Щедрин Р.К. Балет «Кармен-сюита»
Родион Щедрин, отважившись на «соперничество» с Жоржем Бизе, встал на путь, подсказанный хореографом: музыкальный материал оперы был существенно сжат и перекомпанован. Но, главное, композитор нашел особый ключ к пересозданию музыки Бизе для балетной сцены. Его аранжировка далека от привычных переложений оперных партитур в каких бы то ни было прикладных целях.
Действующие лица:
Кармен
Хозе
Тореро
Рок
Содержание:
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка Корриды).
Музыка
Прежде всего, Щедрин избрал совершенно неожиданный инструментальный состав: струнные и ударные. Тем самым он подчеркнуто акцентировал мелодическое и ритмическое богатство партитуры Бизе. Драматическую страстную кантилену арий (таких, например, как «ария с цветком» Хозе) Щедрин поручает струнным. Естественно, синкопированные пунктирные танцевальные ритмы – территория ударных, использованных с невероятной изобретательностью. Лаконичная и вместе с тем философски обобщенная балетная версия «Кармен» завоевала широкую известность во всем мире. «Кармен-сюита» столь же популярна и на концертной эстраде.