Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из балета «Золушка» Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Король - Денис Акинфиев
Автор: Лапин Вадим
Источник: Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
08:17 / 27.05.2015

Прокофьев С.С. Балет «Золушка»
«Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Балет шел на многих сценах мира в различных постановках

Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова. Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» — «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н.Д. Волков (1894— 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения.

Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907—1984) и была осуществлена постановка балета.

На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910—1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Действующие лица:

Золушка
Отец Золушки
Мачеха Золушки
Кривляка и Злюка (в другом варианте — Худышка и Кубышка), дочери мачехи
Принц
Фея-бабушка
Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
Танцмейстер
Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Содержание:

Действие I

Комната в доме отца Золушки. Мачеха, сварливая и высокомерная женщина, и две ее дочери – Худышка и Кубышка, очень похожие на свою матушку и умом, и характером, заняты приготовлениями к предстоящему балу. Парикмахеры делают им прически. Золушка, в стареньком платьице, добрая и приветливая, выполняет в доме самую грязную работу.
Оставшись одна, Золушка грустит о прошлом, вспоминая о счастливых днях детства, о Матери – самой красивой и доброй женщине. Появляется Отец, и Золушка бросается ему на шею. Но он приходит пьяный, вместе с собутыльниками, и просит у дочери денег.

Мачеха набрасывается на мужа с руганью. Золушка опять одна.
Неожиданно появляется нищая старушка с авоськами. Одна Золушка привечает ее. Тем временем Мачеха и ее дочери заканчивают последние приготовления к балу.
Приходят учителя танцев. Они репетируют с Худышкой и Кубышкой, но бестолковые сестры не могут справиться с танцем. Золушка наблюдает за уроком.

Мачеха и сестры отправляются во дворец. Золушка мечтательно вальсирует, придумывая свой танец для бала. Снова появляется старушка-нищенка. Она оказалась феей и пришла наградить Золушку за ее доброту. Фея достает из своих тяжелых авосек хрустальные башмачки и платье и протягивает их девушке. Появляющиеся В ремена года помогают Золушке преобразиться. Фея предупреждает Золушку, что волшебные чары будут действовать только до полуночи. Если Золушка вовремя не покинет дворец, она тотчас снова превратится в замарашку.


Действие II

Бал во дворце в разгаре. В ходят Мачеха и ее дочери. Кубышка и Худышка, Мачеха и все дамы пытаются привлечь внимание Принца.
Неожиданно в зале появляется незнакомка. Мачеха и сестры не узнают Золушку.
Принц восхищен девушкой, он не отходит от нее ни на шаг. Теперь каждое ее движение вызывает восторг у придворных. Зал пустеет. Принц и Золушка остаются одни.

Золушка, увлеченная своими ожившими фантазиями, вдруг вспоминает о времени.
Часы начинают бить полночь. Золушка бросается прочь из дворца и второпях теряет башмачок. Принц и гости устремляются вслед за исчезнувшей незнакомкой. Принц поднимает крохотный башмачок – он поможет ему найти таинственную красавицу.


Действие III

Придворные дамы королевства в отчаянии: башмачок им слишком мал. Принц отправляется искать по белу свету пленившую его незнакомку.
Раннее утро. В  доме, в своем уголке, дремлет Золушка. Проснувшись, она вспоминает минувшую ночь. Если бы не туфелька, которую она неожиданно нашла, Золушке показалось бы, что бал только приснился ей.
Появляются сестры. Они, конечно же, снова ссорятся. Золушка пытается их разнять, но вошедшая Мачеха набрасывается на нее.
Неожиданно вбегают сыщики: по городу ходит Принц, разыскивая девушку, потерявшую на балу башмачок.

Появляется Принц. Ни одна из стоящих перед ним девушек никак не напоминает неизвестную красавицу, но сыщики утверждают, что туфельку примерить необходимо.
Напрасно Кубышка и Худышка, а вслед за ними и Мачеха пытаются втиснуть свои ноги в крошечный башмачок. Спрятавшаяся в углу Золушка роняет свою туфельку.
Пораженный принц пристально вглядывается в девушку и узнает в ней ту, которую так упорно искал. Появившаяся Фея-нищенка убирает в котомку туфельки, которые на этот раз сослужили свою службу: они еще пригодятся.

Музыка

«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.