Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря Киева (1070)
Выдубицкий монастырь (Киево-Выдубицкий монастырь) — древний монастырь в Киеве. Основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.
Считается, что Выдубицкий монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Она повествует о том, как князь Владимир I Святославич в тот день, когда решил окрестить Русь, повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере жители Киева бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!». Место, где идолов выбросило, наконец, волнами на берег, назвали Выдубичами. Так повествует легенда.
Другая версия происхождения названия – от существовавшей здесь когда-то переправы. Доподлинно известно, что ещё до крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» – лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Выдубицком урочище, находилась большая дубрава.
Название Выдубичам мог также дать существовавший до крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию древнего языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. По преданию, в Зверинецких пещерах могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».
Между 1070 и 1077 любимый сын Ярослава I Мудрого переяславский князь Всеволод (в крещении Михаил) Ярославич основал здесь монастырь под своим семейным патронатом во имя своего небесного заступника – Архангела Михаила. Впоследствии, став великим князем киевским, Всеволод I Ярославич и его сын великий князь киевский Владимир I Всеволодович Мономах оказывали Выдубицкому Михайлову монастырю свое постоянное покровительство. Выдубицкий Михайлов монастырь стал семейным монастырем потомков Владимира Мономаха – Мономаховичей. Здесь князья вели переговоры, собирали рать и молились перед походами. В монастыре жили и работали многие учёные монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, внесшие значительный вклад в написание «Повести временных лет».
Первые строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней. Только некоторые из церквей монастыря пережили столетия. Одной из них является Храм Архангела Михаила, построенный по инициативе и на средства великого князя Всеволода I Ярославича между 1070 и 1088. Михайловская церковь в значительной своей части дожила до нашего времени.
Изначально это был большой (25 х 15,5 м) 6-тистолпный крестово-купольный храм с 3-мя приделами, построенный в технике утопленного ряда. Храм Архангела Михаила имел один купол; с запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. Стены Михайловского храма были расписаны фресками, а пол выложен шиферными и поливными глиняными плитами. С севера и юга к храму примыкали княжеские усыпальницы.
Исследователь А.И. Комеч писал: «Расположение форм на фасадах Михайловского храма свидетельствует об отсутствии твердо установившихся приемов. В западных пряслах боковых фасадов самого храма лопатки имеют сравнительно небольшой вынос, окна расположены в 2 яруса – под хорами и над ними, они очень сближены, ибо нижние подняты максимально (до уровня шелыг коробовых сводов за ними), а верхние начинаются прямо с уровня пола хор. Размеры проемов относительно невелики. В членениях стен преобладает ощущение легкой дифференциации поверхности, глубина стен не подчеркивается. Ряды ниш по низу стен и между поясами окон отсутствуют, лишь над верхним окном на северном фасаде устроена маленькая ниша; на южном фасаде такой ниши нет – стена остается гладкой. Верхние окна не доходят до уровня пят закомар, они завершаются в уровне пят малых арок над хорами, с этого же уровня начинаются уступы закомар; люнеты боковых закомар получаются высокими и глухими».
Со временем холм, на котором стоял Храм Архангела Михаила, стал подмываться водами Днепра, и для безопасности строения под руководством киевского зодчего Петра Милонега ок. 1199 была возведена громадная подпорная стена, укреплявшая берег. Для своего времени это было смелое инженерное решение.
Но шло время. Выдубицкий Михайлов монастырь и Михайловская церковь сильно пострадали во время разорения Киева войсками суздальского князя Андрея Боголюбского в 1169 и нашествия монголо-татарских орд хана Батыя в 1240. В результате монголо-татарского нашествия Выдубицкий монастырь утратил былые красоту и величие, и пришел в запустение.
В 16в. Днепр все же размыл подпорную стену, и часть берега с холмом и стоявшим на нем храмом (купол и вся алтарная часть) обрушилась в реку. В середине 17в. с восточной стороны храма пристроили деревянную стену, которая сгорела во время пожара в 1760. Позднее, в 1767 – 1769 архитектор М.Юрасов достроил разрушенные с северной и южной сторон церкви стены в восточном направлении, построил с восточной стороны храма абсиду и надстроил купол. В результате ремонта и реконструкции древняя церковь приобрела характерный для стиля барокко вид.
В конце 18в., возле южной стены храма была построена небольшая, в стиле барокко, каплица (часовня) для проведения поминального обряда.
Пространство современной постройки Михайловского храма разделено на 2 этажа, сообщающихся друг с другом лестницей, расположенной в башне, которая в 11в. вела на хоры и полностью сохранилась до наших дней. Нижняя церковь (1-ый этаж) освящена, как и старый собор, во имя Архангела Михаила, а престол верхней церкви (2-ой этаж) освящен в честь Благовещение Пресвятой Богородицы.
В таком виде Михайловская церковь сохранилась до нашего времени. Несмотря на солидный возраст, полученные повреждения и многочисленные ремонты внутри церкви частично уцелела фресковая роспись 11в.
При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств и общественные деятели, преимущественно XIX века. Здесь похоронены Лелявский, Ушинский, Афанасьев, Бец и пр. Здесь мечтал быть похороненым Тарас Шевченко, так как, по мнению многих его современников, в его стихотворении «Завет» упоминалось именно это место. Однако он был опальным поэтом, поэтому городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его окрестностях. Зато до нас дошли довольно подробные зарисовки монастыря XIX века, выполненные рукой великого поэта.
В настоящее время Михайловский храм, как и весь Выдубицкий Михайлов монастырь, принадлежат Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.