Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова (слева) и министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова
Источник: Яндекс картинки
11:39 / 28.03.2018

"Налоговая система должна быть предсказуемой и стабильной - это главное"
"По данным Росстата, в 2016 году среди малоимущего населения 64,2% - это люди, относящиеся к экономически активным. С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда доведут до уровня прожиточного минимума населения, утверждена приоритетная программа «Повышение производительности труда и содействие занятости", - Голикова

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова: "Многие социальные пособия надо платить только нуждающимся"

Это поможет эффективнее тратить бюджетные деньги и побороть бедность

Счетная палата России проверяет, как тратятся казенные деньги. За прошлый год ведомство нашло нарушений почти на 2 трлн. руб. Но чтобы следить за тем, куда уходят бюджетные рубли, их сначала нужно заработать. Как повысить доходы казны? Нужно ли менять налоговую систему? И стоит ли делать социальные пособия в России адресными? Об этом в интервью нашему корреспонденту рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

"Подоходный налог пересматривать не нужно"

- Татьяна Алексеевна, на недавнем инвестиционном форуме в Сочи чиновники снова обсуждали налоговую систему. Неужели опять что-то будут менять? И главное - зачем?

Налоговая система должна быть предсказуемой и стабильной - это главное. Мы обсуждали несколько вопросов. Во-первых, налоговые полномочия регионов. То есть могут ли они вводить у себя самостоятельно какие-то сборы, чтобы пополнять свои бюджеты. Во-вторых, общую фискальную нагрузку: как налоги, так и неналоговые платежи. Этот вопрос постоянно ставят работодатели. Если на это будет воля, здесь предстоит очень много сделать.

- Для простых россиян что-то будет меняться?

Все зависит от того, какие налоги мы имеем в виду. Например, я считаю, что очень осторожно нужно относиться к пересмотру ставок подоходного налога.

- Почему?


Любая шкала усложняет администрирование (подсчет и сбор платежей. - прим. ред.). Кроме того, если мы вводим такую шкалу, значит, какие-то категории нам нужно будет освободить от уплаты подоходного налога.

Например, льготников или тех, у кого низкие зарплаты. Но тогда это потери бюджетов регионов, особенно с низкими уровнями зарплат. Для них подоходный налог - бюджетообразующий источник. Нужно внимательно оценивать последствия таких изменений и предлагать компенсационные меры для бюджетов.

- Но ведь тогда это и сделает налоговую систему более справедливой. Мы же вроде к этому и стремимся. И глава Минфина об этом все время говорит, и почти во всех странах действует прогрессивная шкала. Чем мы хуже?

Добиваться справедливости можно и другими механизмами, а не только подоходным налогом. Необходимо все очень серьезно взвесить. НДФЛ в том виде, в котором он у нас существует, - это серьезное достижение нашей фискальной (налогово-бюджетной. - Ред.) политики. Мы научились его администрировать, научились пресекать теневые схемы.

Каждый пятый до сих пор в тени

- Ну насчет пресекать - это громко сказано. По официальной статистике, до сих пор 14 млн. человек находятся в тени. Это почти 20% трудоспособного населения...

Этих людей даже самыми низкими налогами из тени не вывести. Здесь свою роль должна сыграть налоговая служба. У нее появился мощный информационный ресурс. Есть несколько баз по взиманию налогов - подоходного и имущественных (транспорт, земля и недвижимость), а также страховых взносов. Теперь все они находятся в руках ФНС. Это дает возможность понять, кто какие налоги уплачивает.

С их помощью можно выявить тех, кто доход получает, но ничего государству не отдает. Понятно, что все 14 млн. мы не выявим. Но очевидно, что это серьезный инструмент в руках государства. Итоговые данные за прошлый год скоро будут получены, и с ними можно будет работать, в том числе и для последующей модернизации механизмов выявления теневой занятости.

- А что тут можно выявить? И как заставить платить?

Один из примеров - транспортный налог. В некоторых регионах дорогостоящий автомобиль оформляют на инвалида II группы. По закону ему положена льгота, налог он не платит. И вот тут возникает двоякая ситуация. С одной стороны, государство такому человеку обязано помогать, потому что он нетрудоспособен и не может зарабатывать деньги.

С другой - если этот человек может позволить себе дорогую машину, значит он в помощи государства не нуждается. Либо реально автомобилем пользуется другой человек, который просто не платит налог, а инвалид - подставное лицо.

- Народ у нас умеет пользоваться такими лазейками в законах... Но все, что вы сказали, сложно доказать. Как будете выводить на чистую воду?

Совмещение баз данных дает возможность управлять системой. Очень важно, прежде чем принимать решение о снижении или повышении налогов, правильно воспользоваться большим аналитическим ресурсом. Сейчас он у налоговой службы появился. А задавать неудобные вопросы - дело правоохранителей.

Кому нужны пособия: всем подряд или только нуждающимся?

- Вы уже привели пример, когда человек получает помощь от государства, но при этом с доходами у него все в порядке. Вы считаете, что платить надо только тем, кто реально нуждается, а не всем подряд? Что-то подобное недавно предлагал и Антон Силуанов...

Частично мы согласны с коллегами из Минфина. У нас многие пособия действительно платятся не исходя из критериев нуждаемости и адресности.

Такой подход неэффективен как с точки зрения борьбы с бедностью, так и с точки зрения рационального использования бюджетных средств. Важно провести инвентаризацию всех мер социальной поддержки на всех уровнях власти (от федеральной до муниципальной), систематизировать их по целям предоставления - стимулирующие (демографические), оценочные (за заслуги), по бедности и пр.

По возможности они не должны смешиваться. Есть устаревшие меры, которые ввели еще в 90-е годы. Их не тронули, когда реформировали систему разграничения полномочий между центром и регионами в 2004 году. Тогда это сделали, чтобы регионы не могли обрушить уровень жизни населения. Но уже прошло 14 лет, суммы стали ничтожными.

- Какие пособия вы имеете в виду?

Это пособие на ребенка. Его размер обычно составляет 200 - 300 рублей. Еще пример.

Установлена ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям граждан, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях, по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Сейчас ее размер (с полутора лет. - прим. ред.) - 50 рублей в месяц. Какая здесь может быть эффективность?

- И что с ними лучше сделать?

Правильнее было бы консолидировать такие маленькие пособия. И весь ресурс использовать на предоставление помощи тем, кто реально нуждается.

- То есть может получиться так, что кому-то выплаты отменят?


Вряд ли тем, кто уже пользуется льготами, мы можем их отменить. Логичнее делать ограничения и вводить принцип нуждаемости только для вновь назначаемых получателей.

Плюс, конечно, особого подхода заслуживают выплаты, назначаемые за заслуги перед страной (например, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям), а также в порядке возмещения вреда (пострадавшим от чернобыльской катастрофы). При назначении таких выплат не может использоваться критерий нуждаемости.

- А материнский капитал останется? Максим Галкин в прошлом году заявил, что они с Аллой Пугачевой не планируют его получать, потому что «им хватает»...


Я считаю, что материнский капитал должен выплачиваться всем. Цель благая - поддержка рождаемости, семей с детьми. И здесь вводить адресность не нужно, решение демографической проблемы важнее. Хотя по желанию люди могут его просто не оформлять.

К некоторым пособиям надо относиться осторожно. Например, сейчас «демографические» выплаты, связанные с поддержкой женщин, имеющих детей, особенно актуальны. Рождаемость в прошлом году упала на 10%. Не зря с этого года появился новый демографический пакет, подписанный президентом.

- Что в него входит?

Во-первых, пособие на первого ребенка. Его могут получать семьи с низкими зарплатами. Во-вторых, возможность для таких семей расходовать средства материнского капитала на текущие нужды.

В-третьих, льготная программа ипотечного кредитования, позволяющая семьям со вторым и третьим ребенком приобрести жилье в ипотеку по сниженной ставке. Также поставлена задача по ликвидации очередей в ясли. На выплату пособия на первого ребенка в региональные бюджеты в 2018 году будет направлено 21,4 млрд. рублей из федерального бюджета.

Вопрос на засыпку

Откуда взялись «работающие бедные»?


- В последние годы появилась тенденция: богатые становятся богаче, а бедные - беднее. Причем во всем мире. Появился даже термин «работающие бедные». Почему так происходит? Многие, сколько ни работают, все равно еле сводят концы с концами...

Чтобы эту проблему решить, нужно реализовать совокупность мер. В первую очередь экономика должна расти более высокими темпами, чем те, которые у нас есть. Значит, и налоговую систему надо видоизменять, и инфраструктуру развивать, и эффективнее имеющиеся ресурсы использовать, и проводить структурные реформы в социальном страховании. Всего не перечислить.

По данным Росстата, в 2016 году среди малоимущего населения 64,2% - это люди, относящиеся к экономически активным. В последнее время некоторые решения мы приняли. С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда доведут до уровня прожиточного минимума населения, утверждена приоритетная программа «Повышение производительности труда и содействие занятости».

Беседовал Евгений Беляков



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.