Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из балета «Анюта» Красноярского государственного театра оперы и балета
Источник: Красноярский государственный театр оперы и балета
07:40 / 29.05.2015

Гаврилин В.А. Балет «Анюта»
В максимовской Анюте угадывались и чеховская Аня из «Вишневого сада», и Негина из «Талантов и поклонников» Островского, и ибсеновская Нора. Нигде не сгущая красок, Максимова снимала ореол исключительности со своей героини, придавая танцу Анюты поистине чеховскую интонацию
Балет на музыку Валерия Александровича Гаврилина в двух действиях. Либретто А. Белинского и В. Васильева (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее»). Балетмейстер В. Васильев.

Телебалет, казалось бы, «не переводится» на театральный язык, поскольку изначально адресован телевидению. Долгие крупные планы участников, игровые эпизоды без танца, построенные по принципам драматического спектакля, монтажное чередование сцен — все это исключительно телевизионные выразительные средства. А вот Владимир Васильев дерзнул на основе своего телебалета «Анюта» создать самостоятельный двухактный спектакль и преуспел. Премьера состоялась в 1986 году — сначала на сцене неаполитанского театра Сан Карло, а затем, полгода спустя, в Москве, в Большом театре.

Партия Анюты создавалась специально для Екатерины Максимовой. Снова встретившись с этой ролью, балерина внесла множество новых черт в характер своей героини, в целом укрупнив образ, но сделав рисунок партии более тонким. По своему обыкновению она вышла за границы определенного образа, создав характер многозначный и глубокий. В максимовской Анюте угадывались и чеховская Аня из «Вишневого сада», и Негина из «Талантов и поклонников» Островского, и ибсеновская Нора. Нигде не сгущая красок, Максимова снимала ореол исключительности со своей героини, придавая танцу Анюты поистине чеховскую интонацию. В этой роли она создавала образ Красоты живой, пленительной и очень хрупкой.

В партии отца Анюты Петра Леонтьевича, как и в телебалете, выступил сам Владимир Васильев. Выдающееся актерское мастерство танцовщика раскрылось с неожиданной стороны, выявив его редчайшую психологическую тонкость и обезоруживающую правду поведения персонажа. Его герой и трогателен, и жалок, и смешон, и поразительно достоверен. Важная для всей русской литературы тема «маленького человека» пронзительно заявила о себе в созданном им образе.

Действующие лица:


Анюта
Петр Леонтьевич
Братья Анюты: Петя, Андрюша
Модест Алексеевич
Артынов
Студент
Его сиятельство
Девушка
Офицеры, щеголи, цыганки

Содержание:

Действие I

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми — взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью — бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, — мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Действие II

Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно еще любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Владимир Васильев о балете "Анюта"

Мелодика и ритмика литературного произведения, которую мы, не слыша, ощущаем довольно явственно у больших писателей, на балетной сцене только тогда будет волновать, когда визуальное представление сольется со слуховым — музыкой, шумами, безмолвными паузами и т. д.

Я это говорю потому, что представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без какого-либо из этих компонентов никогда не мог, а когда услышал музыку Валерия Гаврилина, композитора, выбранного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», со мной и произошло то, что называется импульсом в работе творческого воображения. Мне и сейчас кажется удивительным слияние этих двух художников — художника слова и художника музыки.


Первое представление: Центральное телевидение («Ленфильм»), 1 мая 1982 г.

Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия), а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.