Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина РФ Константин Вышковский
Источник: Яндекс картинки
08:27 / 01.03.2017

"Мы должны быть готовы быстро выйти на рынок с евробондами"
"Наша позиция известна: размещение на внешних рынках - это размещение для иностранных инвесторов. Очень важно при любом размещении, при любом выходе на рынок подтвердить факт того, что пришли новые качественные иностранные инвесторы, которые очень заинтересованы в приобретении наших долговых инструментов", - Вышковский

27 февраля начал работу Российский инвестиционный форум в Сочи, в ходе которого глава долгового департамента Минфина РФ Константин Вышковский рассказал в интервью нашему корреспонденту о размещении ОФЗ в юанях, новой процедуре отбора банков-агентов для размещения евробондов и о рисках активного участия иностранцев на российском внутреннем долговом рынке.

- Вы сообщали, что ОФЗ в юанях не будут размещены в 2017 году. Это окончательное решение или пилотный выпуск все-таки состоится в этом году?


Это решение не окончательное. Мы говорили о том, что вероятность размещения в этом году не очень высокая или существенно ниже, чем мы планировали ранее. И связано это, прежде всего, с позицией китайских властей. Мы готовы к реализации такого проекта. Но, как показала проработка этого вопроса в прошлом году, наша идея в какой-то степени идет вразрез с общей политикой китайских финансовых властей по ограничению оттока капитала из Китая.

- Какие долговые инструменты рассматривает Минфин как альтернативу юаневым ОФЗ?

Тот проект, о котором было объявлено сегодня (ОФЗ-Н), — это, естественно, никакая не альтернатива, а просто новый инструмент, которого раньше не было.

Поиском "альтернативы" для ОФЗ в юанях мы не занимаемся. Повторюсь, ОФЗ в юанях никогда не рассматривался нами как инструмент, который позволит существенно выполнить программу заимствований. Это попытка прозондировать новый рыночный сегмент, привлечь на наш рынок, на российскую инфраструктуру новую категорию инвесторов — внутренних китайских, так называемых материковых инвесторов.

Не стоит рассматривать это как какой-то инструмент, который призван заменить любой из существующих. Это просто стремление развивать рынок, попытка прощупать какие-то альтернативные источники ресурсов. Мы этот проект с повестки дня не полностью снимаем, будем продолжать дальше с китайскими коллегами прорабатывать эту возможность.

- Ранее вы заявляли, что значительное присутствие нерезидентов на внутреннем долговом рынке вызывает "определенную озабоченность". Не могли бы вы пояснить, какие именно риски могут возникнуть со стороны повышенного спроса нерезидентов на ОФЗ?

Прежде всего эти риски связаны с качеством инвесторов, какое пока имеют нерезиденты. Те иностранцы, которые превалируют сейчас на нашем рынке, это так называемые инвесторы с "горячими деньгами", которые пытаются сыграть на волатильности валютного курса.

Эти деньги быстро приходят и могут так же быстро уйти с рынка. Это один фактор риска. Некий дополнительный фактор риска, который появился в последнее время, — это фактор, связанный с геополитическими вопросами, ограничениями.

Очевидно, что возможности влияния на нерезидентов со стороны иностранных финансовых властей выше, чем то же самое для российских инвесторов, которые являются традиционными и основными участниками национального рынка капитала.

Эти все факторы присутствуют. Доля участия иностранцев на рынке достаточно высокая уже — порядка четверти рынка. И это обуславливает необходимость строгого мониторинга ситуации. Пока, естественно, речь не идет ни о каких ограничениях. Но мы следим за ситуацией: и Минфин, и Центральный банк. Это в определенной степени вопросы, связанные с финансовой стабильностью.

- Есть ли уже понимание, в каком месяце Минфин будет размещать евробонды? Будет ли один транш или несколько?

Такого понимания заранее не может быть никогда. Можно говорить лишь о некой технической готовности к выходу на рынок, к подготовке нормативной базы, которая позволит осуществить размещение.

Все остальное, и момент выхода на рынок, и тем более какие-то финансовые параметры будущей сделки, — все это определяется непосредственно перед транзакцией. Даже количество траншей — это то, что определяется в ходе размещения в зависимости от спроса инвесторов.

Никогда эмитент суверенный не объявляет это заранее, а определяет по итогам изучения спроса, по итогам формирования книги заявок, встреч с инвесторами, то есть непосредственно в ходе размещения. Мы подготовительные мероприятия для выхода на рынок еще пока не закончили.

Мы уже говорили о том, что в этом году возникла потребность несколько изменить порядок отбора банков-агентов для размещения. Сейчас занимаемся решением технических вопросов. Но в любом случае речь идет о том, чтобы достаточно быстро обеспечить готовность к выходу на рынок, когда конъюнктура будет благоприятная.

- Размещение планируется по прошлогодней схеме? (Один организатор — "ВТБ Капитал", первичный клиринг — НРД.)

НРД — это некие функции, так скажем, фискального агента, некие учетно-расчетные функции, это отдельный вопрос, и нам нет необходимости здесь никого выбирать, и мы по-прежнему будем использовать для этих целей НРД как центральный депозитарий. Что касается банков — агентов по размещению, то количество и, естественно, конкретные имена, кто выступит в этой роли, можно будет определить только по результатам их отбора.

И пока мы непосредственно процедуру отбора не запустили, потому что, как я сказал, по результатам прошлогоднего размещения мы поняли, что необходимо несколько модифицировать действующий порядок отбора банков.

Суть изменений сводится к тому, что мы хотим избежать ситуации, когда формальные предложения о том, чтобы выступить агентом по размещению, должны направляться даже тем банкам, которые заранее высказались о своей неготовности в этой роли выступать.

Действующий порядок такой гибкости не представляет. Мы формально должны направить предложения не менее чем 20 банкам, которые являются лидерами по итогам прошлогоднего размещения на всех рынках.

Есть некий рейтинг банков инвестиционных, глобальных, которые по итогам прошлого года достигли наилучших результатов. Формально мы предложения принять участие в процедуре отбора должны направить всем этим банкам.

Но очевидно, что, учитывая сохранение упомянутого фактора геополитики, когда иностранные банки могут быть не готовы в силу каких-то особых причин выступать в этой роли, нецелесообразно направлять им предложение, чтобы получить формальный отказ или не получить ответа совсем. Мы попросим правительство предоставить Минфину полномочия таким банкам предложения не направлять. Это — основная суть.

Еще есть момент, связанный с тем, что в этом году мы хотим попробовать в рамках активного управления существующим долгом произвести обмен старых еврооблигаций на новые выпуски. Соответственно, нам нужен банк-агент не только по размещению, но и по обмену. Эту новую функцию мы тоже должны предусмотреть в порядке отбора.

- Ожидаете ли вы спроса иностранных инвесторов на прошлогоднем уровне? Или выше?

Мы в прошлом году увидели, несмотря на все эти сложности и ограничения, наличие очень высокого спроса на наши долговые инструменты.

Тот объем, который мы можем разместить в соответствии с законодательством в этом году, — это сравнительно незначительная сумма, и спрос по-прежнему ожидаем высокий. Рассчитываем, что в этом году факторы, не связанные никак с финансовыми соображениями, с кредитным качеством российских инструментов, не будут доминировать.

- Смогут ли российские госбанки выкупить часть выпуска евробондов? (По нашей информации, в 2016 году Минфин запретил российским госбанкам участвовать в размещении).

Да, мы сознательно в 2016 году не удовлетворяли заявки российских госбанков по той простой причине, что нам необходимо было продемонстрировать высокое качество спроса на наши бумаги в тех условиях, когда вбрасывались разные мнения в медийное пространство о том, что это будет непрозрачная сделка, что наши бумаги купят за российские же деньги. И 2016 год — впервые, когда мы заявки российских госбанков не удовлетворили вообще.

Хотя и раньше мы максимально снижали объем заявок, который удовлетворяли российским участникам рынка. Наша позиция известна: размещение на внешних рынках — это размещение для иностранных инвесторов. Российские банки имеют возможность приобретать, собственно говоря, так же как и иностранные, наши ОФЗ либо еврооблигации на вторичном рынке.

Очень важно при любом размещении, при любом выходе на рынок подтвердить факт того, что пришли новые качественные иностранные инвесторы. И в текущих условиях дополнительных сложностей и ограничений по выходу России на внешние рынки эта важность высока как никогда. Очевидно, что кредитное качество России высокое, иностранные инвесторы — и американские, и европейские — очень заинтересованы в приобретении наших долговых инструментов.

- То есть ваша позиция не меняется по этому поводу? В этом году вы также не будете допускать российские госбанки к покупке евробондов РФ на первичном рынке?

Да. Я думаю, что оснований что-то здесь менять нет никаких.

Беседовал Никита Жарков



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.