Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Знаменский Собор Великого Новгорода
Источник: Яндекс картинки
11:16 / 29.09.2013

Знаменский Собор Великого Новгорода
Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем заветной святыни Новгорода — иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии

Знаменский собор расположен в Великом Новгороде близ церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIV века — церкви Знамения Божией Матери. Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем заветной святыни Новгорода — иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии. В каменных работах принимали участие московские стрельцы. Плотницкие работы выполнили две артели новгородских плотников.

Собор освятили в 1688 году. В 1669 году храм горел, после чего был отремонтирован. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы. Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. Известны имена двух резчиков, принимавших участие работе: Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. При митрополите Иове в 1702 году был создан ансамбль стенных росписей. Для росписи наняли артель костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.

Большие повреждения собор получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов, по видимому, были сожжены. Большая часть икон вывезена и судьба их неизвестна.

Огромную работу по восстановлению и реставрации собора проделали работники Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (НСНРПМ). В 1950-е годы был проведён комплекс аварийно-ремонтных работ, в 1960-70-е выполнены реставрационные работы под руководством Г. М. Штендера. Работы по спасению живописи, начатые после войны московскими художниками Г. С. Батхелем и В. Г. Брюсовой, с 1974 года были продолжены бригадой художников НСНРПМ.

Традиционный для среднерусской архитектуры XVII века четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавный храм с подклетом и 2-этажной обходной галереей. Фасады основного объёма разделены лопатками и завершены ложными закомарами, украшенными живописью. Под закомарами помещён фриз, рисунок которого, «павлинье око», характерен для памятников Москвы и Костромы. Окна украшены скромными наличниками, сложенными из фигурного кирпича. В украшении галереи использованы изразцовые пояса.

Собор неоднократно перестраивался и до некоторой степени утратил свои первоначальные формы. Известно, что он ремонтировался после пожара 1745 года. Ремонтные работы осуществлялись также в 1844—1845 годах на пожертвования графини А. А. Орловой-Чесменской. В результате перестроек изменена форма покрытия основного объёма и западного крыльца, утрачено южное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо, полностью утрачена роспись на барабанах. Первоначальная настенная живопись оказалась под несколькими слоями записей.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.