Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Памятник святому Кириллу Туровскому (Туров, Украина)
Источник: Яндекс картинки
05:29 / 13.12.2014

Туров (980)
В истории Киевской Руси Турову принадлежит видное место, он постоянно упоминается в летописных источниках. После Святополка в городе княжили в середине XI в. Изяслав Ярославич, затем его сын Святополк, образована своя епископия, где святой Кирилл Туровский в XII в. жил, проповедовал и писал

Туров, один из древнейших русских городов, стоит недалеко от впадения реки Струмень в Припять, поблизости от того места, где в неё впадает с севера река Случь. Этим, кажется, определяется раннее возвышение Турова среди других русских городов. Верховья Случи близко подступают к верховьям Немана. Таким образом, через Туров шла древняя торговая дорога от Киева к берегам Балтийского моря. Значение дороги подчёркивается существованием на ней других русских городов - Городно и Слуцка.

Название Туров летописец производит от некоего Туры, которого в нашей исторической литературе на основании летописи считают пришедшим из заморья, как и Рогволода. Но текст летописи, в сущности, не даёт для этого оснований, в летописи сказано: «бе бо Рогволод пришел и[з] заморья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры Турове, от него же и Туровци прозвашася». Буквальный перевод этого текста следующий: «Ведь Рогволод пришёл из заморья; имел власть свою в Полоцке, а Туры в Турове, от которого и Туровцы прозвались».

Иными словами, говорится только о том, что Туры имел власть над Туровым так же, как Рогволод над Полоцком, а не о том, что он пришёл из заморья. Во всяком случае, имя Туры находит себе объяснение в славянском языке, хорошо знавшем дикого быка - тура. Отсюда Буй-тур Всеволод в Слове о полку Игореве, Турова божница в Киеве, Турова могила и т. д. Отметим также существование села Туров в Черниговской земле, известного уже в 1283 г.

Первое упоминание о Турове относится к 980 г. В конце X в. Туров сделался уже стольным городом отдельного княжества. По распределению Владимира Святославича туровский стол достался третьему его сыну, Святополку, следовательно, считался видным княжением. Согласно Ипатьевской летописи, Туров сохранял своё значение в середине XI в., когда в нём до смерти отца княжил Изяслав Ярославич. Относительно крупное значение Турова в Х-XII вв. подтверждается основанием особой туровской епископии. Тем не менее летопись не сохранила нам каких-либо подробностей, которые могли бы характеризовать внутреннюю жизнь Турова. В ней мы находим лишь случайные замечания о Турове, сделанные в связи с какими-либо политическими событиями.

В современном своём виде Туровское городище состоит из двух частей: меньшая и древнейшая его часть расположена в виде треугольника при слиянии реки Язды со Струменью, большая примыкает к ней, заполняя расширяющееся пространство между теми же реками. Между меньшим и большим отделениями городища имеется ров в 4,8 м глубины. Такое расположение городища в Турове совпадает с нашими представлениями о городах Киевской Руси. Меньшая и более укреплённая часть Турова соответствует первоначальному Детинцу, позже прибавилась новая и большая территория предгородья.

С Туровом связана деятельность крупного писателя XII в. Кирилла Туровского. Краткое житие его упоминает, что он был «рожден и воспитан во граде Турове», постригся в монахи и славен был по всей земле той, «умолением князя и людей града того» был поставлен в епископы Турова. Житие называет Кирилла вторым Златоустом («другий Златоустей нам в Руси паче всем восиа»).

Кирилл принимал участие в церковно-политической борьбе своего времени и написал несколько посланий к Андрею Боголюбскому, обличая ересь епископа Феодорца. Сочинения Кирилла Туровского до сих пор не изучены. Е.Е. Голубинский и вслед за ним М.Н. Сперанский считали, что слова его «не могли иметь в виду широкие массы Руси, а были рассчитаны на старшую княжескую дружину, придворные круги и духовенство, и то, вероятно, в крупных центрах только». Но этот взгляд на Русь, как на полуграмотную страну, проводимый особенно Голубинским, опровергается самим текстом произведений Кирилла Туровского.

В них встречается немало образов, взятых прямо из жизни. В Наказаньи Кирилла, как мы видели выше, книжное дело вменяется в обязанность не только чернецов, но и ремесленников, как раз тех людей, которые избирали Кирилла в епископы; тут же говорится о бедствиях «от человек, ли от князь». В другом слове названы «делатели с надеждою тружающиеся», рало, борозды и пр. В церковном поучении, приписываемом Кириллу, осуждается человек, который соблюдает посты, «а злобу держит и порабощает неповинных». В слове об исходе души говорится о немилосердных господах и самоубийствах рабов и пр. 

Сочинения Кирилла Туровского ближайшим образом связаны с жизнью горожан, «людей», давая понятие о степени городской культуры одного из центров Древней Руси. 

Археология (Археология в СССР в 18т. под редакцией Б.А. Рыбакова)

Туров — один из важнейших городов Туровской земли Древней Руси. По преданию, в Турове был первым князем Туры (ПСРЛ, т. I, стб. 76). В конце X — начале XI в. в Турове сидел Святополк Владимирович. Древнее городище занимает мыс, образованный реками Яздой, Струменью и Домухой. Округло-треугольный детинец (площадь около 1 га) был защищен по периметру валом, а с напольной (юго-восточной) стороны и рвом. С юго-востока к детинцу примыкает подтреугольный в плане (площадь около 1,5 га) окольный город, также укрепленный валом и рвом.

В истории Киевской Руси Турову принадлежало видное место. Как центр особой волости он постоянно упоминается в источниках. После Святополка в городе княжили в середине XI в. Изяслав Ярославич, затем его сын Святополк. Здесь была образована своя епископия, один из епископов которой Кирилл Туровский в XII в. стал крупным церковным идеологом и писателем. Киевские князья стремились удержать Туров в своих руках, посылая княжить туда сыновей или других ближайших родственников.

Но к концу XII в. связи Турова с Киевом ослабевают. Туровское княжество попадает в орбиту интересов Волынской земли. В середине XIII в. туровские и пинские князья вместе с волынскими воюют против Литвы. Впервые обследование туровского городища провел в конце XIX в. В.3. Завитневич. В 20-е годы С.С. Шутов, А.Д. Коваленя, А.Н. Лявданский и С.А. Дубинский осуществили в городе разведочные раскопки. Широкими площадями Туров исследован 1961—1968 гг. М.Д. Полубояриновой и П.Ф. Лысенко.

На территории окольного города изучены фундаменты каменного шестистолпного храма XII в. В общей сложности в туровском детинце вскрыто более 750 кв. м при мощности культурного слоя, достигающей 4 м. Древнейшие напластования здесь относятся к концу X — началу XI в. В том же XI столетии, видимо, сооружены и укрепления города. Во время раскопок обнаружено более 30 наземных срубных построек; следы деревянных частоколов, разграничивавших дворовые участки.

Судя по находкам некоторые дома принадлежали феодальной знати. Собрана коллекция предметов вооружения (наконечники стрел и копий, шпоры), орудий труда ювелиров (льячки, тигельки, пинцеты, каменная литейная форма) и кузнецов (сопла, зубила, крицы и шлаки). Большой интерес представляют образцы мелкой пластики, обломки привозных стеклянных и гончарных сосудов, орнаментированные изделия из кости. При раскопках церкви расчищены три шиферных саркофага. После нашествия Батыя жизнь в Турове не прекратилась.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.