Церковь Спаса на Берестове Киева (1090-е)
Церковь Спаса на Берестове - древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Несмотря на то, что она находится вне стен лавры, Церковь Спаса на Берестове считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию.
Она является одним из древнейших уникальных храмов Киевской Руси домонгольского периода, считается вторым по значению памятником архитектуры национального значения после Киево-Печерской лавры.
Спас на Берестове никогда не входил в состав соседствующей с ним Киево-Печерской Лавры, а всегда существовал самостоятельно. И, несмотря на то, что вместе с ансамблем сооружений Киево-Печерской Лавры он вошел в перечень памятников, находящихся в списке объектов, взятых ЮНЕСКО под свою эгиду, можно сказать, что этот уникальный памятник не очень-то и известен. Может быть, «виной» тому непосредственная близость церкви (на расстоянии нескольких десятков шагов) от святынь Лавры. Народ по обыкновению стремится к прославленной Лавре — в Свято-Успенский собор, в ближние и дальние пещеры со святыми мощами подвижников, на колокольню, а на Спас на Берестове уже ни сил, ни времени не остается...
О Берестове следует сказать, что это один из наиболее живописных киевских уголков, бывший когда-то загородной резиденцией киевских князей. В Берестове располагался дворец великого князя киевского Владимира Святославовича, который здесь и скончался. О дворце упоминают летописцы, в частности знаменитый Нестор. Каменное двухэтажное дворцовое строение окружали дворы княжеской челяди. Неоднократно упоминаемые в летописи «сени»-галереи соединяли отдельные сооружения в комплексы хором, представляя собой характерную часть княжеского жилища.
Иеромонах Тихон (Софийчук), теперешний настоятель храма Спаса на Берестове, пишет: «В 988 г., приняв Святое Крещение в Корсуне в церкви Спаса, великий князь Владимир, вернувшись в Киев, сразу приступил к сооружению в Берестове первой каменной церкви в память о своем крещении, а также в честь Спаса и по архитектурному образчику корсунской церкви. … Церковь Спаса в Корсуне и церковь Спаса на Берестове построены в виде равноконечного (греческого) креста. Ни в Киеве, ни на всей Руси нет ни одной подобной древней церкви».
В Берестове жили киевские князья Ярослав Мудрый и Святослав Ярославович, Всеволод Ярославович и Владимир Мономах. Тут утверждали государственные акты, принимали иностранных послов. В 1091 году княжий дворец сожгли половцы, в 1113 году он был заново отстроен, но до наших дней не сохранился.
По мнению главного архитектора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Татьяны Кулик, церковь Спаса на Берестове относится к немногим памятникам эпохи Киевской Руси, дошедшим до нашего времени, хотя и в значительно измененном виде. Церковь была построена (по имеющимся материалам археологических исследований) в 1113—1125 годах на средства князя Владимира Мономаха, который намеревался устроить в ней семейную усыпальницу на территории, где находился княжеский дворец и Спасский монастырь.
Церковь Спаса на Берестове впервые упоминается в летописи под 1072 годом и является родовой усыпальницей князей из рода Мономаховичей. В церкви целиком сохранилась настенная надпись под одним из окошек: «В этом храме погребены дочери Киевского князя Владимира Мономаха Евфимия, в иночестве Евпраксия, и София, бывшая супругой Венгерского короля Белы II».
В этом храме служил пресвитер Иларион, первый Киевский (1051 г.) митрополит из русских, автор «Слова о Законе и Благодати», «муж благ, и книжник, и постник» (как сообщает «Повесть временных лет»), к которому пришел в пещеру преподобный Антоний Печерский, основатель подвижнической иноческой жизни в Киевских пещерах.
В Киеве, а именно в церкви Спаса на Берестове, был похоронен основатель Москвы — сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.
Когда сегодня говорят о том, что украинцы и русские — два разных народа, это слушать и дико, и смешно, особенно если помнить, что Москву основал сын киевского князя, сам трижды, в 1149—1150, 1150 и в 1155—1157 годах, становившийся Великим князем Киевским.
О кончине Юрия Владимировича Долгорукого Ипатьевская летопись под 1158 годом сообщает: «Киевский Князь Георгий Владимирович умер в Киеве, 15 Мая, в среду на ночь, а заутро в четверг положили возле моностыря Святаго Спаса».
Надгробие Юрию Долгорукому в Церкви Спаса на Берестове установлено 7 сентября 1947 г. и является имитацией древнерусского саркофага. Выполнено из лабрадорита скульптором М. Остапенко, по проекту архитектора И. Голец. На плите — надпись: «Здесь похоронен Юрий Владимирович Долгорукий — основатель Москвы. 1090—1157».
В храме покоится и сын Ю. Долгорукого Киевский Князь Глеб Юрьевич.
Зимой 1825 года в церкви Спаса на Берестове князь Сергей Григорьевич Волконский венчался с юной красавицей Марией Николаевной Раевской. Этой замечательной паре судьба уготовила столько драматических испытаний, что их хватило бы не на один захватывающий роман.
Первое летописное упоминание о Спасском монастыре относится к 1072 году. Преподобный Нестор Летописец рассказывает про Германа, игумена Святого Спаса, который участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгороде в новую церковь, построенную Изяславом Ярославовичем. То, что монастырь Святого Спаса находился в Берестове, подтверждается рядом позднейших летописных текстов. И Лаврентиевская летопись под 1138 годом сообщает о захоронении «на Берестовем у Святаго Спаса» дочки Владимира Мономаха Евфимии».
А последнее упоминание в летописи об этом храме относится к 1231 году.
312 лет о ней ничего не было известно. Киев разрушался монголо-татарскими набегами, самым печально памятным является нашествие Батыя 1240 года, лишившее столицу Руси прославленной Десятинной церкви. Особо тяжелыми историки считают нашествия 1416 и 1482 годов. Но даже после ужасного нашествия Менгли-Гирея в 1482 году церковь Спаса на Берестове устояла. И в 1543 году польские ревизоры уже упоминают ее в своих отчетах.
Следующее, случайное, упоминание «спаського кута з церквою мурованою» относится к 1630 году и связано с именем святого Петра Могилы, тогда архимандрита Киево-Печерской Лавры. В 1620-х годах Берестовым и церковью Спаса в нем владел униатский митрополит В. Рутский.
Во времена борьбы с униатами митрополит Киевский Петр Могила (1632—1647) добился в 1632 году от польского короля Владислава IV разрешения на воссоздание старых православных храмов. Привлекая собственные средства и большие частные пожертвования, он отстроил заново Софийский собор, Михайловскую церковь Выдубицкого монастыря (которую возводил прославленный зодчий Петр Милонег), печется о Десятинной церкви, а на церковь Спаса на Берестове обращает особое внимание.
Внешняя реставрация храма была закончена во второй половине 1640 года. Полную реставрацию церкви завершили к 1644 году. Это событие подтверждается надписями на стенах на церковнославянском и греческом языках, сделанными собственноручно игуменом:
«Петр Могила, архиерей Божий, преподнес этот храм и себя самого Господу Владыке и достроил этот достославный и достопамятный дом, выведя его из забытья, перстами греков написал славу, которую Ты, Безначальный, снискал страданием на земле; ибо в храме Божьем всяк славу воздает. Ты, упрочающий небесные своды и тяжесть земли, удерживай же Твоею рукою и сей дом навеки незыблемым, во славу Твоей державы. В лето от Рождества Иисуса Христа 1644, ноября 16».
Отношение святого митрополита Петра Могилы к храму Спаса на Берестове видно и из его завещания. Он повелел все принадлежавшее ему столовое серебро разделить на 4 равные части: одну — «отцам-коллегиантам» основанной им знаменитой Академии, вторую — Киево-Печерской Лавре, архимандритом которой он был, третью — своему брату «хозяину земли Молдавской Моисею» и четвертую — «восстановленной церкви Святого Спаса».
То, что святой Петр Могила считал себя восприемником деяний равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, отражено наглядно и в сюжете греческой росписи в западной части церкви Спаса на Берестове, над аркой. В центре композиции находится Спаситель, Сидящий на престоле в архиерейском облачении — в саккосе и омофоре, с митрой на голове. Справа от Спасителя изображена Богородица, а слева — святой великий князь Владимир. Перед Спасителем — преклоненный св. митрополит Петр Могила в святительском одеянии, в саккосе греческого покроя. Он держит в руках восстановленный им храм Спаса и протягивает его Христу, Которому из уст св. Петра Могилы простирается длинный узкий свиток с надписью: «Да будут очи Твои выну (всегда — Авт.) на этом Храме». А на свитке, который выходит из уст святого великого князя Владимира, написано: «Призри, Господь, на эту церковь, которую создал недостойный раб твой». Возле ног Спасителя изображен герб Петра Могилы. На этой фреске однокупольную церковь Спаса на Берестове отчетливо видно со всеми характерными особенностями, отмеченными еще на схематическом плане 1638 года.
Монументальная живопись церкви Спаса на Берестове, выполненная по заказу Петра Могилы в 1644 году афонскими мастерами, является единственной известной науке стенописью XVII века в Киеве.
От первичного сооружения церкви сохранился один первый ярус прямоугольного притвора. В 1752 году во время капитального ремонта церковь получила пятиглавое завершение. В 1813—1814 годах по проекту архитектора А. И. Меленского к ней пристроили колокольню. В таком виде церковь и сохранилась до наших дней. Значительный интерес представляли резные и чеканные украшения престола, выполненные золотых и серебряных дел мастером Ф.М. Коробкой.
В 1909—1914 годах под руководством архитектора П.П. Покрышкина проведены археолого-архитектурные исследования и реставрация сохранившихся древних частей здания. Исследования фундаментов церкви дали возможность представить ее в изначальном виде трехнефного шестистолпного однокупольного сооружения с притворами – южным, западным и северным. Сохранилась характерная для древнерусской строительной техники конца XI – начала XII столетий кладка стен на толстом слое скрепляющего раствора с утопленными рядами кирпича.
В церкви в 1970-е годы была выявлена фресковая живопись XI–XII веков, которую специалисты называют бесценной. Есть даже мнения, что фресковые изображения Спасской церкви по художественному уровню значительно выше, чем фрески Софийского собора и Кирилловской Троицкой церкви. Они поражают чрезвычайной утонченностью, величием композиции, исключительным совершенством греческого рисунка.
Оригинальные фрески были обнаружены случайно во время работ по укреплению штукатурки под масляными росписями ХVІІ века.
Сохранились они благодаря тому, что их забелили в то время, когда уцелевший нартекс (так называется притвор, род сеней при входе в храм) разрушенной церкви использовали как часовню. Найденные фрески выполнены в период Киевской Руси. Исследования показали наличие фресок ХІІ века и в других частях нартекса, но ученые после обсуждения на конференции приняли решение, учитывая ценность монументальной живописи ХVІІ века, их не раскрывать.
После времен св. Петра Могилы в Спасской церкви произошли изменения: в 1809—1810 годах были обновлены стенопись и позолота на иконостасе, в 1813—1814 годах при священнике Василии Шараивском вместо старой деревянной крыши установлена и окрашена новая железная, за счет пожертвований прихожан.
Московский митрополит Платон, находясь в Киеве в 1804 году, посетил церковь Спаса на Берестове и, обойдя все алтари, осмотрел старинные греческие фрески, сел на правом клиросе и, обратившись к лаврским монахам, сказал: «Все у вас на древних развалинах новое, исключая эту церковь; оная только остаток святого Владимира и достойна всякого сохранения». По возвращении в Москву он послал Киево-Спасской церкви в дар напрестольное Евангелие, оправленное в парчу с серебряным окладом, с надписью на нем:
«В Киевскую, состоящую при Киево-Печерской Лавре, называемую Спаса на Берестове церковь, яко древнейшую в Киеве и в древних летописях упоминаемую, посылаю сию книгу священного Евангелия. Смиренный Платон, Божиею милостию митрополит Московский. Москва 1805 г. генваря 21 дня».
Сегодня храм Спаса на Берестове находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.