Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Народная артистка Российской Федерации Мария Александрова в партии Принцессы Авроры в балете «Спящая красавица» Большого театра России
Автор: Фетисова Елена
Источник: Государственный академический Большой театр России
09:00 / 16.02.2022

Александрова Мария Александровна, балерина
В 2010 году Мария Александрова стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века

Мария Александровна Александрова (20 июля 1978, Москва) - российская артистка балета, прима-балерина Большого театра (до 2 февраля 2017). Народная артистка Российской Федерации (2009), лауреат премии «Золотая маска» (2004).

Биография

Мария Александровна Александрова родилась в Москве 20 июля 1978 г. В детстве она занималась танцем в ансамбле "Калинка", куда ее отвела мать. Посмотрев передачу про Ленинградское хореографическое училище, Александрова захотела серьезно учиться балету, и в 1988 г. поступила в МГАХ.

В 1-3 классах училища Александрова училась у Л.А. Коленченко. К этому времени относятся ее первые роли - па-де-труа из балета "Щелкунчик" и Куколка в "Коппелии". С 4 класса по 1-й курс ее педагогом была Л.В. Добржан, в этот период репертуар Александровой обогатился "Журавлями" (хор. Г.А. Майоров), где ее партнерами были Максим Королев и Роман Целищев, и па-де-де из "Коппелии" (с Дмитрием Гудановым).

Последние два курса Александрова училась в классе С.Н. Головкиной. За эти годы в ее репертуаре появились вариации из Гран па балета "Пахита", "Классическое па-де-де" Адана (хор. Л.Лавровский) и "Гран па классик" Обера-Гзовского, Седьмой вальс в "Шопениане" (ее партнером во всех трех партиях был Николай Цискаридзе).

На выпускном экзамене в МГАХ Александрова танцевала "Гран па классик", также с Николаем Цискаридзе, и участвовала в Гран па из балета "Пахита". Все время обучения Мария Александрова и Нина Капцова учились в одном классе. После окончания МГАХ в 1996 г. Александрова оставалась там еще год на стажировке.

В июне 1997 г. Мария Александрова получила I премию и золотую медаль Международного конкурса артистов балета в Москве. На первом туре конкурса она танцевала вариацию Гамзатти из Гран па "Баядерки" и вариацию Сванильды из балета "Коппелия".

На втором туре - вариацию Маши из балета "Щелкунчик", вариацию Эсмеральды и современный номер "Tutu" ("Пачка") в хореографии Николая Огрызкова. Победу на конкурсе Александровой принесли показанные на третьем туре вариация Одиллии ("Лебединое озеро") и вариация из "Гран па классик" Обера-Гзовского. В гала-концерте на закрытии конкурса Мария Александрова и Николай Цискаридзе танцевали "Гран па классик".

Сразу же после конкурса Мария Александрова была зачислена в балетную труппу Большого театра. В ГАБТ она занималась в классе М.Т. Семеновой, через несколько лет перешла к С.Д. Адырхаевой. Ее постоянным репетитором является Т.Н. Голикова. При постановках отдельных балетов Александрова работала с Т. Тереховой, Н.Б. Фадеечевым.

В сезоне 1997-1998 Александрова официально была танцовщицей кордебалета, хотя и исполняла сольные роли. Она танцевала кордебалетные партии в "Тенях" ("Баядерка") и "Красных видениях" ("Легенда о любви"), один раз вышла дриадой в "Сне Дон Кихота", один раз - Снежинкой в "Щелкунчике".

19 октября 1997 г. Мария Александрова станцевала свою первую сольную партию - Царицу бала в "Фантазии на тему Казановы" М. Лавровского. В том же спектакле дебютировали Дмитрий Гуданов (Казанова) и Ирина Семиреченская (Царица бала).

17 ноября 1997 г. в Нью-Йорке, на сцене Линкольн-Центра прошел гала-концерт звезд русского балета, посвященный Сергею Дягилеву. В концерте Мария Александрова и Николай Цискаридзе станцевали "Гран па классик" Обера-Гзовского.

28 ноября 1997 г. Мария Александрова впервые исполнила вариацию в гран па в балете "Дон Кихот".

8 декабря 1997 г. Мария Александрова исполнила сольные партии в балете Йорга Маннеса "Четыре поцелуя" и хореографическом номере Стефана Фреденрайха, показанных в Большом театре в рамках "Новогодних премьер".

В декабре 1997 г. в Большом театре состоялась премьера новой версии балета "Жизель" в редакции Владимира Васильева. Во втором спектакле 27 декабря Мария Александрова станцевала Мирту. Ее партнерами были Светлана Лунькина - Жизель, для которой это также был первый сезон в театре, и Николай Цискаридзе - Альберт.

В феврале 1998 г., во время обменных гастролей Большого и Мариинского театров, Александрова станцевала Мирту в Петербурге.

Сезон 1998-1999 Александрова начала уже не танцовщицей кордебалета, а корифейкой.

29 ноября 1998 г. Мария Александрова станцевала в балете "Сны о Японии" партию, которую первоначально исполняла Татьяна Терехова. Хореографию этой роли Александровой показала Инна Петрова.

В декабре 1998 г. В Большом театре был показан балет Йорга Маннеса "Перипетии любви", поставленный специально для труппы Большого. Сольные партии в спектакле исполнили Мария Александрова, Наталья Маландина, Артем Вахтин и Илья Рыжаков.

20 января 1999 г. Александрова станцевала 2-ю вариацию в картине "Тени" в "Баядерке".

1 февраля 1999 г. на сцене Большого театра состоялся концерт, посвященный юбилею Екатерины Максимовой. В этом концерте Александрова исполнила вариацию в гран па из "Дон Кихота".

В апреле 1999 г. в Большом театре состоялась премьера балетов Джорджа Баланчина (George Balanchine) "Агон" ("Agon") и "Симфония до мажор" ("Symphony in C"). На премьере Мария Александрова и Николай Цискаридзе станцевали 3-ю часть "Симфонии до мажор". Программа Баланчина шла в театре до осени 2000, и все это время Александрова и Цискаридзе были единственными исполнителями своих ролей.

В мае 1999 г. Александрова впервые исполнила Мазурку в "Шопениане".

В июле 1999 г. в Большом театре состоялась премьера балета "Дон Кихот" в версии Алексея Фадеечева. В одном из премьерных спектаклей Александрова станцевала партию Уличной танцовщицы.

В конце сезона 1998-1999 по итогам конкурса в балетной труппе Александрова была официально переведена из корифеек в солистки (разделения на вторых и первых солисток тогда еще не было).

Летом 1999 г. Александрова принимала участие в гастролях Большого театра в Лондоне, в театре "Колизеум". Александрова участвовала в гастролях. В Лондоне она дебютировала в вариации "Сна" в балете "Раймонда".

В течение всего октября 1999 г. балетная труппа Большого театра гастролировала в Японии - в Токио и еще девяти городах страны. Были показаны балеты "Жизель", "Дон Кихот" и концертная программа. Мария Александрова принимала участие в гастролях.

25, 26 и 27 ноября 1999 г. прошли первые гастроли балетной труппы Большого театра в Гонконге. Был показан балет "Дон Кихот", в котором Александрова исполняла партию Уличной танцовщицы.

В феврале 2000 г. в Большом театре состоялась премьера балета "Русский Гамлет". Во втором составе партию Императрицы исполнила Мария Александрова, Наследника - Дмитрий Гуданов, Фаворита - Дмитрий Белоголовцев.

В марте 2000 г. на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялся концерт-церемония вручения приза журнала "Балет" "Душа танца" за 1999 год. Мария Александрова была удостоена приза в номинации "Восходящая звезда". В концерте Мария Александрова и Дмитрий Белоголовцев исполнили дуэт из балета "Русский Гамлет".

26 марта 2000 г. Мария Александрова впервые станцевала партию Китри в "Дон Кихоте". Ее партнером был Дмитрий Белоголовцев.

В апреле 2000 г. в Большом театре состоялся праздничный концерт, посвященный юбилею Владимира Васильева. В этом концерте Мария Александрова станцевала отрывок из балета "Макбет" в постановке юбиляра.

В мае 2000 г. Большой театр показал премьеру балета "Дочь фараона", поставленного французким балетмейстером Пьером Лакоттом (Pierre Lacotte) по мотивам одноименного спектакля Мариуса Петипа специально для труппы Большого театра. На премьере 5 мая Мария Александрова исполнила партию невольницы Рамзеи, а 7 мая - вариацию реки Конго. За роль Рамзеи Мария Александрова была номинирована на премию "Золотая маска", однако балет был снят с конкурса по решению тогдашнего руководства Большого театра.

В том же месяце Александрова принимала участие в гала-концерте в Мадриде, где ее партнером был Игорь Йебра.

Летом 2000 г. состоялось пятинедельное турне балетной труппы Большого театра в пяти крупных городах США - Вашингтоне, Чикаго, Лос-Анжелесе, Сиэттле, Орандж Каунти, за которым последовали выступления в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. Александрова принимала участие в гастролях, исполнив партию Мирты в "Жизели", сольную партию в III части "Симфонии до мажор", Китри в "Дон Кихоте". В США Александрова дебютировала в партии Подруги Джульетты в балете "Ромео и Джульетта"

В 2000 г. Александрова стала ведущей солисткой.

Осенью 2000 г. Мария Александрова и Николай Цискаридзе приняли участие в концерте, посвященном 85-летию ректора и профессора Московской академии хореографии Софьи Головкиной, исполнив па-де-де Обера-Гзовского. Той же осенью Александрова выступила в организованном фирмой "Постмодерн-театр" концерте "Созвездие-2000", где вместе с Дмитрием Белоголовцевым станцевала па-де-де из балета "Русский Гамлет" и па-де-де Дианы и Актеона из балета "Эсмеральда".

20 ноября 2000 г. в Большом театре состоялся юбилейный гала-концерт в честь Майи Плисецкой. В концерте Галина Степаненко, Мария Александрова, Ирина Сурнева ("Имперский Русский Балет"), Владимир Непорожний, Юрий Клевцов исполнили сюиту танцев из балета "Дон Кихот".

10 декабря 2000 г. Мария Александрова впервые станцевала Гамзатти в "Баядерке". Ее партнерами были Николай Цискаридзе-Солор и Галина Степаненко-Никия.

В декабре 2000 г. в Йошкар-Оле проходил очередной ежегодный фестиваль "Зимние вечера". На фестивале выступила группа артистов Большого театра, в том числе и Мария Александрова.

26 декабря 2000 г. Театр танца под руководством Алексея Фадеечева показал на сцене Московского театра оперетты программу, состоящую из мировой премьеры балета "Green" ("Зеленый") в хореографии австралийца Стентона Уэлша (Stanton Welch) и "Снов о Японии". Сольные партии в "Green" исполнили Нина Ананиашвили, Сергей Филин и Дмитрий Белоголовцев. "Сны о Японии" танцевали Нина Ананиашвили, Мария Александрова, Инна Петрова, Сергей Филин, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев и Юрий Клевцов.

3 февраля 2001 г. в Большом театре состоялось представление "Баядерки", посвященное 100-летию со дня рождения Василия Вайнонена. В этом спектакле Никию станцевала Анна Антоничева, Солора - Владимир Непорожний, Гамзатти - Мария Александрова.

В 2001 г. Большой театр праздновал 225-летие, в связи с чем ряд работников театра был отмечен различными званиями и наградами. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 20.02.2001 г., № 149 Москва, Мария Александрова в числе прочих была награждена знаком "За достижения в культуре".

2 марта 2001 г. в Большом театре состоялась премьера "Лебединого озера" в редакции Ю. Григоровича. В премьерном спектакле Александрова исполнила партии Сверстницы принца в 1 акте и Испанской невесты во 2 акте. В том же месяце в Уфе в седьмой раз проходил фестиваль памяти Рудольфа Нуриева. На фестивале Мария Александрова и Марк Перетокин станцевали главные партии в балете "Дон Кихот" c уфимской труппой.

28 марта 2001 г. состоялся гала-концерт, посвященный 225-летию Большого театра. В этом концерте Александрова исполнила вариацию в гран па из "Дон Кихота".

В апреле 2001 г. Театр танца Алексея Фадеечева показал программу, состоящую из балетов "Между небом и землей" (Трэй МакИнтайр, премьера), "Прелести маньеризма" и "Opus X" (Стентон Уэлш, мировая премьера). Мария Александрова станцевала сольную партию в 1-й части "Между небом и землей" в паре с Русланом Прониным.

Весной 2001 г. Большой гастролировал с концертной программой в Лондоне, в театре Друри-Лейн. На этих гастролях Мария Александрова танцевала па-де-де из "Дон Кихота" с Андреем Уваровым.

В июне 2001 г. группа артистов Большого театра выступила в Ханты-Мансийске в рамках театрального фестиваля "Чайка". Александрова участвовала в гастролях.

30 июня и 1 июля 2001 г. Мария Александрова танцевала Китри в "Дон Кихоте" с труппой "Русский камерный балет "Москва", ее партнерами были Марк Перетокин и Владимир Непорожний. Третий "Дон Кихот" с той же труппой она станцевала осенью 2001.

В сентябре 2001 г. в Большом театре прошел "мини-фестиваль звезд" - в спектаклях Большого приняли участие звезды мирового балета Хосе Мануэль Кареньо (Jose Manuel Carreño), Йохан Кобборг (Johan Kobborg) и Владимир Малахов. Уроженец Кубы, а ныне премьер Американского Балетного театра Кареньо дважды станцевал Базиля в балете "Дон Кихот", и в обоих спектаклях его партнершей была Мария Александрова. Владимир Малахов дважды выступил в "Жизели" со Светланой Лунькиной, и в одном из спектаклей Мария Александрова станцевала Мирту.

В конце сентября-начале октября 2001 г. в Афинах, в театре "Мегарон", было показано несколько представлений балета "Жизель" в исполнении солистов из разных трупп и кордебалета Софийского театра. Мария Александрова танцевала Мирту в одном составе с Юлией Махалиной - Жизелью и Игорем Зеленским - Альбертом. В другом составе Альберта танцевал Владимир Малахов.

В октябре 2001 г. Дмитрий Белоголовцев и Мария Александрова выступили в Ханты-Мансийске на заключительном гала-концерте театрального фестиваля "Чайка".

7 декабря 2001 г. в Большом театре состоялся гала-концерт Нины Ананиашвили, посвященный 20-летию ее сценической деятельности. В этом концерте Александрова исполнила сольную партию в балете "Сны о Японии".

С 10 декабря 2001 г. по 1 января 2002 г. балетная труппа Большого театра выступала в Италии, в Турине, на сцене театра "Реджо". Были показаны балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик". Мария Александрова участвовала в гастролях.

14 января 2002 г. в помещении Театрального музея им. Бахрушина состоялась встреча Марии Александровой с поклонниками, организованная общественной организацией "Друзья Большого балета".

В феврале 2002 г. Большой театр возобновил на сцене Кремлевского Дворца съездов ранее снятый с репертуара балет "Дочь фараона". На первом представлении 12 февраля Мария Александрова станцевала партию Рамзеи, а 13 февраля - реки Конго.

14 марта 2002 г. на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялся концерт-церемония вручения приза журнала "Балет" "Душа танца" за 2001 год. В концерте Мария Александрова, Юлиана Малхасянц, Владимир Моисеев и Анна Антропова станцевали сюиту из балета "Дон Кихот".

18 мая 2002 г. Мария Александрова впервые исполнила партию Эгины в балете "Спартак". В этом спектакле Спартака станцевал Дмитрий Белоголовцев, Красса - Марк Перетокин, Фригию - Анна Антоничева.

С 30 мая по 4 июня 2002 труппа Большого театра выступала на балетном фестивале в финском городе Савонлинне, показав два "Лебединых озера" и три "Дон Кихота". Мария Александрова станцевала Китри на первом представлении "Дон Кихота" в паре с Сергеем Филиным.

С 10 по 17 июня 2002 г. балетная труппа Большого театра гастролировала на сцене Кеннеди-Центра в Вашингтоне, и Мария Александрова участвовала в гастролях. Она станцевала Гамзатти в "Баядерке" (с Анастасией Волочковой - Никией и Евгением Иванченко - Солором), а также партии Сверстницы принца и Испанской невесты в "Лебедином озере".

В августе 2002 г. Мария Александрова и Николай Цискаридзе приняли участие в гала-концерте по случаю открытия нового театра в городе Аполло вблизи Сакраменто, США. Они исполнили па-де-де Обера-Гзовского и па-де-де из балета "Шехерезада". Александрова также станцевала вариацию Испанской невесты из балета "Лебединое озеро".

В конце августа 2002 г. Мария Александрова в составе группы артистов Большого театра выступала в Тюмени и Нижневартовске. Турне было организовано "Альфа-Банком".

В начале сентября 2002 г. Александрова в составе группы артистов Большого театра выступала в Южно-Сахалинске и Владивостоке.

10 сентября 2002 г. балетная труппа Большого театра открыла сезон спектаклем "Лебединое озеро", посвященным памяти Евгения Светланова. Партию Одетты-Одиллии исполнила Анастасия Волочкова, Принца Зигфрида - Евгений Иванченко, Злого гения - Дмитрий Белоголовцев, Мария Александрова станцевала Сверстницу Принца и Испанскую невесту. Спектакль транслировался по телеканалу "Культура".

В сентябре 2002 г. в Каннах проходил фестиваль, в котором выступал балет Большого театра, Мария Александрова была среди участников, исполняла па-де-де из балета "Дон Кихот".

6 октября 2002 г. Мария Александрова впервые исполнила заглавную партию в балете "Сильфида". Ее партнером был Дмитрий Гуданов.

18 октября 2002 г. в Большом театре прошел гала-концерт, посвященный 200-летию Министерства экономического развития и торговли. Концерт завершился гран па из балета "Дон Кихот", в котором главные партии танцевали Анастасия Волочкова и Евгений Иванченко, а вариации - Мария Александрова и Екатерина Шипулина.

С конца октября по середину декабря 2002 г. балетная труппа Большого театра гастролировала в городах США - Сиэттле, Детройте, Вашингтоне и др. с балетами "Баядерка", "Лебединое озеро" и, под конец гастролей, "Щелкунчик". Мария Александрова участвовала в гастролях, исполняла партии Гамзатти и вариацию Тени в "Баядерке", Сверстницы принца и Испанской невесты в "Лебедином озере".

В конце декабря 2002 г. в Афинах, в театре "Мегарон", снова был показан балет "Жизель" в исполнении солистов из разных трупп и кордебалета Софийского театра. Балет прошел восемь раз, Мария Александрова танцевала Мирту во всех восьми представлениях. Партии Жизели и Альберта исполняли Диана Вишнева - Владимир Малахов и Светлана Захарова - Игорь Зеленский.

30 января 2003 г. на Новой сцене состоялся гала-концерт в честь 25-летия Ансамбля ударных инструментов оркестра Большого театра. На вечере был показан балет "Сны о Японии" с участием Нины Ананиашвили, Марии Александровой, Инны Петровой, Сергея Филина, Дмитрия Белоголовцева, Дмитрия Гуданова и Владимира Непорожнего.

30 марта 2003 г. в Большом театре прошел вечер балета, посвященный 50-летию творческой деятельности Марины Кондратьевой. На вечере была исполнена картина "Тени" из "Баядерки" с участием Надежды Грачевой, Андрея Уварова (главные партии), Елены Андриенко, Марии Александровой и Марии Аллаш (вариации теней).

В апреле 2003 г. на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета "Светлый ручей", поставленного специально для труппы Большого театра. В первом спектакле 18 апреля главные партии танцевали Инна Петрова (Зина), Юрий Клевцов (Петр), Мария Александрова (Классическая танцовщица), Сергей Филин (Классический танцовщик). За эту роль Александрова была награждена премией "Золотая маска".

1 мая 2003 г. Мария Александрова впервые станцевала Эсмеральду в балете Ролана Пети "Собор Парижской богоматери". Ее партнерами были Николай Цискаридзе (Квазимодо), Ян Годовский (Фролло), Владимир Непорожний (Феб).

В мае 2003 г. в Большом театре состоялось премьера обновленной хореографической и сценической редакции балета "Раймонда" в постановке Ю. Григоровича. На премьере 10 мая Мария Александрова станцевала партию Клеманс, подруги Раймонды.

Так же в мае 2003 г. балет Большого театра несколько дней выступал в Германии с программой, состоящей из балета "Шопениана" и дивертисмента. Мария Александрова участвовала в гастролях.

26 мая 2003 г. в Большом театре прошел вечер балета, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Николая Фадеечева. На вечере Мария Александрова станцевала 1-ю вариацию в картине "Тени" из балета "Баядерка".

В начале июня 2003 труппа Большого театра выступала на балетном фестивале в финском городе Савонлинне, где были показаны балеты "Лебединое озеро" и "Спартак". Мария Александрова участвовала в гастролях, танцевала Эгину в "Спартаке".

В июне 2003 г. на сцене Большого театра прошли гастроли Английского Королевского балета. Гастроли завершились 29 июня гала-концертом с участием звезд Английского Королевского балета и балета Большого театра. В концерте Мария Александрова станцевала па-де-де из балета "Корсар" с Карлосом Акостой и 1-ю варияцию в гран па из балета "Дон Кихот" (главные партии танцевали Андрей Уваров и Марианела Нуньес).

В июле 2003 г. Александрова участвовала в гала-концерте в Аполло, где танцевала в паре с Денисом Матвиенко па-де-де Гамзатти и Солора из "Баядерки" и па-де-де из "Дон Кихота".

В конце июля-начале августа 2003 г. Мария Александрова участвовала в гала-концертах в Японии, где в паре с Сергеем Филиным исполняла па-де-де из балетов "Ромео и Джульетта" Л. Лавровского, "Сильфида", "Раймонда".

В конце августа 2003 г. Александрова снова выступала в Аполло, танцевала вариацию Китри из 1-го акта балета "Дон Кихот", первую вариацию в Па де катр (ее партнершами были Галина Степаненко из Большого театра, Ольга Павлова и Мария Мосина), па-де-де из "Ромео и Джульетты" с солистом Мариинского театра Ильей Кузнецовым.

4 сентября 2003 г. балетная труппа Большого театра открыла сезон спектаклем "Светлый ручей" (на Новой сцене). Партии Классической танцовщицы и Классического танцовщика исполнили Мария Александрова и Сергей Филин. Спектакль транслировался по телеканалу "Культура".

14 сентября 2003 г. Мария Александрова впервые станцевала Мехменэ Бану в балете "Легенда о любви". Ее партнерами были Александр Волчков (Ферхад) и Марианна Рыжкина (Ширин).

16 октября 2003 г. в спектакле "Дочь фараона" состоялся двойной дебют - партии Аспиччии и Таора впервые станцевали Мария Александрова и Руслан Скворцов.

27, 29 и 31 октября 2003 г. в Большом театре прошли представления балета "Дочь фараона", которые были засняты на видео французской компанией Bel Air для последующего выпуска DVD-версии балета. Мария Александрова исполнила партию Рамзеи.

28 ноября 2003 г. в Петербурге, в концертном зале "Октябрьский", прошел творческий вечер Илзе Лиепа, где Александрова и Марк Перетокин исполнили дуэт Эгины и Красса из "Спартака".

13 декабря 2003 г. в Большом театре состоялась мировая премьера балета "Ромео и Джульетта" в постановке английского режиссера Деклана Доннеллана и молдавского хореографа Раду Поклитару. Партии Ромео и Джульетты исполнили Денис Савин и Мария Александрова. За эти роли Александрова и Савин были выдвинуты на соискание премии "Золотая маска", но не получили наград.

В конце декабря 2003 г. в Афинах, в театре "Мегарон", антреприза "Малахов и друзья" несколько раз показала дивертисмент. Мария Александрова и Сергей Филин станцевали отрывки из "Раймонды" и "Русского Гамлета".

В январе 2004 г. Большой театр гастролировал в Париже. С 7 по 24 января на сцене Пале Гарнье были показаны балеты "Лебединое озеро", "Дочь фараона" и "Светлый ручей". Мария Александрова танцевала Сверстницу Принца и Испанскую невесту в "Лебедином озере", Рамзею и Аспиччию (с Русланом Скворцовым) в "Дочери фараона", Классическую танцовщицу (с Яном Годовским) в "Светлом ручье", а также отрывок из "Русского Гамлета" на гала-концерте в Версале.

18 февраля 2004 г. в спектакле "Спящая красавица" состоялся тройной дебют в главных ролях - Светлана Захарова (Аврора), Александр Волчков (Принц Дезире), Мария Александрова (Фея Сирени).

29 февраля 2004 г. на Новой сцене Большого театра состоялась десятая церемония вручения приза «Душа танца». В концерте Мария Александрова и Дмитрий Гуданов исполнили отрывок из балета "Сильфида".

12, 13, 14 марта 2004 г. в Большом театре состоялась премьера балетов Джорджа Баланчина "Кончерто Барокко", "Па-де-де Чайковского","Тарантелла", Па-де-де ("Сильвия"), а также шедших ранее в театре, но выпавших из репертуара балетов "Агон" и "Симфония до мажор". На первом спектакле Мария Александрова и Сергей Филин станцевали па-де-де Чайковского.

10 апреля 2004 г. Мария Александрова станцевала III часть в "Симфонии до мажор" Баланчина в паре с Александром Воробьевым.

12 апреля 2004 г. в Большом театре были названы лауреаты национальной театральной премии "Золотая маска". Мария Александрова получила премию в номинации "Лучшая женская роль" за партию Классической танцовщицы в балете "Светлый ручей".

27, 28 апреля 2004 г. на сцене Новой оперы прошли выступления антрепризы Ирмы Ниорадзе. Мария Александрова и Вячеслав Самодуров танцевали па-де-де Чайковского-Баланчина.

16 мая 2004 г. на сцене Большого театра прошел концерт "Галине Улановой посвящается". Был показан отрывок из "Симфонии до мажор" Дж. Баланчина. Мария Александрова и Александр Воробьев станцевали сольные партии в III части.

В мае 2004 г. Большой театр показал премьеру программы, состоящей из балетов "Палата №6" Р. Поклитару, "Магриттомания" Ю. Посохова и "Леа" А. Ратманского. На втором спектакле 22 мая Мария Александрова и Дмитрий Гуданов исполнили главные партии в "Леа".

10 июня 2004 г. в Большом театре прошел концерт ансамбля Игоря Моисеева, посвященный 80-летию творческой деятельности его руководителя. Балет Большого театра показал фрагмент из балета "Спартак" в постановке И. Моисеева (1958 г.), где Мария Александрова и Ринат Арифулин исполнили дуэт "Пастух и нимфа".

24, 25 июня 2004 г. Мария Александрова и Дмитрий Гуданов танцевали главные роли в "Дочери фараона", что стало для Гуданова дебютом в роли Таора. 25 июня по окончании спектакля было объявлено публике, что Александрова и Гуданов получают звания прима-балерины и премьера.

С 19 июля по 7 августа 2004 г. балет Большого театра выступал в Лондоне, в театре "Ковент-Гарден". Были показаны балеты "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Спартак", "Дочь фараона" и "Ромео и Джульетта" Доннеллана-Поклитару. Мария Александрова станцевала Китри в "Дон Кихоте" на открытии гастролей (с Сергеем Филиным), затем Уличную танцовщицу в том же балете, Сверстницу и Испанскую невесту в "Лебедином озере", Джульетту (с Денисом Савиным), Рамзею и Аспиччию (с Дмитрием Гудановым) в "Дочери фараона".

1 сентября 2004 г. были объявлены первые обладатели профессиональных премий, которые учредил Попечительский Совет Большого театра. Среди лауреатов были обладатели "Золотой маски" прошлого сезона, в том числе Мария Александрова.

С начала октября до середины ноября 2004 г. Большой театр выступал в Северной Америке. Тур проходил по городам Бостон, Мехико, Миннеаполис, Сиэттл, Беркли, Чикаго. Были показаны балеты "Раймонда", "Дон Кихот", "Ромео и Джульетта" Доннеллана-Поклитару, "Жизель" В. Васильева. Гастроли открылись "Раймондой" в Бостоне, в которой Александрова станцевала Клеманс. Она также танцевала Китри в "Дон Кихоте" (с Юрием Клевцовым и Сергеем Филиным), Джульетту (с Денисом Савиным).

22 декабря 2004 г. в Большом театре состоялась премьера балета Джона Ноймайера (John Neumeier) "Сон в летнюю ночь". На премьере Александрова станцевала Гермию в паре с солистом Гамбургского балета Иваном Урбаном в роли Лизандра.

В апреле 2005 г. в Большом театре состоялась премьера балетов Леонида Мясина "Треуголка", "Предзнаменования" и "Парижское веселье". На первом спектакле 14 апреля Александрова станцевала Мельничиху в "Треуголке", ее партнером был премьер Парижской Оперы Жози Мартинес (José Martinez). На втором спектакле 17 апреля ее партнером был Дмитрий Гуданов.

С 30 апреля по 2 мая 2005 г. Большой театр гастролировал в Самаре - городе, где с октября 1941-го по июль 1943-го коллектив театра находился в эвакуации. Гастроли открылись спектаклем "Светлый ручей", в котором Александрова станцевала Классическую танцовщицу.

14 мая 2005 г. Александрова дебютировала в роли Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро". Ее партнером был Андрей Уваров.

16 мая 2005 г. в Большом театре прошел гала-концерт памяти Галины Улановой. Александрова и Дмитрий Белоголовцев исполнили отрывок из "Русского Гамлета".

С 21 по 25 мая 2005 г. на сцене Ереванского государственного театра оперы и балета имени А. Спендиаряна прошли гастроли балетной труппы Большого театра. Были показаны "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетта". Александрова участвовала в гастролях.

7 июня 2005 г. в ЦДРИ состоялась презентация фотоальбома «Легенда Аллы Шелест». Александрова станцевала монолог Мехмене Бану из "Легенды о любви".

В июне 2005 г. было объявлено, что Марии Александровой присваивается звание "Заслуженный артист Российской Федерации".

Последние годы Мария Александрова была прима-балериной Большого театра, из которого уволилась по собственному желанию 2 февраля 2017 года. С этого момента она работает в Большом по контракту в качестве приглашённой балерины.

Репертуар

1997 - Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В.А. Моцарта в постановке М. Лавровского);
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю. Григоровича);
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева, а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича);
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1998 - Уличная танцовщица («Дон Кихот»); Фея Смелости («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
солистка («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша)

1999 - все вариации в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
три дриады («Дон Кихот»); солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) - первая исполнительница в Большом театре;
мазурка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина);
кобылицы («Конек-горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова)

2000 - Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера);
Китри («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
Рамзея (первая исполнительница); Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа);
Гамзатти («Баядерка»)

2001 - Одиннадцатый вальс («Шопениана»);
сверстницы принца, Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) - была в числе первых исполнителей балета в этой редакции

2002 - Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича);
Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)

2003 - Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича) - первая исполнительница;
Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети);
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича);
Аспиччия («Дочь фараона»);
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первая исполнительница

2004 - Фея Сирени («Спящая красавица»);
па-де-де Чайковского (хореография Дж. Баланчина);
Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна, вторая редакция);
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера) - первая исполнительницав Большом театре

2005 - Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хоерография Л. Мясина) - первая исполнительница в России;
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»);
солистка («Игра в карты» И. Стравинского) - участница премьеры этого балета;
Раймонда («Раймонда»)

2006 - Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)

2007 - солистка (Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона) - участница мировой премьеры этого балета;
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп);
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа);
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича);
Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2008 - Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева с использованием хореографии В. Вайнонена) - первая исполнительница;
вариация (участница премьеры балета в этой редакции), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009 - Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница;
Никия («Баядерка») -дебютировала на гастролях Большого балета в США;
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) -первая исполнительница

2010 - Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети); Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

2012 - дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло);
Главная мочалка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первая исполнительница

2013 - плита, вальс, пелесосы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка) - участница премьеры в Большом театре

2014 - Катарина («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015 - ведущая пара («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича); Ундина («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Тамань», хореография Ю. Посохова)

2016 - Ундина («Ундина» Х.В. Хенце, хореография В. Самодурова, 2016)

2016 - Cильфида («Сильфида», редакция Й. Кобборга, 2016)

2017 - Марго («Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова) – первая исполнительница

2021 - Ведущая солистка («Девятый вал» на музыку М. Глинки и Н. Римского-Корсакова, хореография Б. Ариаcа, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета», 2021)

2021 - Маша ("Чайка" на  музыку И. Демуцкого)

2022 - Классическая танцовщица ("Светлый ручей" на музыку Д. Шостаковича); Махмене Бану, царица ("Легенда о любви" на музыку А. Меликова)

Участвовала в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98 гг.), выступив в балете «Блэк аут» в постановке Стефана Фреденрайха и исполнив сольные партии в балетах Йорга Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А. Моцарта.

В 2001 г. дважды выступила в Большом театре в балете «Дон Кихот» с премьером АБТ Хосе Мануэлем Карреньо.

В 2003 г. участвовала в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент Гарден) на сцене Большого театра. Исполнила па-де-де из балета «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа), партнер - Карлос Акоста.

Выступила в роли Рамзеи в трех представлениях «Дочери фараона», которые в 2003 г. снимала в Большом театре французская компания Bel air Media для последующего выпуска балета на DVD.

Гастроли


В 1997 г. выступила в Нью-Йорке на сцене Линкольн-центра в гала-концерте звезд русского балета, посвященном Сергею Дягилеву, исполнив с Николаем Цискаридзе Большое классическое па на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского).

В 2000 г. принимала участие в гала-концерте звезд балета в Мадриде (партнер Игорь Йебра).

В 2001 г. танцевала с солистом Большого театра Марком Перетокиным главные партии в балете «Дон Кихот» в Башкирском театре оперы и балета в рамках Международного фестиваля балета имени Р. Нуреева.

В том же году приняла участие в постановке Театра танца Алексея Фадеечева, исполнив партию Солистки I части в балете «Между небом и землей» (хореография Т. Макинтайра) и стала первой исполнительницей партии Китри в спектакле Русского камерного балета «Москва» (редакция М. Лавровского).

В 2001-02 гг. выступала в роли Мирты в серии представлений балета «Жизель» со звездными составами (Юлия Махалина, Диана Вишнева, Владимир Малахов, Игорь Зеленский) на сцене афинского концертного зала «Мегарон».

В 2002 г. приняла участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнер - Николай Цискаридзе.

В 2003 г. в составе антрепризы «Малахов и друзья» выступала в гала-концертах в Афинах на сцене зала Мегарон и приняла участие в Международном фестивале балета в Японии (в обоих случаях партнером был Сергей Филин). В программе «Малахов и друзья» затем принимала участие неоднократно.

В 2007 г. выступила на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Гамзатти в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; Никия - Ульяна Лопаткина, Солор - Николай Цискаридзе);

в заключительном гала-концерте исполнила па де де из балета «Лебединое озеро» (партнер - солист Мариинского театра Игорь Колб); участвовала в гала-концерте в честь Майи Плисецкой на сцене Королевского театра/Teatro Real в Мадриде.

2008 г. - танцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)в рамках VIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (партнер - солист Мариинского театра Данила Корсунцев);

дважды выступила в гала-концертах Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань), исполнив Классическое па-де-де на музыку Д.Ф.Э. Обера (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Гуданов);

рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектаклях Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, исполнив партию Гамзатти («Баядерка» в редакции И. Зеленского; Солор - худрук балетной труппы НГАТОБ Игорь Зеленский, Никия - солистка НГАТОБ Анна Жарова;

солистка дрезденской Земпер-оперы Елена Востротина) и дебютировав в партии Принцессы Авроры («Спящая красавица» в редакции К. Сергеева, постановка С. Вихарева; Принц Дезире - солист балета Цюрихской оперы Семен Чудин);

выступила в Париже в партии Раймонды в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Жан де Бриен - премьер Большого балета Александр Волчков).

2009 г. - в Новосибирске с труппой НГАТОБ выступила в спектаклях «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева, В.Бурмейстера) и «Дон Кихот» (постановка С. Вихарева), исполнив партию Одетты-Одиллии (Принц Зигфрид - солист НГАТОБ Роман Полковников) и Китри (Базиль - солист НГАТОБ Максим Гишенков).

В том же году вместе с Дмитрием Гудановым приняла участие в организации концерта балетных звезд «Гран балет гала. Шедевры», состоявшегося на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

В рамках этого концерта прошла премьера номера Les deux genres (хореография С. Землянского) в исполнении героев вечера, самой Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, выступивших в этот вечер и в нескольких других классических и современных номерах.

В 2010 г. выступила на юбилейном X Международном фестивале балета «Мариинский» - вновь в партии Гамзатти (Никия - Виктория Терешкина, Солор - Игорь Зеленский).

Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века.

Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца.

В декабре 2010 г. на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой).

В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях - в 2009 г. выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 г. - в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

В 2015 г. исполнила партию Балерины в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в постановке В. Самодурова с труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (мировая премьера).
Является вдохновителем и организатором конкурсов на написание музыки к балетам.

Звания и награды

1997 - I премия Международного конкурса артистов балета в Москве
1999 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда»
2004 - Национальная театральная премия «Золотая маска» (сезон 2002/03)
2005 - Звание Заслуженной артистки Российской Федерации
2009 - Звание Народной артистки Российской Федерации
2018 - Премия Леонида Мясина в категории «Танцовщица года на международной сцене» (Позитано)

Источники:

1. М. Панфилович, Триумфальное зарубежное шествие Большого-2000. "Большой театр" 225 сезон 2000/2001 №6.
2. Л. Гучмазова. В луче "Созвездия". "Линия", январь 2001.
3. В. Вязовкина. Китри+Фавн-Нимфа. "Линия", май 2000.
4. Н. Аловерт. Последняя ночь Жизели. "Культура" №29, 3-9 августа 2000.
5. Е. Губайдуллина. Мария Александрова: Нам скучно не бывает никогда. "Культура" №27, 20-26 июля 2000.
6. Л. Дюкова. Маленькая балетная энциклопедия (http://www.ballet.classical.ru)

Видео на канале YouTube "Балет на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Александрова Мария Александровна, балерина



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.