Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Николо-Дворищенский собор Великого Новгорода
Источник: Яндекс картинки
08:55 / 26.09.2013

Николо-Дворищенский собор Великого Новгорода
Заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем, освящён 5 декабря 1136 года.  С XIII века становится главным вечевым храмом Новгорода. Статус собора Св. Никола получил в Московский период. В эпоху Новгородской независимости считался лишь церковью

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён был только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года.

Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.

Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече.

К сожалению, археологические раскопки, проходившие в 1930—40-е гг. в районе храма, не обнаружили никаких явных следов вечевой площади. В этом плане наиболее авторитетной считается точка зрения В. Л. Янина, согласно которой вече собиралось на неисследованном участке перед главным (западным) входом в храм. Площадь была небольшой (1200—1500 кв. м) и, по мнению В. Л. Янина, вмещала лишь представительные, но не всенародные сходы, состоявшие из нескольких сот вечников.

Однако вечевой Николо-дворищенский собор был свидетелем не только легитимных собраний. Кроме обычных собраний, начиная с 1228 года перед ним собирались направленные против их политики простонародные «коромольные» веча. Начиная уже с этого времени, составлявшие большинство свободного мужского населения города рядовые новгородцы не шли на просторную площадь перед Софийским собором, где тоже был вечевой колокол. Напротив, они собирались в смертельной давке вокруг небольшой вечевой площадки, демонстративно выражая протест против собиравшихся здесь легитимных сходов.

А ещё раньше, начиная с 1218/19 года, во время межкончанской борьбы, перед ним создавало давку (правда, чуть меньшую) мужское население Торгового «пола» Новгорода. Очевидно, рвущиеся к власти знатные «ониполовцы» тем самым символизировали своё место на стоящей здесь вечевой «степени» — трибуне для высших должностных лиц. Во всяком случае, прочее население Торговой стороны готово было стоять где угодно, уповая на лучший исход при новых переворотах в боярской Осподе.

Являясь святым местом, вечевой собор обеспечивал неприкосновенность тем, кто спасался в нём от гнева официального вечевого схода (как в 1269 году) или же от расправы крамольной толпы простонародья, как это было в 1338 году. Тогда на легитимном сходе было принято решение запереть в нём нелюбимого новгородской чернью архимандрита Есифа. В результате, «коромольници» вынуждены были «нощь и день» стеречь его перед входом в храм, но войти вовнутрь не смели. Правда, вынуждено прятаться в храме не считалось почётным — там, в 1338 году, даже симпатизировавший запётому в храме от черни архимандриту, официальный новгородский летописец отметил: «а оже кто в подъ другомъ копаетъ яму, самъ впадется в ню». В 1342 году во время межкончанской розни знатного неревского боярина Матвея Коску насильно «всадиша въ церковъ». Даже являясь главным вечевым храмом города, статус собора Св. Никола получит уже в Московский период. В эпоху Новгородской независимости он считался лишь церковью.

До того, как собор стал главным вечевым храмом, он, по мнению Т.Ю. Царевской, минимум по 1136 год находился под юрисдикцией приходящих в Новгород русских князей. Правда, считается, что княжескую резиденцию перенесли с Ярославова дворища за город на Рюриково Городище ещё в XI веке. Тем не менее, в 1136 году (уже после отделения Новгорода от Киева) князь Святослав Ольгович назло новгородцам, «венцася своими попы у Святого Николы». Правда, как это подчёркнуто в официальной новгородской летописи, новгородский владыка Нифонт заявил, что Святослав недостоин своей суженной — «не достоить ея пояти». Однако новгородцы, хоть уже и основавшие независимую республику, тем не менее не смогли воспрепятствовать венчанию в княжеском храме.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.