Чернигов (907)
Причины раннего возвышения города и его позднейшее значение понятны. Чернигов лежит в том месте, где река Десна резко поворачивает на юг к слиянию с Днепром. Таким образом, к Чернигову сходились пути по Десне и Сейму, которые охватывали обширную площадь, населённую северянами. В смысле удобства географического положения ни один город Северской земли не мог конкурировать с Черниговом. Поэтому совершенно правы исследователи древних судеб Киевской земли, когда они пишут, что Чернигов для Северской земли был тем же, чем был Киев для всей Руси.
Крупное экономическое значение Чернигова подтверждается его политической историей. В X в. в Чернигове, повидимому, сидит один из тех «светлых князей», о которых упоминается в договоре Руси с Греками 911 г. Поразительнее всего, что Чернигов не упомянут в числе городов, розданных Владимиром Святославичем своим сыновьям, хотя он уже существовал как крупный центр Руси. Это можно объяснить или тем, что Чернигов остался за самим Владимиром до его смерти как один из городов, ближайших к Киеву, или тем, что в Чернигове сохранялась своя династия князей, подвластных киевскому князю, подобно тому как в Древлянской земле сидел князь Мал, а в Полоцке княжил Рогволод. Существование «Чёрной могилы» с её погребением неизвестного князя X в. говорит в пользу второго предположения.
В 1024 г. в Чернигове стал княжить Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, пришедший из Тмутаракани. Только после смерти Мстислава Черниговская земля отошла под власть киевского князя (1036 г.). Черниговское княжество стало вновь самостоятельным в 1054 г., когда оно перешло в руки Святослава Ярославича. Во владении его потомков Чернигов с областью оставался и в последующее время. Таким образом, в Черниговской земле мы наблюдаем почти столь же раннее образование постоянной княжеской династии, как и в Полоцке, - прямое указание на раннее обособление Черниговского княжества от других русских земель.
Чернигов стоит на холмах над рекою Стрижень, недалеко от того места, где она впадает с правой стороны в Десну. Пространство между городом и Десной в самом узком месте занимает около 150 сажен. В отдалённые времена река Стрижень была значительно шире, чем в настоящее время, по крайней мере по описаниям XVIII в. она имела до 10 сажен ширины; устье её в половодье могло служить пристанью для небольших судов.
Местоположение Детинца определяется холмом, примыкающим к реке Стрижень. Что именно в этом месте надо искать Детинец, доказывается тем, что здесь были построены собор Спаса Преображения и древняя Борисоглебская церковь. В этом месте Черниговский кремль показан уже на плане реконструкции древнего Чернигова, помещённом в историческом атласе Погодина.
В XII в. город состоял из Детинца и острога, или передгородья. О Детинце и остроге Чернигова идёт речь в древней заметке об осаде Чернигова в 1078 г. Владимир Мономах «приступил ко вратам восточным, от Стрежени, и взял врата, и взяли град окольный, и пожгли его, люди же вбегали в днешный град». «Днешный град» обозначает внутреннюю крепость от слова «днешьный» - внутренний. Окольный город - соседний, окрестный. Позже «окольный» город существовал в Пскове. Следовательно, «днешный град» обозначает детинец, окольный город - предгородье, или острог. Черниговский детинец, возможно, был сложен из камня, однако никаких определённых доказательств в пользу такого мнения привести нельзя.
Окольный город, или предгородье, было обнесено валом и острогом, т. е. оградой из брёвен. Черниговское предгородье занимало большую площадь; протяжение вала в окружности измеряется в 3 1/2 версты. Площадь древнего города впоследствии уменьшилась, и внутри древнего вала был проведён новый. Новое уменьшение города отмечается в конце XVII в., когда был построен другой внутренний вал окружностью не более чем в 1 1/2 версты. В цветущие времена Чернигова городские строения не вмещались даже в пределах большого вала.
Под горою на южной стороне города в XVIII в. помещалось предместье с древним названием «Подол». По словам Шафонского, писавшего в конце XVIII в., «Подол для того называется, что он под горою внизу лежит». Впрочем, в Чернигове поселение на Подоле не получило большого развития. На это указывает отсутствие здесь древних каменных строений. Площадь города расширялась в сторону Пятницкой церкви, которая в XVIII в. находилась «за старым земляным валом, где торговая площадь на скатистом месте». Она обозначалась «за старым валом на торговой площади, где скотопродажная часть». Вал этот в начале XII в. был невысоким. По словам Владимира Мономаха, он защищал Чернигов «8 дней о малу греблю (вал), и не вдадуче внити им (врагам) в острог» 2). Таким образом, ремесленная часть начиналась от Кремля на север, где находился окольный город, предгородье, или острог, т. е. городское предместье, обнесённое валом. Пятницкая церковь является, постройкой XII или начала XIII в.
Цветущее состояние Чернигова в домонгольское время подтверждается каменными постройками и их остатками, восходящими к XI-XIII вв. Черниговские строения отличаются не только архитектурными достоинствами, но и своей величественностью. Спасо-Преображенский собор, начатый постройкой между 1024-1036 гг. и оконченный в середине XI в., представляет обширное здание, достойное стольного города сильных черниговских князей. Величественным памятником черниговской архитектуры является Успенская церковь Елецкого монастыря, создание которой относят к XII в., как и постройку Пятницкой церкви на торге. Такая датировка позволяет думать, что каменное строительство в Чернигове не прекращалось и в XII в., следовательно, не снижалось и значение Чернигова как городского центра.
В первом издании этой книги приходилось ссылаться на недостаточное количество сведений о ремесленном производстве Чернигова. Теперь имеется возможность говорить о нём с большой полнотой. На территории Чернигова были найдены разнообразные предметы ремесленного производства: оружие и доспехи (мечи, шлемы, луки, наконечники стрел), различного рода украшения (застёжки, бляшки, подвески), предметы быта, кончая деревянными вёдрами и пр. Некоторые предметы отличаются высокой художественностью. Такова отделка турьих рогов, найденных в кургане «Чёрная могила» под городом. Серебряная оковка рогов украшена фигурами невиданных зверей; это мотивы так называемого звериного (тератологического) орнамента, хорошо известного по русским рукописям XII-XIV вв. Работой черниговских мастеров является чаша князя Владимира Давыдовича, убитого в сражении при реке Руте.
Развитие гончарного дела в Чернигове подчёркивается находками поливных изразцов. Особо следует отметить производство мозаики, употреблявшейся иногда для настила полов. Замечательна была также строительная деятельность черниговских мастеров, создавших выдающиеся памятники архитектуры в самом Чернигове (соборы Преображения, Елецкого монастыря и др.).
Подводя итоги исследованиям черниговских древностей, Б.А. Рыбаков справедливо пишет: «Раскопки в Чернигове открыли новые, не известные ранее по другим источникам, стороны блестящей древнерусской культуры и искусства, одним из центров создания и развития которых был Чернигов, и внесли ясность в историю Черниговского княжества, в особенности в её древнейший, до-летописный период» .
В этих словах заключается скорее недооценка, чем переоценка того, что сделала археология для изучения Чернигова и в летописное время, так как летописи крайне отрывочно говорят об этом городе и не дают никакого представления об его хозяйственной жизни. Исследования археологов - это и есть основной материал для суждения о Чернигове как долетописного, так и летописного времени.
Внутренний строй черниговского общества мало известен. Только под 1139 г. имеем прямое указание на людей - черниговцев («людие черниговци»), под которыми надо понимать, как и в других подобных же случаях, горожан - ремесленников и торговцев. Впрочем, в Чернигове мы наблюдаем особые условия, в силу которых не замечается частой смены князей. Это связано с большой мощью черниговских князей, державшихся несколько особняком от князей других древнерусских земель. Недаром Слово о полку Игореве называет черниговских князей храбрым Ольговым гнездом, потомками Олега Святославича.
Любопытную характеристику черниговского князя, «старейшего» среди своих сородичей, даёт одно сочинение («притча») XII в. Речь идёт о черниговском князе Давыде Святославиче, умершем в 1123 г. «Жития его, - пишет автор притчи, - в Чернигове большом, в его княжении лет 70 и 3, и той был князь старейший в своей братии. Если какой брат делал по отношению к нему нехорошо («кривину к нему творяаше»), он все на себя возлагал... Братия же его, видя благо душное его терепение, все слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину». Это, конечно, идеальный образ князя-правителя, но и он позволяет судить о том, что черниговские князья, действительно, составляли родовое гнездо. Впрочем, они постоянно враждовали и нарушали взаимные присяги, недаром в черниговской притче подчёркивается верность князя Давыда своим обещаниям. «Если кто не выполнил данную ему присягу, он однако же ее исполнял».
Чернигов был крупнейшим древнерусским культурным центром. Остатки его замечательной архитектуры сохранились до нашего времени. В древнерусской литературе с Черниговской землёй связано величайшее поэтическое произведение Древней Руси - Слово о полку Игореве. Из Черниговской земли вышел Даниил Паломник, ходивший в Палестину вскоре после первого крестового похода. Память о древнем богатом Чернигове прочно удержалась в народном эпосе.
Ни один из других черниговских городов по своему значению даже отдалённо не напоминал Чернигова только немногие из них заслуживают внимания не как крепости, а как центры ремесла и торговли.
Одним из древнейших черниговских городов был Любеч на Днепре. В X в. он принадлежал к числу городов, тесно связанных своей торговлей с Киевом. Летописное предание относит его возникновение к ещё более раннему времени и упоминает Любеч уже в 882 г. В пересказе договора Олега с Греками, помещённом в летописи под 907 г., в числе русских городов, получающих дань с Византии, назван и Любеч. Одна эта особенность летописной передачи договора 907 г. заставляет осторожнее отнестись к распространённому мнению о его вымышленности. Любеч известен Константину Багрянородному в числе русских городов, торговавших с Византией.
Название города не требует пояснений; оно, несомненно, славянского происхождения (от слова «любы» - любовь, «любый» - милый, любимый). Любеч играл роль передового города на пути к Киеву с севера. Встреча враждебных войск Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого в 1015 г. произошла у Любеча. В 1097 г. в нём, как центральном месте, состоялся княжеский съезд, утвердивший за потомками Ярослава их владения. Указание на культурное состояние Любеча даёт сообщение о происхождении основателя Киево-Печерского монастыря Антония из Любеча: «Был некий человек, именем мирским, от града Любеча». Антоний посетил Афон и здесь постригся в монашеский чин. В лице Антония имеем одного из образованных русских людей, а это бросает свет на культурное развитие Любеча в это время.
В источниках XII в. встречаем несколько упоминаний о Любече, но лучшие времена города, видимо, относятся к прошлому. В 1159 г. он назван опустевшим городом. В конце XVIII в. в нём ещё существовало «земляное обвалившееся укрепление, близ которого ярами вокруг отделённое, 20 саженей вышины, необширное, а ровное, ничем не укреплённое место, замок называемое».
Два значительных города Черниговской земли, Путивль и Курск, стояли на Сейме, важнейшем притоке Десны.