Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры
Источник: Яндекс картинки
11:24 / 20.07.2014

Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры (1106)
На восточном фасаде церкви расположены изображения архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков, а также многочисленные русские святые, среди которых князь Михаил Черниговский и боярин Федор, принявшие в ханской орде смерть, оставаясь верными земле русской

Над главным монастырским входом - Святыми вратами, в уступе крепостных стен, возвышается Троицкая надвратная церковь. Это единственный памятник древнерусской архитектуры на территории Киево-Печерского заповедника, который сохранился до нашего времени без каких-либо конструктивных изменений.

В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих, в частности мирян, по обеим сторонам врат были устроены калитки, которые не сохранились. От тех времен осталась лишь традиция - проходя через Святые врата снимать головные уборы.

Троицкая надвратная церковь, расположеная над Святыми вратами, была построена в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Николы Святоши. В плане она имеет вид прямоугольника, немного удлиненного с востока на запад. Это тип простого крестовокупольного храма с четырьмя крещатыми столбами, без апсидных полукружий. Церковь имеет характерную особенность, которая проявляется в скромных размерах - 10х8,9 м. В помещении церкви нет хоров, а в древности не было и притвора (только деревянные ступеньки). Венчал церковь круглый барабан со сферическим куполом.

В древнерусские времена Троицкая надвратная церковь была очень скромно украшена. Снаружи стены членились на три части пилястрами, которые вверху завершались арками закомар. На плоскостях стен, между пилястрами, располагались в два ряда окна с полукруглыми завершениями. Основным строительным материалом церкви был тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. Южный фасад, сохранившийся почти в первозданном виде, дает представление об облике сооружения того времени. В давние времена Троицкая надвратная церковь была расписана живописью, о чем свидетельствуют последние реставрационные работы, во время которых найдены фрагменты фресок.

Собор Преподобных Ближних пещер. Настенная живопись уступа крепостной стены

Вход в церковь находится с северной стороны, где в конце ХVІІ в. был построен новый каменный притвор. Фасад этой пристройки украшен мощными, пышно розкрепованными карнизами и двумя массивными пилястрами.
В 30-40-х гг. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле барокко.
Живопись Троицкой надвратной церкви - ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в.
В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас.

В 30-40-х гг. ХVІІІ в. восточный и западный фасады церкви были украшены в стиле барокко, для которого присущи пышная декорированость, динамичность, праздничность. Именно тогда купол церкви приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, а вокруг него были установлены декоративные позолоченные рипиды. Росписи на фасадах и внутренних стенах церкви выполнены темперой и маслом мастерами лаврской иконописной школы Иоанном, Феоктистом, Алимпием Галиком и другими, а восточный и западный фасады церкви были украшены пышным растительным орнаментом, вырезанным по свежей известковой штукатурке мастером Василием Стефановичем. Росписи экстерьера изменяли довольно часто. Последние выполнены в 1900-1902 годах под руководством В.Д. Сонина.

В центре восточного фасада церкви в ажурном медальоне изображена Богородица, а над ней - Иисус, который учит учеников верить в Троицу. Вокруг расположены изображения архангелов Михаила и Гавриила, ветхозаветных пророков, а также многочисленные русские святые, среди которых князь Михаил Черниговский и боярин Федор, принявшие в ханской орде смерть, оставаясь верными земле русской.
Восточный фасад выходил на Соборную улицу и противостоял главному храму - Успенскому собору. Поэтому его внешнему виду было уделено значительное внимание. Однако, вместе с тем, он не должен был своим убранством противоречить главной церкви Лавры. Поэтому лепнина и стенопись этого фасада выполнены в целом сдержанно. Сквозь них просвечивает первозданная структура сооружения.

Западный фасад церкви был украшен более нарядно чем остальные, что придавало Троицкой церкви эффектный и впечатляющий вид, как и надлежало надвратной церкви влиятельного и богатого монастыря. В центре его мы видим изображение "Борогодицы Печерской с предстоящими Антонием и Феодосием", обрамленное пышным растительным орнаментом, а вокруг него, на пилястрах, размещены фигуры русских князей Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, а также Антония и Феодосия Печерских.

И.С. Ижакевич в 1901-1902 годах при входе в Святые врата на уступах крепостных стен написал композиции "Собор преподобных Ближних пещер" и "Собор преподобных Дальних пещер".


В интерьере храма особое внимание привлекает позолоченный деревянный трехъярусный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями в стиле барокко. Он изготовлен из липы в технике "сквозной резьбы". Мастера - творцы резного "фона" иконостаса - украсили его беспрерывным плетением кружева, резными насквозь рамами, утонченными колонками, карнизами, картушами, пьедесталом с антаблементом и перекинутой над царскими вратами "триумфальной" аркой с надписью "Сии врата Господни. Праведные внидут в них". Щедрая позолота иконостаса в значительной мере дополняют художественное убранство храма. Образы иконостаса соответствуют требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская лавра: чтобы лики святых отображали глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание таинственного будущего, что и было воплощено художниками малярни Никольського Больничного монастыря Федором (Феоктистом) Павловским, Яковом (Алимпием) Галиком, Афанасием (Адрианом) Улазовским и другими в 30-гг. ХVІІІ в.

Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг. Вдоль западной стены храма - ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-х гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасидии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря. Пол устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на Брянских заводах Демидова в 1732 г.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.