Что цикл бюджетный нам готовит?
О том, какие статьи расходов в бюджете России останутся приоритетными в ближайшие три года и почему
В последний день сентября правительство внесло в Федеральное собрание проект закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов.
В последние годы, несмотря на все привходящие обстоятельства, сроки передачи этого важнейшего документа на рассмотрение парламента строго соблюдаются, поэтому данную процедуру можно было бы рассматривать как элемент законотворческой рутины.
Однако в этот раз к проекту бюджета было приковано особое внимание как экспертов, так и более широких слоев российского общества. Прежде всего это связано с тем, что Россия вошла в новый электоральный цикл и настал момент для уточнения целей и задач, стоящих перед обществом и экономикой.
Они были сформулированы в майском указе президента и послании Федеральному собранию в феврале текущего года.
Еще одной особенностью является начало нового этапа реализации национальных проектов, связанное с перераспределением средств в рамках обновленных приоритетов экономического развития.
Кроме того, не следует забывать и о том, что бюджет формировался при достаточно высоких требованиях по направлению средств на обеспечение национальной обороны и безопасности, что ограничивало маневр ресурсами в пользу других задач.
Проект закона насчитывает сотни страниц и огромное количество чисел, поэтому рядовому гражданину очень трудно разобраться во всех хитросплетениях главного документа страны.
Для понимания того, как устроен бюджет, важно понять те ключевые ограничения, в рамках которых он формировался.
Прежде всего нужно понимать, как те средства, которыми распоряжается федеральное правительство, соотносятся с общим масштабом экономики России.
Например, в текущем году это будет чуть больше 20% от ВВП (всей суммы доходов, формирующейся в экономике в течение года). Цифра, конечно, большая, но отнюдь не определяющая экономическую динамику. В 2025 году ожидается, что она составит 19,3%.
Это означает, что задача федерального бюджета состоит в том, чтобы обеспечивать средствами те направления деятельности, где невозможно или неэффективно использовать средства бизнеса, а также поддерживать проекты, обеспечивающие наиболее серьезные общественные эффекты.
Именно поэтому бюджетный импульс в текущих условиях является важнейшим инструментом поддержки экономики, обеспечивающим реализацию новых проектов с участием большого количества российских компаний.
Предварительный анализ параметров федерального бюджета на ближайшие три года позволяет говорить о преемственности принципов бюджетной политики. Двумя важнейшими направлениями расходования средств являются социальная политика и национальная оборона.
Например, в 2025 году на решение первой задачи направляется 6,4 трлн рублей, а второй - 13,5 трлн рублей. В совокупности они составляют примерно 58% от всех расходов федерального бюджета.
В условиях проведения СВО высокий приоритет оборонных расходов не подлежит сомнению, тем более что внутри них также существует значительная социальная компонента, связанная с обеспечением военнослужащих и членов их семей.
Что же касается непосредственно социальных расходов, то бюджет предполагает полное обеспечение тех предложений, которые были озвучены президентом в текущем году.
Это поддержка семей с детьми, запуск программ поддержания рождаемости, индексация пенсий работающим пенсионерам, развитие системы помощи пожилым гражданам и ряд других специальных социальных программ.
Если финансирование обороны и социальной политики относится к так называемым защищенным статьям бюджета, деньги на которые выделяются в приоритетном порядке, то остальные статьи расходов должны соответствовать их предельному уровню, который определяется объемом доходов бюджета, а также уровнем дефицита (превышением расходов над доходами).
В принципе, в дефиците бюджета нет ничего страшного, но при соблюдении двух условий.
Первое - инвесторы готовы покупать государственные обязательства. Второе - уровень процентных выплат по внешнему долгу не является ограничением для финансирования ключевых расходов бюджета.
Федеральный бюджет на ближайшие три года близок к сбалансированности. В 2025 году дефицит должен составить всего 0,5% от ВВП.
Однако нужно учитывать, что более высокий дефицит в текущих условиях мог бы обеспечить большую гибкость при формировании расходов.
Достаточно низкие параметры дефицита связаны не только с тем, что за счет изменения налоговых ставок будут обеспечены дополнительные доходы, но и с тем, что при текущих ставках занимать на внутреннем рынке крайне невыгодно.
Даже при имеющихся в бюджете скромных объемах государственных заимствований объем государственного долга возрастает с 15,7% от ВВП в 2024 году до 18,1% в 2025 году.
В связи с этим параметры ключевой ставки и инфляции будут влиять не только на объемы кредитования в экономике, но и на возможности финансирования бюджетных расходов за счет заимствований.
В рамках бюджета предполагается профинансировать 19 новых национальных проектов. На эти цели выделено 5,8 трлн рублей в 2025 году, а всего за трехлетний период - 18,5 трлн рублей.
Это достаточно серьезные средства, значительная часть которых направлена на цели формирования технологического суверенитета страны. Практически во всех национальных проектах присутствует серьезная научно-технологическая компонента.
При этом ряд новых национальных проектов напрямую направлен на развитие критически важных технологий:
"Новые материалы и химия", "Средства производства и автоматизации", "Беспилотные авиационные системы", "Новые атомные и энергетические технологии", "Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
В целом распределение средств в рамках национальных проектов носит более детальный характер, что в будущем должно позволить эффективнее контролировать достижение заявленных в них целей.
В заключение следует отметить определенные изменения, произошедшие в механизмах формирования и обсуждении параметров текущего проекта закона о федеральном бюджете, особенно в части национальных проектов.
На протяжении нескольких месяцев было проведено большое количество стратегических сессий под руководством председателя правительства, где в детальном обсуждении параметров национальных проектов участвовали не только чиновники, но и представители бизнеса, и эксперты.
Такая форма подробного обсуждения национальных проектов, безусловно, способствует более качественному распределению бюджетных средств, которых, как это ни странно, всегда не хватает.
Александр Широв