Суздаль (1024)
Впервые Суздаль (Суждаль) появляется в летописи под 1024 годом, как название целой округи, ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н.э. В XI веке это была богатая земля, входившая в состав Киевского государства.
Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами-общинниками. Проповедников изгоняли или убивали. После того, как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхивает восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. его сыновья разделили между собой земли. Всеволод Ярославич получил Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переславль Южный, которые потом перешли к его сыну, Владимиру Мономаху. Во время правления Мономаха богатые суздальские земли пытался отвоевать у него князь Олег Святославович, владевший Муромом и Черниговом, и при нападении сжег Суздаль.
Этим посягательства на город не окончились. В 1107г. на Суздаль напали волжские болгары. После нападения болгар Мономах строит в Суздале первый христианский собор - Успенский. До нас собор не дошел, но по сведениям раскопок и реконструкции, проведенной А.Д. Варгановым, это было мощное кирпичное четырехстолпное здание с одной главой.
После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом, а княжескую резиденцию размещает в соседней Кидекше на берегу Нерли. Таким образом он заодно брал под контроль и водный путь до Суздаля по реке Каменке. Из-за частых вражеских набегов и местных восстаний Юрий Долгорукий был вынужден возвести вокруг города земляные укрепления, на верху которых устанавливались стены из заостренных сверху дубовых бревен. Земляные валы сохранились и до сих пор. Снаружи крепости с севера и запада стену огибала Каменка, а с востока – ров. В город было три въезда с башнями и воротами.
В это время в Суздаль начинает стекаться ремесленный и торговый люд, и с восточной части разрастается посад. Он также был обнесен земляными укреплениями с дубовым тыном и воротами. С севера посад был защищен и искусственным рвом («Нетёкой»).
Также вокруг города начинают занимать земли и монастыри. Уже в конце XI века на высоком правом берегу Каменки вырастает Дмитриевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством киевского митрополита Ефрема.
В городе концентрируется несколько сил: княжеская власть, бояре и горожане. Им было суждено оказывать свое влияние на предстоящую борьбу за власть сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.
Князь Андрей, которого суздальские бояре хотели сделать правителем Суздаля, при этом сохраняя свое вече, сначала приняв их предложение, затем отказался подчиняться боярской знати и начал политику укрепления единовластия, за что и поплатился: недовольные его политикой и удалениями неугодных бояр, старая ростово-суздальская знать составляет заговор, и 29 июня 1174г. заговорщики проникают во дворец Андрея в Боголюбове и убивают его.
После гибели Андрея суздальцы пытаются выйти из подчинения Владимиру, куда Андрей Боголюбский перенес столицу княжества, но это им не удается. Младший брат князя Андрея Всеволод III (Большое Гнездо) остается княжить во Владимире. При нем Суздаль продолжает расти и укрепляться. При впадении в Каменку речки Мжары располагается владение младшего брата Всеволода Михалки - Михайловская слобода (Михали).
После смерти Всеволода в 1212г. Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. Суздаль в 1217г. отдан Юрию Всеволодовичу, который перестраивает собор, построенный его дедом Юрием Долгоруким в 1148г. Новый белокаменный трехглавый собор получает название Рождественского.
Нашествие монголо-татарской орды в 1237-1238гг. не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. Обманув расчеты великого князя Георгия, ожидавшего врагов на реке Сить, ордынцы вышли на Ярунову гору, в непосредственной близости от кремля. Суздаль был сожжен и разграблен, а почти все его жители перебиты или взяты в плен. Был уничтожен Введенский монастырь. Дружина великого князя была разбита на реке Сить.
В 1257г. Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки – ордынские сборщики.
Владимирский престол в это время утрачивает свое реальное значение, а Суздаль превращается в центр религиозной жизни. В нем строятся новые монастыри. В северной части города рядом с Ризоположенским строится Троицкий монастырь, на северо-западе от них на высоком берегу Каменки – Александровский (предания связывают его название с именем Александра Невского), на востоке на излучине Каменки – Васильевский. От ранних построек этих монастырей не осталось и следа – все они были деревянными.
Под влиянием политики московских князей суздальский князь Константин Васильевич переносит столицу Суздальско-Нижегородского княжества на Волгу, подальше от влиятельного соседа. Во время противостояния суздальских и московских князей строятся мощные Спасский (Спасо-Евфимиев) и Покровский монастыри, служившие также и крепостями.
В 1392г. московский князь Василий Дмитриевич получает в Орде ярлык на Суздальско-Нижегородское княжение. Это означало окончание независимости Суздаля, хотя попытки восстановить политическую власть и прежнюю территорию княжества продолжались вплоть до 1445 года.
К концу XV – началу XVI веков Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.
Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Здесь располагается центр Суздальской епископии, получившей в конце XVI века статус архиепископии. В монастырях Суздаля оживляется каменное строительство. Одним из первых заменяет деревянные строения каменными Покровский монастырь, вслед за ним – Спасо-Евфимиев. Надстраивается кирпичом древний Рождественский собор. В Ризоположенском монастыре строится новый каменный собор. Покровский монастырь часто навещал царь Иван IV Грозный. К его приезду суздальский архиерей сооружает кремле церковь Благовещения. В Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники.
На стенах кремля в XVIв. насчитывалось 15 башен. Эта стена огораживала ту часть Суздаля, которая считалась собственно городом. Там помещались осадные дворы богатых суздальцев – бояр, князей, монастырских владык, – «жилецкие» избы и архиерейский двор. Тюрьма и пороховой погреб тоже были в черте города. Ворота – проезжие и проходные – были оборудованы спускными решетками и подъемными мостами.
С востока к городу примыкал посад, обнесенный с XII века вторым валом с бревенчатым тыном. В середине посада лежала торговая площадь, окруженная улицами и переулками, в которых жили торговцы и ремесленники.
За Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга: Андреев луг (ныне Ильин), Луг ворон, Болотоусов. Все луга принадлежали суздальскому архиерею. Между Андреевым лугом и монастырями помещалась Кожевенная слобода.
XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. После того, как в 1607г. Лжедмитрий II расположился под Москвой в местечке Тушино (за что получил прозвание «Тушинский вор»), и не смог взять Москву приступом, отряды польско-литовских войск принялись за разграбление окрестных городов.
В 1608г. после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611г. город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612г. суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.
В первой четверти XVII века Суздаль преследовали неурожаи и – как следствие этого – крестьянские бунты. В 1634г. на Суздаль напали крымские татары. После этого Суздаль постепенно начал отстраиваться заново. Но семнадцатому веку, видимо, было суждено стать одним из самый несчастливых для Суздаля: в 1644г. его отдают как приданое за Ириной, дочерью царя Михаила Федоровича, датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Пожар 1646г. уничтожил весь посад, а чума 1654г. унесла жизни почти половины горожан.
После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям – Спасо-Евфимиеву и Покровскому. Прочие монастыри с трудом справлялись с постройкой немногочисленных своих зданий. Постепенно монастыри богатеют, что приводит к увеличению церковного строительства. Присланный из Москвы строитель Никифор Беклемишев возводит вокруг кремля новые стены с башнями. В Суздале появляются свои каменщики; зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков из посадских людей становятся выдающимися мастерами своего времени.
В 1708г. Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а еще через год, когда Московскую губернию поделили на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.
В 1714г. в городе была учреждена первая школа, а в 1723г. - духовная семинария, выпускником которой был химик Д.И.Виноградов, изобретатель русского фарфора.
Начало XVIII века для Суздаля было тяжелым. Начатые Петром I Северная война и строительство Петербурга привели к новым трудностям: необходимы были люди и средства. Суздальские монастыри страдали от мобилизации своих крестьян на работы в Петербург, на верфи в Воронеже, в Москву. В 1719г. город уничтожает пожар, а вскоре от эпидемии снова вымирает почти половина жителей.
Но, несмотря ни на что, торговые посадские люди отстраивают свою часть города, посад расширяется, строятся каменные дома купцов взамен деревянных. К XVIII веку относится такое явление в архитектуре города, как строительство «парных» церквей – «летних» и «зимних» рядом. В то время, как монастырское строительство сильно сокращается, деревянные городские церкви сменяются новыми каменными, могущими поспорить красотой с храмами монастырей.
В 1767г. в Спасо-Евфимиевом монастыре учреждается тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, для политических преступников.
В 1776г., после образования Владимирской губернии, Суздаль становится уездным городом и получает новый герб – белого сокола на синем фоне. Епархия переводится в губернский центр, и здание архиерейских палат передается духовной семинарии. В палатах размещается бурса - общежитие для семинаристов, обучающихся за казенный счет. Те помещения, которые не были заняты бурсой, отданы под жилье для учителей, а склады и кладовые архиерейских палат отдаются суздальскому купечеству для хранения товаров.
В 1788г., при Екатерине II, царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля. Им предусмотрены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы Суздаля, который теперь включал в себя не только старую центральную часть, но и предместья – монастыри с ремесленными слободами. Строится новая прямая улица – Васильевская, названная по монастырю.
В XVIII веке написан известный труд Анания Федорова – «Историческое собрание о граде Суждале», - дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.
После утверждения регулярного плана города в конце XVIII века в Суздале продолжается каменное строительство. Это, в отличие от прошлых веков, главным образом гражданские здания. В 1806-11гг. в центре города вырастают Торговые ряды (Гостиный двор), в 1834г. - Присутственные места (сейчас это здание занимает загс). В 1820-х гг. строятся ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.
В середине XIX века появляются так называемые богоугодные заведения - Вихреевский женский приют (ныне детский сад №3), Шишкинский приют для мальчиков-сирот (в нем в советское время разместилась ветеринарная лечебница). Купец Блохин на свои средства открывает Блохинскую богадельню (в советское время - художественное училище). Строится здание земской управы.
Главная улица застраивается купеческими домами, различающимися по архитектуре, в зависимости от вкусов владельцев. Эти здания дошли до нас, не сильно изменившись.
Суздаль растет и развивается как купеческий город. В Гостином дворе к середине XIX века насчитывалось до 180 «растворов» - торговых лавок, принадлежавших суздальским и приезжим купцам. Ежегодно 23 сентября на большую ярмарку в город съезжались купцы со всей России. Это неудивительно - через Суздаль в то время проходил торговый путь из южных губерний на север, в Петербург и Архангельск. В самом Суздале и его окрестностях жители занимались сельским хозяйством, держали сады и огороды; также были развиты и ремесла: чеканка, златошвейное искусство, узорное ткачество, литье колоколов. Суздальская мануфактура и кожи продавались во всех южных городах России.
После строительства Николаевской железной дороги значение Суздаля как торгового города стало резко падать. Усиливаются мануфактуры соседнего Иваново, а в Суздале остается несколько небольших предприятий и частные ремесленники, получающие заказы от ивановских и ореховских фабрик.
На рубеже веков в Суздале, который обошла стороной железная дорога, каменной застройки было по-прежнему немного, и улицы, многие из которых не были даже замощены, застраивались деревянными домами; часть их сохранилась и по сей день. Немаловажной частью города были сады и огороды, имевшиеся почти у каждой семьи; ими «было занято до 366 десятин земли, и ежегодно вывозилось на рынок до 620 пудов овощей в сыром виде, кроме капусты и картофеля» (из ст. К. Либеровского «Огородничество в Суздальском уезде»). В конце сентября в Суздале начиналась Преподобенская Евфросиньевская ярмарка, на которой торговали всем – от животных до галантерейных товаров и икон.
Были в городе и маленькие частные фабрики и заводы, на которых было занято в общей сложности 36 человек: пестрядинная фабрика, колокольно-литейный и кожевенные заводы. При этом в городе был и драматический кружок, и даже целых две футбольные команды.
Был и еще один кружок – социал-демократический. Организаторами его были А.К.Гастев и А.И.Скобенников, входили туда в основном представители местной интеллигенции – учителя, ветеринарный врач. Маленький кружок в 1907 году был раскрыт и после обыска у его участников четверо из них были отправлены в Сибирь. Те, кому удалось избежать суда, остались в Суздале, но революционной деятельностью заниматься прекратили.
Памятным событием истории Суздаля этих лет стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.
В 1967 году был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. На окраине города, в Коровниках был построен Главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Проводили работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1978 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.