Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Памятник Владимиру Великому в Киеве. 1853г.
Автор: Клодт П. К.
Источник: Яндекс картинки
11:10 / 16.08.2014

Кiевъ (IX век вторая половина)
"На высокой горе стоит он, опоясан зелеными садами, увенчан золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною; под горою разбежались живые волны Днепра — кормильца. И Киев, и Днепр вместе... Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно, вы не pyccкиe...", - Е.П. Гребёнка
Кiевъ давно уже пользуется извЪстностью не только по всей Русской землЪ, но и въ чужихъ краяхъ: далеко онъ славенъ своею святынею, своими природными красотами, своими драгоценными остатками старины и связанными съ ними историческими воспоминаниями. Еще тысячу леЪтъ тому назадъ, нашъ могучiй князь Олегъ, увидЪвъ Кiевъ, такъ имъ пленился, что, покоривъ его, возвЪстилъ: «се буди мати градомъ русскимъ», и навсегда поселился въ немъ. И стало расти съ тЪхъ поръ могущество князей киевскихъ, а вместе съ тЪмъ стала расти и слава самого Kieвa.

Такимъ образомъ, Кiевъ, по выраженiю императора Николая Павловича, былъ — «первымъ свидЪтелемъ гражданской самобытности нашихъ предковъ». КромЪ того, на долю Кiева выпалъ еще и другой, чудный жребiй: въ KieвЪ же, девятьсотъ лЪтъ тому назадъ, русскiй народъ торжественно принялъ святое крещенiе и сталъ исповЪдывать святую православную вЪру Христову, послЪдовавъ примеру своего славнаго князя Владимира. И стали у насъ съ этого времени созидаться храмы Божьи; въ храмахъ послышалось слово Божье и стали раздаваться пЪснопЪнiя церковныя,— и возсiяла на горахъ кiевскихъ благодать Божья.

Такъ, Кiевъ, послужившiй колыбелью для нашей государственной жизни, сдЪлался вместе съ тЪмъ и колыбелью православной вЪры Христовой у насъ,— и долженъ быть почитаемъ— «Iерусалимомъ земли Русской», по словамъ императора Александра Николаевича!. Вотъ отчего Кiевъ такъ дорогъ для каждаго русскаго человЪка: «Что солнце между планетами, что царь между народомъ, то Kieвъ между городами», говоритъ одинъ изъ нашихъ поэтовъ: «на высокой горЪе стоитъ онъ, опоясанъ зелеными садами, увенчанъ золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною; подъ горою разбежались живыя волны Днепра — кормильца. И Кiевъ, и ДнЪпръ вмЪстЪ... Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вамъ говорю про Кiевъ, и вы не плачете отъ радости? ВЪрно, вы не pyccкie»....(Е.П. Гребёнка)

Радостно бьется сердце каждаго Русскаго человЪка, когда ему хоть разъ въ жизни удастся поклониться святым угодникамъ кiевскимъ, этимъ великимъ борцамъ за истину Христову,— побывать тамъ, гдЪ уже цЪлыя столЪтiя миллiоны людей изливаютъ свою благодарность и ищутъ утЪшенiя въ молитвЪ къ Господу. А въ KieвЪ есть гдЪ помолиться: съ какой бы стороны путникъ ни приближался къ городу, его взорамъ прежде всего представляется цЪлый рядъ святых храмовъ Божьихъ, и онъ невольно чувствуетъ, что онъ приближается къ святому MЪcтy.

Главнейшую святынЪю Кiева составляетъ Кiево-Печерская лавра, съ ея святой чудотворною иконою Успенiя Божьей Матери и со святыми печерскими угодниками; въ этой обители всегда по истине христианское гостепрiимство встрЪчаетъ каждый, безъ всякаго различiя, даже самый бЪдный странникъ: «ею Кiевъ всегда былъ и будЪтъ особенно дорогъ и важенъ для всей Руси, такъ какъ здЪсь много сохранилось святыхъ залоговъ отъ древней русской жизни». ДалЪе слЪдуетъ Михайловcкiй-Златоверхiй монастырь, съ гробницей святой Великомученицы Варвары и съ замЪчательной, по художественности отделки и по ценности своей, иконой покровителя сей обители св. Архистратига Михаила, который съ первыхъ же поръ по введенiи у насъ христiанства, во знаменованiе победы последняго надъ язычествомъ, былъ почитаемъ патрономъ всей Русской земли, а со временъ императрицы Екатерины Второй и поныне сталъ изображаться на гербе Кiева.

За упомянутыми святынями следуютъ затЪмъ: Софiйскiй соборъ со святою чудотворною иконою Богоматери, именуемой «Нерушимая cтена», съ мощами священномученика Макарiя и съ чудотворною иконой святителя Николая, да съ гробницей Великого Князя Ярослава Мудраго; церковь святого апостола Андрея Первозваннаго, съ замечательной по живописи иконой, на которой изображена Тайная Вечеря и которую приписываютъ кисти знаменитаго художника Леонардо-да-Винчи, и съ прелестнымъ видомъ съ паперти на Подолъ и на Заднепровье; Десятинная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, славная по воспоминанiямъ, связаннымъ съ нею, и по хранящимся въ ней драгоценнымъ остаткамъ старины; Трехъ-Святительская церковь, замечательная своею древностью; Пустынно-Николаевскiй монастырь, съ чудотворною иконою святителя Николая и съ принадлежащей сюда Аскольдовой могилой; церковь Спаса на БерестовЪ, замечательная по своей древности и др.

Рядомъ съ этимъ обращаютъ на себя вниманiе, по древности своей Золотыя ворота, на которыхъ во время оно была БлаговЪщенская церковь, и Ирининскiй памятникъ на мЪстЪ бывшего здЪсь въ старину женскаго монастыря. Это все на возвышенной части Кiева. Изъ церквей же Подола особенно славны: Братскiй монастырь, съ чудотворною иконою Божьей Матери и животворящимъ крестомъ надъ Царскими вратами; Флоровскiй женскiй монастырь и Успенскiй соборъ, съ лежащимъ вблизи него колодцемъ Самсона; Кирилловская обитель, замЪчательная своею древностью и др.

Не мало привлекаетъ къ себЪ вниманiе и оканчиваемый нынЪ внутреннею отдЪлкою Соборъ святого Владимiра, красующiйся на одной изъ возвышенностей Kieвa. Очень также усердно посещается богомольцами находящiйся неподалеку отъ Kieвa Выдубецкiй монастырь и лежащая рядомъ съ нимъ Свято-Троицкая обитель, прозванная народомъ, по имени учредителя ея, Iонинскою. Bce эти святыни известны не только въ сосЪднихъ съ Кiевомъ мЪстностяхъ, но и въ самыхъ отдаленнЪйшихъ уголкахъ Pocciи, и привлекаютъ ежегодно въ богоспасаемый градъ Кiевъ болЪe ста тысячъ благочестивыхъ людей, проходящихъ часто, по обЪту или по скудости средствъ, пЪшкомъ цЪлыя сотни и тысячи версть:

— Сладко пЪсни раздалися....                           «Дикъ и страшенъ верхъ Алтая,
Въ небЪ тихъ вечернiй звонъ.                            ВЪченъ блескъ его снЪговь:
«Вы откуда собралися,                                       Тамъ страна моя родная!»
Богомольцы, на поклонъ?»                                «МнЪ отчизна — старый Псковъ.»

«Я оттуда, гдЪ струится                                      «Я отъ Ладоги холодной,» —
Тихiй Донъ — краса степей» —                           «Я отъ синихъ волнъ Невы,» —
«Я оттуда, гдЪ клубится                                      «Я отъ Камы многоводной,» —
БезпредЪльный Енисей!»                                    «Я отъ матушки Москвы.» —

«Край мой - теплый брегъ Эвксина!»                    Слава, ДнЪпръ, сЪдыя волны!
«Край мой - брегъ тЪхъ дальнихъ странъ,             Слава, Кiевъ, чудный градъ!
ГдЪ одна сплошная льдина                                   Мракъ пещеръ твоихъ безмолвный
Оковала океанъ.»                                               Краше царственныхъ палатъ.

Стихотворение Хомякова А.С., 1860г.

Много выпало на долю Kieвa разнаго рода превратностей и испытанiй въ истекшемъ тысячелетии былъ онъ въ безвестности; былъ въ славе и чести не только по всей Руси, но и далеко за ея пределами у соседей; былъ онъ въ разоренiи и униженiи; и только наконецъ уже, по возсоединенiи съ единокровной съ нимъ Русской землей, сталъ опять на путь мирнаго развитiя и процвeтaнiя. При всехъ этихъ превратностяхъ Кiевъ имЪлъ несокрушимый залогъ своей вЪчности — это именно ту святыню, которою онъ такъ богатъ и славенъ.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.