Сергеев Александр Валерьевич, танцовщик
Сергеев Александр Валерьевич - российский артист балета, первый солист Мариинского театра Санкт-Петербурга. Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2016).
Биография
Родился 19 апреля 1986 года в Ленинграде. Окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой в 2004 году (класс профессора Геннадия Селюцкого). В труппе Мариинского театра с 2004 года. Солист с 2010 года.
Репертуар
Граф Альберт («Жизель», хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа);
Принц Зигфрид, Испанский танец («Лебединое озеро», хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова);
Голубая птица, принц Шарман («Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1890 года, постановка Сергея Вихарева);
Принц Дезире, Голубая птица («Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева);
Абдерахман, Беранже, Бернар, Grand рas («Раймонда», хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева);
Pas de deux («Талисман», хореография Мариуса Петипа);
Эспада («Дон Кихот», хореография Александра Горского);
«Бабочка» (хореография Марии Тальони);
Петрушка («Петрушка», хореография Михаила Фокина);
Вацлав, Юноши («Бахчисарайский фонтан», хореография Ростислава Захарова);
«Изумруды», «Бриллианты», «Рубины» («Драгоценности», хореография Джорджа Баланчина);
Сангвиник («Четыре темперамента», хореография Джорджа Баланчина);
Блудный сын («Блудный сын», хореография Джорджа Баланчина);
Деметрий, Лизандр («Сон в летнюю ночь», хореография Джорджа Баланчина);
Аполлон («Аполлон», хореография Джорджа Баланчина);
Балеты Джорджа Баланчина: «Серенада», «Симфония до мажор» (I. Allegro vivo), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», «Шотландская симфония»;
Принц («Щелкунчик», хореография Василия Вайнонена);
Ромео, Меркуцио («Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского);
Grand pas classique (хореография Виктора Гзовского);
Шурале («Шурале», хореография Леонида Якобсона);
Гармодий («Спартак», хореография Леонида Якобсона);
«Этюды» (хореография Харальда Ландера);
Пётр Леонтьевич («Анюта», хореография Владимира Васильева);
«Анюта» (хореография Владимира Васильева);
Орион («Сильвия», хореография Фредерика Аштона);
Визирь, Друзья Ферхада («Легенда о любви», хореография Юрия Григоровича);
Северьян («Каменный цветок», хореография Юрия Григоровича);
Тореро («Кармен-сюита», хореография Альберто Алонсо);
«В ночи» (хореография Джерома Роббинса);
For Four (хореография Кристофера Уилдона);
Солист («Парк», хореография Анжелена Прельжокажа);
Балеты Ролана Пети: «Юноша и Смерть», «Леда и лебедь»;
Молодые господа («Манон», хореография Кеннета Макмиллана);
Щелкунчик-принц («Щелкунчик», постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова);
Венгерский жених, Молодой Дроссельмейер («Волшебный орех», постановка Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски);
Балеты Уильяма Форсайта: «Там, где висят золотые вишни», Approximate Sonata, Steptext;
Принц («Золушка»);
Иван-дурак («Конек-Горбунок»);
Граф Вронский («Анна Каренина»);
Балет Concerto DSCH;
«Диана Вишнева: Красота в движении» («Лунный Пьеро», «Повороты любви»);
«Нежные воспоминания» (хореография Иржи Бубеничека);
«Весна священная» (хореография Саши Вальц);
«Инфра» (хореография Уэйна МакГрегора);
«Соло» (хореография Ханса ван Манена);
Главный охотник («Бемби», хореография Антона Пимонова);
Балеты Антона Пимонова: «Хореографическая игра 3х3», Inside the lines, «Кот на дереве»;
Он («Симфония в трёх движениях», хореография Раду Поклитару);
Евгений («Медный всадник», хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова);
Князь Игорь («Ярославна. Затмение», хореография Владимира Варнавы);
Петрушка («Петрушка», хореография Владимира Варнавы);
Пульчинелла («Пульчинелла», хореография Ильи Живого);
Король («Дивертисмент короля», хореография Максима Петрова);
Юноша («Поцелуй феи», хореография Максима Петрова);
«Послеполуденный отдых фавна» (хореография Максима Петрова);
Чтец («12», хореография Александра Сергеева);
Клиент («Чудесный мандарин», хореография Юрия Посохова).
Также в репертуаре:
«Танго» (хореография Алексея Мирошниченко);
Принц («Золушка», хореография Константина Сергеева);
Александр («Золотой век», хореография Ноа Д. Гелбера);
«Небесное» (хореография Гарретта Смита);
«Расставание» (хореография Юрия Смекалова).
Первый исполнитель партий в балетах:
Ковьель («Мещанин во дворянстве», хореография Никиты Дмитриевского);
Reverence (хореография Дэвида Доусона);
«В сторону "Лебедя"» (хореография Алексея Мирошниченко);
Мужчина («Кроткая», хореография Донвены Пандурски);
I часть («Прерванная ария», хореография Питера Кванца);
«Ринг» (хореография Алексея Мирошниченко);
Смерть («Предчувствие весны»);
Сребролюбие («Завод Болеро», хореография Юрия Смекалова).
Танцевал премьерные спектакли «Диана Вишнёва: Красота в движении» («Повороты любви» Дуайта Родена, «Лунный Пьеро») в США и российскую премьеру в Мариинском театре.
В рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» в 2019 году Александр Сергеев представил балет «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020 году - номер «Фарфор» на музыку Михаила Глинки.
Также в 2020 году для артистов Мариинского театра поставил номер «Пионерская сюита» на музыку Дмитрия Шостаковича.
В 2022 году поставил балет «12» Бориса Тищенко (спектакль - лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший балетный спектакль»).
Хореограф опер «Сказки Гофмана» (2021) и «Лакме» (2021), театрализованного концерта Юлии Маточкиной и Анатолия Кузнецова «Истории любви» (2021), совместного видеопроекта Мариинского театра и Русского музея - постановщик танцевальных номеров, исполненных артистами балета Мариинского театра в интерьерах Михайловского дворца (2021).
В апреле 2021 дебютировал в качестве чтеца в представлении «Истории солдата» Стравинского в Концертном зале Мариинского театра.
Награды и звания
2007 - Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» за работу в балете For Four, постановка Кристофера Уилдона (2007);
2009 - Награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре» (2009);
2016 - Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «лучшая мужская роль в балетном спектакле» за роль Евгения в спектакле «Медный всадник» (2016);
2016 - Лауреат премии общества «Театрал» за постановку балета «Двенадцать» (2023)
Видео на канале YouTube "Балет на ЗдравствуйРоссия.Рф"