Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Собор Успения Пресвятой Богородицы Смоленска
Источник: Яндекс картинки
08:33 / 07.12.2014

Смоленск (882)
Смоленск принадлежал к числу древнейших русских городов и имел большое политическое и хозяйственное значение в X в., после чего в развитии его происходит какая-то неясная заминка. Отдельные известия XI в. указывают на относительно незначительное положение Смоленска среди других русских городов

Смоленск, по начальной летописи, был городом кривичей. Летописи относят его возникновение к древнейшим временам; впервые он назван под 882 г. как уже существовавший город. Название города - славянское. Имя смолян было известно не только на верховьях Днепра, но и далеко на юге, на Балканском полуострове.

По своему географическому положению Смоленск выгодно выделяется из общего ряда других городов. Смоленск стоит на Днепре, там, где к нему близко подходит Каспля, приток Западной Двины. Здесь находился древний волок между Двиной и Днепром. С юга к Смоленску подходят верховья Сожа, течение которого образует как бы вторую водную дорогу, текущую параллельно Днепру, с севера на юг. Днепр соединял Смоленск с Киевской землёй, а далее с бассейном Чёрного моря. Таким образом, Смоленск стоял на великом пути «из Варяг в Греки».

Верховья Днепра связывали Смоленск с Волгой (через Вазузу) и Окой (через Угру). Древность волжской дороги из Смоленска в Ростово-Суздальскую землю доказывается тем, что по ней ехал в 1015 г. князь Глеб, направлявшийся из Мурома в Киев. Из Смоленска он предполагал направиться в Киев на корабле.

Смоленск принадлежал к числу древнейших русских городов и был известен уже Константину Багрянородному. Гнездовский могильник говорит нам о большом политическом и хозяйственном значении города в X в., после чего в развитии его происходит какая-то неясная для нас заминка. Отдельные известия XI в. указывают на относительно незначительное положение Смоленска среди других русских городов. В числе городов, розданных Владимиром Святославичем сыновьям, Смоленск не упоминается.

В 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, Смоленск попадает в руки его сына Вячеслава, пятого по старшинству. Княжение Вячеслава продолжалось до 1057 г., после чего в Смоленске до 1060 г. сидит его брат Игорь. Обособлению Смоленского княжества, видимо, мешает не только случайное вымирание княжеских ветвей, на долю которых он достаётся, но и другие причины. В этом убеждает нас раздел Смоленска между тремя старшими Ярославичами, происшедший в 1060 г.: «Разделили Ярославичи Смоленск на три части».

Политический подъём Смоленска начинается с конца XI в. В 1095 г. на смоленский стол садится один из черниговских князей - Давыд Святославич, а в следующем году активно выступают «смолняне», отказывающиеся принять Олега Святославича в свой город. Таким образом, жители Смоленска уже самостоятельно действуют в годы княжеских усобиц.

Как видно, XI век был столетием, мало благоприятным для развития Смоленска. Объяснение этому можно видеть в том, что в это столетие происходит постепенное снижение торгового значения пути «из Варяг в Греки», которое приводит к запустению некоторых городских пунктов, лежавших по Днепру. Таковы Любеч и Витичев, упоминаемые Константином Багрянородным как крупные города. В конце XI в. холм Витичева был пустым. В XII столетии происходит постепенное запустение Переяславля на Трубеже, появляются первые признаки начала упадка самого Киева.

В этом мы находим объяснение невысокого положения Смоленска среди других русских городов XI в. Не случайно летописи сохранили известие о позднем крещении Смоленска, происшедшем будто бы только в 10113 г. Смоленск отставал в принятии новой веры наравне с отдалёнными Ростовом и Муромом.

Начало нового возвышения Смоленска связывается с именем Владимира Мономаха. В 1101 г. он заложил каменную соборную церковь Богородицы в Смоленске - «епископью». Последнее слово указывает на относительно позднее возникновение этого известия, после того, как уже появилась смоленская епископия. Тем не менее нет никакого смысла отвергать факт построения каменного собора в Смоленске при Владимире Мономахе. Почти одновременно тот же князь обратил внимание на Залесскую землю, где, как мы видели, окружил валом городок на Клязьме (Владимир).

При кажущейся обособленности этих событий между ними всё-таки может быть найдена причинная связь. Новый расцвет Смоленска был связан с оживлением торгового пути от берегов Балтийского моря вглубь Восточной Европы. Процветание Смоленска держалось на его посреднической роли в торговле Запада с Востоком. Поэтому в торговле Смоленска XII-XIII вв. такую важную роль получают сношения с Висби и немецкими городами, увековеченные в списках известного договора Смоленска с немцами 1229 г. и последующего времени.

В Смоленске связи с Западной Европой, в основном с Германией, чувствовались сильнее, чем в каком-либо другом древнерусском городе. Замечательным свидетельством этого является надгробие чернеца Зиновия, открытое в развалинах монастыря на Смядыни. На одной стороне надгробия читается: «месяца июля 3 день преставися раб божий Зиновий черноризец», на другой поставлена дата - 1271, сделанная по немецкому способу счисления: 12 (двенадцать) сотен и 71, или, по другому чтению, - 12 сотен и 19. Голубовский по этому поводу замечает: «Это уже не оффициальный акт, а явление обыдённой жизни». Немецкая колония группировалась около «латинской» церкви Богородицы, упоминаемой в договоре 1229 г.

Значение Смоленска заметно усиливается в княжение Ростислава Мстиславича. В 1141 г. Ростислав «устроил град великий Смоленск». При нём же была создана особая смоленская епископия. До этого времени Смоленск был приписан к епископии Переяславля Русского.

По одному краткому летописцу XV в., первым князем в Смоленске был «Мстислав Владимиров сын, а сын его Ростислав, создавый первую епископию у Смоленску, святую Богородицю». В этом же летописце Давыду Ростиславичу приписывается построение церквей Михаила, Бориса и Глеба на Смядыне, куда он перенёс мощи Бориса и Глеба из Вышгорода «в лето 6000 7-сотное 46», т. е. в 1238 г., следовательно, за два года до взятия Киева. Далее в летописце говорится о том, что Мстислав Ростиславич создал церковь Спаса на Поле и устроил «великий град Смоленск, а княженьа его 60 лет. Мстислав на Вехре его же ставлениа».

О топографии древнего Смоленска имеем противоречивые представления. По мнению Голубовского, в древнейшее время главная часть города лежала на низменной стороне, что доказывается нахождением там развалин церквей и монастырей, только Детинец возвышался на нагорной стороне. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи местной старины, ссылаясь на большое количество развалин древних церквей. И.И. Орловский, написавший исследование о топографии древнего Смоленска, считает, что «со времён Ростислава Смоленск окончательно разделяется подобно Новгороду на две части: главный город, где был Успенский собор, и торговый пригород, состоявший из княжеского «города» на Смядыни с княжескими храмами и пристанью, из построенных князьями монастырей и соседней Немецкой слободы.

Первый город был исстари вечевой, второй - более зависел от авторитета князя, хотя впоследствии, повидимому, и в нём собиралось вече». Но мнение И.И. Орловского мало обосновано, ибо Смядынь имела значение княжеского замка, подобного Боголюбову и Вышгороду, и не может быть противополагаема Смоленску.

Древний Смоленск, как и другие русские города, состоял в основном из двух частей: собственно города и предградия. Указание на основание Ростиславом великого города в Смоленске говорит о большой строительной деятельности этого князя, видимо расширившего пределы первоначального города. Сохранившиеся каменные церкви и довольно многочисленные развалины каменных церквей на территории Смоленска напоминают об его прежнем значении. В их архитектуре отмечают некоторые черты, сближающие смоленские церкви с романским зодчеством.

В развалинах неизвестной по названию церкви на речке Рачевке найдены пилястры романского характера, но знаки на кирпичах этой постройки аналогичны знакам на кирпичах Свирской церкви. Этот факт говорит о связях смоленской архитектуры с романской, однако нельзя видеть в ней «восприятие смоленскими мастерами опыта романских зодчих». Отличающийся прекрасными качествами смоленский кирпич выделывался в Смоленске, где найдена печь для обжига кирпича XII-XIII вв.

Повидимому, крепость (или собственно «город») уже в XI-XII вв. помещалась на Соборной горе, где Владимир Мономах построил собор Богородицы. В строительстве городов Мономахом проявляются некоторые общие черты. Для города было выбрано высокое место, как и во Владимире-на-Клязьме, но в некотором отдалении от реки. О размерах древнего Смоленска можно судить по тому обстоятельству, что в позднейшее время в городской стене, обращённой к церкви Иоанна Богослова на посаде, находим Пятницкую башню и Пятницкие ворота.

Здесь протекал Пятницкий ручей, известный под таким названием ещё в середине XIX в. Это и было место Пятницкого конца. «Саженях в 50» от церкви Иоанна Богослова была найдена стена «толщиною более двух аршин», а при ней несколько черепов, что заставляет предполагать существование в этом месте церкви. Пятницкая церковь и дала название концу. Она, как и другие церкви того же наименования, обычно стояла на торговой площади на посаде, вне городских укреплений.

Судя по расположению церквей, население Смоленска жило разбросанно, причём занимало не только нагорную часть города, но и приречные районы. По словам Голубовского, «город разделялся на Гору и на Подолие», о котором упоминается в житии Меркурия Смоленского. Место Смоленского подола неизвестно; возможно, он находился на правом берегу Днепра, где сохранилась древняя Петропавловская церковь.

Особую часть Смоленска представляла собой Смядынь. Это был княжеский замок типа Вышгорода и Боголюбова. Сказания о Борисе и Глебе рисуют нам местность на Смядыни ещё пустынной. Глеба убили и бросили в пустыни под колодою. Дальше упоминается об охотниках (ловцах), посещавших это место. Таким образом, Смядынь начала XI в. представляется ещё местом пустынным и мало заселённым. По летописной повести, Смядынь рисуется уже как «место стройно», поблизости от Смоленска.

Развитие Смядыни относится, следовательно, уже к XI-XII вв. Сказание о перенесении гроба Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск говорит, что это произошло в 1191 г., когда смоленский князь Давыд Ростиславич захотел сделать из Смядыни «вторый Вышегород».

Среди населения Смоленска крупную роль играли купцы и ремесленники. В 1216 г. в Переяславле Залесском сидело в заточении 15 смоленских купцов. «Смоленские гости» наравне с полоцкими и низовскими упоминаются в уставной грамоте церкви Ивана Предтечи на Опоках. В 1210 г. Лудольф, «разумный и богатый человек из Смоленска», вёл в Риге переговоры от имени полоцкого князя Владимира. Шумная вечевая жизнь Смоленска нашла отражение в житии Авраамия Смоленского. Оклеветанный Авраамий был отведён на княжеский двор - «и провели сквозь град... и весь град и по торгу и по улицам, везде полно народа, мужи глаголющие; и жены и дети». По уровню развития своей экономической и вечевой жизни Смоленск в XII-XIII вв. стоял наравне с другими городами - гигантами своего времени, подобными Новгороду и соседнему Полоцку.

В культурной жизни Древней Руси такому большому городу, как Смоленск, принадлежало видное место. Архитектурные памятники Смоленска, избежавшие полного разрушения во время фашистской оккупации города, свидетельствуют о развитии строительного мастерства. Церкви Петра и Павла, Свирская церковь, церковь Ивана Богослова - это лишь то немногое, что осталось от древнего Смоленска. В Смоленске проходила деятельность одного из образованнейших писателей Древней Руси - Климента Смолятича, позже киевского митрополита. Замечательным памятником смоленской литературы является житие Авраамия Смоленского. 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.