Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев
Источник: Яндекс картинки
04:27 / 27.10.2016

"В прогнозе мы должны ставить амбициозные задачи - это рост на уровне мировых экономик"
Рост реальной заработной платы составит 1,7% в 2017 году, 3,1% – в 2018 году. Соответственно в область положительного значения выйдут и реальные доходы населения – 1,2%. На это окажет влияние и динамика социальных трансфертов, восстановление индексации пенсий по фактической инфляции и единовременная выплата пенсионерам, предусмотренная в начале 2017 года
Выступление министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева в Совете Федерации РФ 27 октября 2016 года

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Я очень рад возможности обсудить наше видение экономической ситуации с вами, тем более что большое количество членов Совета Федерации пополнило его ряды и важно установить правильные рабочие взаимоотношения.

Этот год мы живем под знаком постепенного сглаживания экономического спада. Я напомню, что прошлый год мы завершили с цифрой 3,7 процента спада ВВП. Первый квартал этого года – минус 1,2, второй квартал – минус 0,6, третий квартал – минус 0,4. Медленно ситуация выправляется. Но выправляется!

По итогам девяти месяцев сейчас это 0,7 процента спада. К сожалению, до конца года мы не сможем из него выйти. Примерно минус 0,5–0,6% ожидаем по итогам этого года. Конечно, разные отрасли по-разному адаптировались к новой экономической реальности. В целом, должен сказать, бизнес, экономика адаптируются быстрее и эффективнее, чем бюджетная система.

Об этом говорит и реакция наших предприятий на второй "нефтяной шок", который не вызвал ни глубокой девальвации, ни резкого ускорения инфляции, ни роста стоимости кредита для конечных заемщиков, в отличие от первого "нефтяного шока". Тем не менее у нас есть отрасли, которые удачно проходят эту ситуацию: сельское хозяйство – рост больше 3 процентов. По промышленному производству  тоже маленький, но плюс – плюс 0,3 процента за 9 месяцев.

В основном, конечно, это результат добывающих отраслей, где прирост – 2,5 процента. По обработке – пока еще в целом минус, меньше процента, но минус. Тем не менее такие отрасли, как пищевая, легкая промышленность, химия, лесопромышленный комплекс, развиваются позитивно, показывают результаты лучше, чем в прошлом году.

К сожалению, негативная динамика сохраняется, прежде всего, в том блоке отраслей, которые работают на инвестиционный спрос, – это производство стройматериалов прежде всего, металлургическая промышленность.

При этом должен сказать, что адаптация экономики к новым условиям видна из стабильной ситуации на рынке труда: за 9 месяцев средний уровень безработицы – 5,9 процента. Очевидно, что и по мировым рамкам невысокий уровень, и совсем маленькое отклонение от тех позиций, которые были в прошлые годы.

Очень хорошо, что стала выправляться динамика реальной заработной платы и через рост номинальной заработной платы, и через сокращение инфляции, и через постепенное восстановление потребительского кредитования. Наконец, за 9 месяцев реальная заработная плата вышла в область положительных значений - плюс 0,4 процента рост по реальной заработной плате.

Отстает динамика реальных доходов населения в целом за счет плохой динамики предпринимательской деятельности и неформальных доходов. И, соответственно, оборот розничной торговли (это наш самый главный локомотив роста) серьезно отстает: по 9 месяцам минус 5,4 процента. При этом в отличие от розницы в продаже товаров, продажа услуг сокращается очень мало – всего лишь 0,6 процента. Но это понятно, потому что там есть большая доля обязательных услуг, по которым спада нет.

У нас под контролем  находится инфляция. К соответствующему периоду прошлого года сегодня это 6,2 процента. Очень хорошо, что продовольственная инфляция в низких значениях. Сегодня самый низкий уровень динамики продовольственной инфляции с 2000 года – 2,4 процента с начала года. Серьезно сократилась динамика расходов по ЖКХ: если в прошлом году рост был на 10 процентов, то сейчас – рост 5,3 процента за этот период, что также вносит свой вклад.

Что больше всего беспокоит: это плохая динамика инвестиций. Предприятия, которые имеют очень хороший финансовый результат, (напомню: за прошлый год динамика прибыли была на 52 процента лучше, чем год назад, в этом году 17 процентов – рост прибыли) не спешат эту прибыль превращать в инвестиции и накапливают остатки на счетах в банках. При этом сокращение инвестиций по полугодию – 4,8 процента, по году в целом мы ожидаем порядка 4 процентов.

Тем не менее в целом ситуация постепенно меняется к лучшему. На этом фоне прогноз, который мы разработали, учитывает эти тенденции, хотя в него заложены очень консервативные оценки: консервативные оценки мирового спроса, консервативные оценки глобальной ситуации, те же параметры по санкционному режиму, например, и очень консервативные оценки по конъюнктуре сырьевых рынков.

Базовый вариант прогноза, его значение совершенно утилитарное (он служит для расчета параметров бюджета), исходит из цены нефти в 40 долларов за баррель, и корреспондируется с незначительными темпами экономического роста. Но я хотел бы остановиться на так называемом "базовом плюс" варианте, том варианте, который нам представляется более реалистичным и он связан с продолжением той восстановительной динамики, которая наметилась в этом году.

Мы исходим из того, что тоже будет очень медленное, но восстановление конъюнктуры мировых рынков: нефть – 48 долларов за баррель в 2017 году, 52 – в 2018-м, 55 – в 2019-м. Это меньше, чем ожидают аналитики. Здесь тоже заложен здоровый консерватизм, но это по крайней мере корреспондируется с тем, что есть сегодня. Я напомню, что сегодня цена нашей нефти Urals – именно 48 долларов за баррель, накоплено с начала года – примерно 40,5.

Если такой уровень как сегодня сохранится, то по году будет 42 доллара за баррель. Поэтому предположение о 48 долларах за баррель на следующий год – вполне реалистичное. Исходя из этого, мы можем ожидать восстановления валового внутреннего продукта: в 2017 году – рост на 1,1%, в 2018 году – на 1,8% и в 2019 году – на 2,4%.

Что за источники этого роста? Это восстановление конечного и промежуточного спроса, прежде всего через потребительский спрос. Я уже приводил цифры о том, как реальные доходы начали восстанавливаться. Эта тенденция продолжится и укрепится в 2017, 2018 и 2019 годах, вызовет дополнительный рост товарооборота, а это всегда подталкивает бизнес к восстановлению запасов. Сейчас запасы в производстве находятся на исторически крайне низких уровнях.

Это было свидетельство неуверенности бизнеса в восстановлении розничного товарооборота. Если мы преодолеваем эту ситуацию, а мы ее преодолеваем, то ожидаем, что эти два фактора – рост потребительского спроса и восстановление запасов в производстве – дают вместе совокупно примерно 1,5% валового внутреннего продукта по году.

На этом фоне с некоторым лагом, но будут восстанавливаться инвестиции в основной капитал, прежде всего, частного сектора, потому что будет понятен платежеспособный спрос, денежный поток, и это послужит основанием для расчета бизнес-планов. Мы считаем, что в этом варианте среднегодовой прирост инвестиций в 2017–2019 годах составит почти 2,9%, при опережающем росте инвестиций именно частного и инфраструктурного секторов, то есть компаний, аффилированных с государством.

При этом валовое накопление внесет вклад, примерно сопоставимый с вкладом розничного товарооборота, потребительского спроса - от 1 до 1,3% ВВП в период 2018–2019 годов. При этом чистый экспорт перестанет играть роль драйвера экономики, потому что темпы роста экспорта не будут превышать темпы роста импорта, который станет восстанавливаться после серьезного спада в предшествующие два года.

Таким образом, в результате роста валового накопления и роста потребления домашних хозяйств (рост потребления домашних хозяйств – 2,5–3,3%, рост валового накопления – 4,4–5,6% к концу рассматриваемого периода) экономика может выйти на уровень роста в 2018 году – 1,8%, в 2019 году– 2,4%.

Это тот уровень, который экономисты называют потенциальным выпуском. То есть мы закрываем тот разрыв, который возник в силу сокращения спроса, и дальнейшее ускорение роста потребует, может быть, более серьезных институциональных и структурных изменений, более серьезных мер экономической политики, о которых я скажу дальше.

Тем не менее в результате роста восстановительного спроса домашних хозяйств и бизнеса удастся сохранить тенденцию на снижение инфляции, и она во все годы рассматриваемого периода в варианте "базовый плюс" будет меньше 5% - меньше значений текущего года. В этом году мы ожидаем примерно 5,7–5,8%, в 2017 году – 4,5%, в 2018–2019 годах – соответственно 4,3–4,1%.

Этому, конечно, будет способствовать умеренная индексация тарифов естественных монополий по принципу "инфляция минус", который будет действовать на всем протяжении рассматриваемого периода, то есть тариф будет индексироваться на целевую инфляцию за вычетом определенного коэффициента, что и позволяет сдерживать инфляционные процессы.

Рост промышленного производства прогнозируем темпами больше 2 - 2,2%, при этом будет восстанавливаться производство инвестиционных товаров и товаров потребительского спроса. При этом в силу сдерживания издержек ожидаем повышения доли валовой прибыли и валовых смешанных доходов примерно до 41% валового внутреннего продукта, что создает естественный ресурс для инвестирования в основной капитал компаний.

Мы ожидаем, что будет меняться структура экспорта в сторону увеличения доли экспорта несырьевых товаров, товаров с высокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости, доля которых увеличиваются примерно на 2% - до 36%.
Ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной, немножко даже увеличится занятость, в пределах нескольких долей процента. При этом реальная заработная плата в экономике будет расти довольно быстро.

Это касается и бюджетников, и занятых в частном секторе. Рост реальной заработной платы составит 1,7% в 2017 году, 3,1% – в 2018 году. Соответственно в область положительного значения выйдут и реальные доходы населения – 1,2%. На это окажет влияние, безусловно, и динамика социальных трансфертов, в частности, восстановление индексации пенсий по фактической инфляции и единовременная выплата пенсионерам, предусмотренная в начале 2017 года.

В целом рост реальных располагаемых доходов населения ускорится до 1,8–2,2% год к году в значении до конца рассматриваемого периода. Это дает основания для ускорения розничного товарооборота. На это работает также восстановление потребительского кредитования, которое уже сейчас фиксируют регуляторы. И, таким образом, совокупность этих факторов позволяет выйти на тот уровень роста ВВП, о котором я говорил.

Но мы должны ставить перед собой более амбициозные задачи, потому что даже рост на 2% ВВП – это меньше, чем среднегодовой рост мировой экономики, который в рассматриваемом периоде будет  на уровне примерно 3%. Это рост на уровне развитых экономик и меньше среднемирового. Это означает, что для того, чтобы Россия сохранила свою долю в мировой экономике, увеличила ее, мы должны развиваться по сценарию более активной инвестиционной политики.

Этот сценарий рассматривается в рамках целевого варианта прогноза, который предполагает возможность выхода к 2019 году на темпы роста, превышающие среднемировые, а именно больше 4%, и на уровень роста производительности труда больше 4% в год.

Тому должен способствовать набор мер, связанных с сокращением регуляторного давления на бизнес, с упорядочением взаимоотношений кредиторов и заемщиков и ростом кредитования экономики в целом, с дополнительным сдерживанием издержек предприятий, с созданием лучших условий для инвестирования, для использования государственных возможностей соинвестирования через средства Фонда национального благосостояния, через программу развития проектного финансирования, через использование потенциала государственных институтов развития в части прежде всего поддержки экспорта, потому что этот вариант предполагает темпы роста несырьевого экспорта порядка 7% в год.

Это требует и сокращения издержек экспортеров, и организации кредитования, предэкспортного финансирования, и создания системы лицензионной поддержки, поддержки экспортной логистики и использования максимального потенциала наших внешнеэкономических связей, использования системы зон свободной торговли, над которой мы сейчас активно работаем со странами АСЕАН, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с рядом других стран.

Использование этого потенциала позволяет дополнительно вовлечь в оборот серьезные инвестиционные ресурсы, снизить ставку кредита для конечных заемщиков, увеличить рост инвестиций в национальную экономику темпами свыше 5% в год. Это требует принятия определенных решений в области нормативно-правовой деятельности, над чем Правительство Российской Федерации активно работает в настоящее время. Спасибо.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.