Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов
Источник: Яндекс картинки
08:17 / 31.03.2021

"Длинные деньги" под низкий процент для развития регионов России
На инфраструктурные проекты для развития регонов "будем предоставлять длинные деньги под 3% (мы говорили от 10 до 15 лет с тем, чтобы проекты могли окупиться). Но они должны быть обязательно возвратные, чтобы у нас не было такого, что опять потом будем возвращаться к реструктуризации, замене на новые кредиты -  это неправильно", - Антон Силуанов

Выступление министра финансов Российской Федерации  А.Г. Силуанова на совещании Президента России В.В. Путина с членами Правительства Российской Федерации 31 марта 2021 года

– Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович. Я несколько слов хотел бы об общей ситуации сказать. По прошлому году ситуация была лучше, чем ожидали.

Мы ожидали, что снижение собственных доходов бюджета в регионах будет 800 миллиардов, на самом деле произошло снижение на 276 млрд рублей, а дополнительной финансовой помощи мы в прошлом году дали 280 млрд рублей и еще кредитов на 223 млрд. То есть, по сути, дела мы полностью компенсировали снижение ресурсной базы, это первое.

Второе. В текущем году мы видим, что ситуация с региональными бюджетами нормализовалась. По состоянию на 22 марта рост налоговых и неналоговых доходов регионов составил 6,4%. Прибыль растет почти на 10%, налог на доходы физических лиц - 6,8%, и прирост собственных доходов отмечен в 71 регионе, то есть в большинстве субъектов Российской Федерации.

Что важно – расходы тоже растут, и главное - растут инвестиционные расходы. Если раньше у нас в основном текущие расходы брали первенство в темпах роста, то сейчас капвложения увеличились на 40,7% к уровню прошлого года.

Дефицит бюджета, если сравнивать с уровнем прошлого года,  в текущем году ниже, если считать без учета Москвы. В этом году (без учета Москвы) дефицит бюджета 170 млрд рублей, а в прошлом году был 186 млрд. То есть в целом ситуация выравнивается, это хорошо.

Многие коллеги говорили об уровне поддержки. И мы согласны, что в этом году у нас действительно уровень поддержки в 100 млрд, и с тем, чтобы сохранить темпы поддержки и финансовой помощи, мы готовы рассмотреть вопрос о реструктуризации бюджетных кредитов, которые, Владимир Владимирович, по вашему поручению были даны в конце прошлого года.

Сумма реструктуризации – 223 млрд рублей. В этом году эти деньги должны быть возвращены в федеральный бюджет.

Мы готовы рассмотреть реструктуризацию этих кредитов на общих основаниях до 2029 года с возможностью списания в случае, если средства от этих кредитов будут вложены в новые инфраструктурные проекты, и, соответственно, получены от них дополнительные налоги, которые будут зачислены в федеральный бюджет.

И на эту сумму мы спишем бюджетный кредит. То есть механизм должен начать работать, хотя пока не получил еще такой поддержки от субъектов Российской Федерации, но он есть, и мы готовы его сейчас совершенствовать (я чуть позже скажу).

Вопрос о реструктуризации коммерческих кредитов поднимал Алексей Леонидович Текслер. Да, действительно, мы уже такие решения принимали и в 2015 году, и позже. Более чем на 1 трлн рублей мы замещали коммерческие кредиты бюджетными кредитами.

При этом заключались с субъектами Российской Федерации соглашения о том, чтобы уровень долга если и рос, то находился в определенных рамках, которые не вызывали небезопасного развития долговой ситуации.

Тем не менее, к сожалению, целый ряд субъектов Российской Федерации не выполнили эти соглашения. Получается, что мы идем навстречу регионам, а регионы не выполняют взятые на себя обязательства.

У нас раньше была мера ответственности губернаторов, должностных лиц субъектов Российской Федерации, которую мы отменили и пошли на либеральный подход.

Поэтому я считаю, что если мы идем навстречу субъектам Российской Федерации, то руководство регионов тоже должно отвечать за свои обязательства, в том числе по объемам не наращивания долговой нагрузки.

В таком контексте мы готовы рассматривать предложения о следующем, очередном этапе снижения коммерческой задолженности и замены ее на бюджетную задолженность, то есть рефинансирования части коммерческих кредитов на бюджетные кредиты. У нас сейчас проходит обсуждение вопроса такого уровня.

Но здесь важно тоже соблюсти баланс интересов субъектов Российской Федерации, потому что кто-то проводил такую ответственную политику и залезал в долги, а кто-то занимал в банках, не заботясь о последствиях.

У нас есть предложения, как определить уровень такой поддержки, чтобы подровнять долговую нагрузку по коммерческим кредитам субъектов Российской Федерации. Мы сейчас в Правительстве Российской Федерации такие предложения готовим.

Я тоже хотел бы обратить внимание, уважаемый Владимир Владимирович, коллеги, на то, что вопрос долга непростой. Мы не можем допустить ситуацию, когда у субъектов неконтролируемо растет долг.

У нас сегодня ситуация находится под контролем, потому что уровень долга выше 100% всего у трех субъектов Российской Федерации.

Один из них – Мордовия, об этом говорили. Но дальше не обеспечивать контроль за долговой нагрузкой мы не можем, потому что это вопрос и устойчивости всей финансовой системы. Это не только региональные бюджеты.

Когда нам оценивают кредитоспособность Российской Федерации, всегда обращают внимание и на сбалансированность бюджетов регионов.

Поэтому это наша ответственность вместе с субъектами Российской Федерации – обеспечивать продуманную и абсолютно сбалансированную бюджетную политику. Здесь мы вместе с регионами должны этому принципу дальше следовать.

Далее, какие есть еще предложения. То, что высказывали наши коллеги – инфраструктурные облигации и инфраструктурные инвестиционные кредиты.

Мы готовы создать новый инструмент, который бы помогал субъектам Российской Федерации на возвратной основе финансировать не текущие расходы, а именно расходы на инфраструктурные проекты, но только возвратные.

И вопрос возвратности таких проектов нам необходимо будет действительно рассматривать в Правительстве на комиссии, как механизм. То есть будем предоставлять длинные деньги под 3% (мы говорили от 10 до 15 лет с тем, чтобы проекты могли окупиться).

Но они должны быть обязательно возвратные, чтобы у нас не было такого, что опять потом будем возвращаться к реструктуризации, замене на новые кредиты – это неправильно. Поэтому такой инструмент мы готовы запускать, и мы с Маратом Шакирзяновичем (Хуснуллиным) это проговорили.

Далее, мы говорим о замене коммерческих кредитов на бюджетные.

И вопрос, который у нас должен по идее заработать, но почему-то субъекты Российской Федерации не особо обращаются за таким предложением – мы говорили о том, что те бюджетные кредиты, которые ранее были даны в сумме 422 млрд рублей,

в том числе на реструктуризацию коммерческих кредитов, их можно было бы не возвращать, а списать часть из них путем вложения в инфраструктурные проекты, и учитывать дополнительные налоги, которые от этих проектов поступят, в счет списания этих кредитов.

По этой программе к нам обратилось всего 26 субъектов Российской Федерации на сумму 49 млрд рублей.

Поэтому здесь готовы упрощать действующий механизм учета инвестиций субъектов Российской Федерации в счет таких кредитов. Мы говорим о том, что теперь не обязательно будет создавать отдельное юридическое лицо (SPV), с тем чтобы можно было четко отследить направление средств от этих кредитов и налоги, которые будут получены.

Мы готовы идти навстречу. Глеб Сергеевич говорил о том, что необходимы новые источники для финансирования. А он может воспользоваться на 12 млрд рублей этим механизмом. Мы готовы к такому сотрудничеству. Поэтому согласны и с тем, чтобы нам использовать средства ФНБ для того, чтобы вкладывать в инфраструктуру.

Фонд ЖКХ как один из инструментов вполне подходит для такого инвестирования. Только это должны быть возвратные проекты, чтобы средства точно возвращались как в бюджет, так и в Фонд национального благосостояния.

Поэтому те предложения, которые сегодня были озвучены, они проработаны. Детали мы еще отшлифуем и будем готовы к их запуску уже в текущем году. Спасибо.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.