания Сената и Синода для размещения «институтов высшей судебной власти или создание музея».
В 2006 году Российский государственный исторический архив (преемник Центрального государственного исторического архива) переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило провести в здании еще один комплекс реставрационных работ.
5 февраля 2007 года Президент РФ подписал закон о переводе Конституционного суда РФ из Москвы в Санкт‑Петербург.