Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников в Совете Федерации 25 декабря 2020 года
Источник: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации
12:48 / 25.12.2020

"С этого года трансформируем механизм – ключевые инициативы собираем в дорожные карты"
Для анализа проблематики контрольно-надзорной деятельности вместе с Минцифрой создаем единый реестр всех видов контроля. А с учётом положительного опыта использования единого реестра проверок, совместно с Генеральной прокуратурой будем его расширять новыми данными. Действительно ли органы контроля выходят туда, где есть наибольшие риски, а не туда, куда привыкли?

Выступление Министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 25 декабря 2020 года.

Максим Решетников: экономика РФ прошла нижнюю точку спада лучше, чем ожидалось

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые сенаторы!

Тема моего доклада – реализация регуляторных инициатив и улучшение делового климата. Но перед тем как перейти к ней, вначале – несколько слов об экономических итогах года.

После снижения во 2м квартале экономика постепенно восстанавливается.  Наша оценка ВВП 2020 года -3,8%, практически совпадает с августовским прогнозом.

Нижнюю точку спада мы прошли лучше, чем ожидалось. И восстановление пошло быстрее. Это напрямую связано с принятыми антикризисными мерами поддержки населения и бизнеса.

Кризис не приобрел системного характера. Удалось предотвратить его влияние на системообразующие отрасли и предприятия. По итогам 11 месяцев производство в обрабатывающей промышленности вышло практически на уровень прошлого года, в сельском хозяйстве прирост +1,5% (г/г), стабилизировались темпы и в строительстве.

Сдерживающее влияние на восстановление показателей физических объёмов производств оказывает действие соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти.  

Из позитивного следует отметить меньший, чем ожидалось, спад инвестиций за 9 месяцев. Спад чуть больше -4,1% г/г. Мы ожидали, конечно, существенно больше снижения.

Важным фактором стабилизации ситуации является восстановление потребительского спроса. Оборот предприятий торговли и услуг по данным ККТ даже сейчас находится чуть выше уровня прошлого года. Даже сейчас в этих непростых условиях.

Ситуация на рынке труда постепенно стабилизируется. В ноябре уровень безработицы составил 6,1% при максимуме 6,4% в августе. Ожидаемо снижается и регистрируемая безработица если на конец сентября безработных было 3,7 млн человек, то на середину декабря – 2,9 млн.

Хорошим инструментом и поддержкой здесь на рынке труда является реализуемая программа ФОТ 2.0, это выданные кредиты малому и среднему бизнесу со следующим списанием при условии сохранении занятости -под ее защитой сейчас находится 5,4 млн рабочих мест. 97% заемщиков продолжают сохранять занятость и претендовать на списание всей задолженности.

Мы видим, что подавляющее большинство заемщиков выполняет обязательства и, соответственно, могут рассчитывать на списание, сохраняя рабочие места. Тем не менее, ситуация на рынке труда остается напряженной. И восстановление занятости будет одним из основных приоритетов экономической политики в 21 году.

Продолжаем реализовывать антикризисную повестку. Продлены ряд мер: отсрочки по налогам и страховым взносам для тех отраслей, которые пока не восстановились на 2021 год.  Продлены меры поддержки для производителей и продавцов подакцизных товаров. Продолжается поступление требований к заемщикам РГО и МФО.

В условиях снижения доходов в 2020 году бюджетные расходы не сокращались, а увеличивались. По итогам ожидаем: дефицит федерального бюджета более – 18,4 трлн (на 550 млн больше плана), а расходы превысят 22,5 трлн.

Это важная мера поддержки экономики, потому в настоящий момент действительно бюджетные расходы являются тем якорем, который позволяет экономике не только держаться на плаву, но выступать драйвером.

В этом году регионы получили более 300 млрд рублей дополнительно для компенсации выпадающих доходов. Кроме того, были реструктуризированы их долговые обязательства. За 11 месяцев объем межбюджетных трансфертов вырос на 60% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Это позволило увеличить расходы субъектов на 14% по сравнению с прошлым годом по итогам 11 месяцев при снижении собственных доходов на 4%. Отдельно отмечу на 21% выросли капитальные расходы региональных бюджетов.

В 4-м квартале вызовом стало ускорение инфляции (мы ожидаем 4,8% декабрь к декабрю), рост цен на ряд продовольственные товаров в первую очередь.

Основные причины –снижение урожая по ряду культур, ослабление рубля и ощутимый рост мировых цен на продовольствие.

Чтобы стабилизировать ситуацию с ценами, Минпром и Минсельхоз подписали соглашения с торговыми сетями и производителями, Правительством введены экспортные пошлины, запустили меры поддержки для производителей сельского хозяйства, в первую очередь для хлебопеков и производителей муки.

Сегодня вы рассматриваете законопроект, который дает Правительству дополнительные полномочия по регулированию цен на продовольственные товары. Подчеркну: мы рассматриваем этот инструмент как экстренную, крайнею меру, которая может применяться только в крайнем случае, и если остальные меры экономического характера не сработают.

В целом, сегодняшняя ситуация – лишь отклонение, а не уход с траектории устойчивого роста экономики.

Именно с инвестициями, с развитием малого и среднего бизнеса, а значит и с деловым климатом, мы связываем восстановление и дальнейшее развитие экономики. И от тех решений, которые с вами приняли и еще примем, зависит – на какую траекторию экономического роста мы выйдем.

Ключевыми считаем 4 направления:

Первое – регуляторная реформа: она включает регуляторную гильотину и новую модель контроля и надзора.

Второе – механизм «Трансформация делового климата».

Третье – защита частных инвестиций

И, наконец, адаптация законодательства к новой постковидной реальности. Подробнее – о каждом из них.  

2020-й стал годом регуляторной реформы.  Задача стояла – исключить устаревшие требования. На замену им с 1 января, как поручал Президент, должны прийти новые – исполнимые и обоснованные.

Цель - уйти от концепции «нулевого риска», принципа «как бы чего не вышло» - принцип приводит к очень большим затратам в экономике, как раз к тем самым избыточным требованиям в конечном итоге очень дорого обходится.
Несмотря на ситуацию с ковидом, договорились сроки реализации проекта не переносить.

39 федеральных ведомств и 1.300 экспертов рассмотрели и отменили 3 тысячи актов последних тридцати лет и более 8 тысяч советского периода. Хочу поблагодарить коллег – регуля́торов, надзорные ведомства, министерство юстиции, аппарат Правительства за напряженную работу.

Самым сложным было: не увлечься, не «отсечь» лишнего, при этом добиться реальных улучшений для бизнеса.

В каких сферах произошло наибольшее обновление актов.

- Среди лидеров – транспорт.  Вместо отмененных 800 (восьмисот) актов будет действовать лишь 85. Пересмотр упрощает регулирование отрасли и снижает издержки. Только отмененное требование менять раз в три года блок защиты информации в тахографе для 3,5 млн грузовых машин стоило бизнесу 70 млрд рублей.

- Пересмотрены сотни избыточных требований в СанПиНах. Количество требований к общепиту, например, сократилось в 5 раз. Теперь исключены штрафы за то, что в кафе посуду моют не «по инструкции».

- В сфере промышленной безопасности Ростехнадзор переработал 200 актов.  Рассчитываем, усилия наших предприятий теперь будут идти действительно на обеспечение безопасности, а не на исполнение устаревших требований по заполнению бумаг. Правительство справилось с реализацией регуляторной гильотины и органы власти справились.

Взамен отмененных актов нужно было принять 451 новый. По данным на сегодняшнее утро, осталось принять 13 актов. Финальное совещание еще на базе Аппарата Правительства РФ, одно из них сегодня.

С Министерством природных ресурсов дорабатываем баланс между реальными улучшениями для бизнеса и в то же время не нарушить нормальную регуляторную работу служб, не допустить, чтобы какие-то требования, которые объективно нужны оказались отменены.

Чтобы сделать механизм постоянно действующим, приняли два принципиально новых закона.

Законом "Об обязательных требованиях" внедрили механизм постоянного обновления – раз в 6 лет будем оценивать, не устарели ли требования. На законодательном уровне закрепили уже зарекомендовавший себя институт оценки регулирующего воздействия.

Это важно –механизм повышает качество регулирования. Только в этом году ОРВ прошло более 1.500 проектов актов, 40% из них были отправлены на доработку: выявлено более 2 трлн рублей потенциальных издержек.

Закон "О государственном контроле" меняет систему контроля и надзора. Главным будет – оценка рисков, мониторинг вместо проверки, профилактика вместо наказания. Стремимся, чтобы все требования соблюдались, а количество контактов контролеров и бизнеса было минимальным.

Сейчас работаем над так называемым «законом-спутником» 248-ФЗ, который вносит изменения в 112 отраслевых законов. Он принят в 1 чтении в Госдуме.

Отдельное внимание – на региональном блоке. По нашим оценкам, на регионы пришлась почти треть (31%) всех проверок, проведенных в России в 2019 году. Хочу поблагодарить Временную комиссию Совета Федерации по контролю.

Мы с сенаторами провели большую работу с территориями: по итогам, к примеру, предусмотрели переходный период для принятия регионального законодательства о контроле до конца следующего года. Это очень важно, эти переходные периоды нужны для того, чтобы регионы имели возможность нормально адаптироваться и качественно отработать.

Закон о контроле предусматривает максимальную цифровизацию надзорных ведомств. И это требует от нас и перехода на цифру в сфере нормотворчества. Эту тему Вы, Валентина Ивановна, тоже недавно обозначили.

Законом об обязательных требованиях предусмотрено создание так называемого реестра обязательных требований. В пилотном режиме мы начнем эту работу в 1 квартале следующего года. Подобные проекты есть в Москве, Татарстане. Мы учтем их опыт.  "Пилотами" выступят МЧС, Роструд, Росаккредитация, Роспотребнадзор, Минстрой.

За счет интеграции с информационными системами надзорных ведомств, реестр позволит автоматически формировать чек-листы проверок. По факту формировать задания к проекту, исходя из структуры риска и особенностей объекта. Мониторить, какие требования нарушаются чаще всего, оценивать издержки на их соблюдение, увязывать это с рисками.

Для анализа проблематики контрольно-надзорной деятельности вместе с Минцифрой создаем единый реестр всех видов контроля. А с учётом положительного опыта использования единого реестра проверок, совместно с Генеральной прокуратурой будем его расширять новыми данными.

В информационных системах должны быть актуальные данные об объектах контроля и степени их риска, результатах контрольных мероприятий. Чтобы четко понимать – действительно ли органы контроля выходят туда, где есть наибольшие риски, а не туда, куда привыкли.

Уже сейчас это используем. С апреля ввели мониторинг соблюдения моратория на проверки. Их число по сравнению с прошлым годом снизилось в 2 раза. Катастрофы при этом не произошло – предприниматели сами видят риски и делают ставку на самоконтроль.

Кризис показал, бизнесу можно и нужно верить. Чтобы избежать локдауна, компании исполняли санитарные требования, заботились о безопасности сотрудников и клиентов. Поэтому мораторий на проверки для малого бизнеса продлили на следующий год.
    
Далее. Отдельная работа по улучшению делового климата ведется на основе предложений от бизнеса – в рамках механизма Трансформация делового климата. За 2 года собрали более 320 инициатив, отменили 120 ограничений.

С этого года трансформируем механизм – ключевые инициативы собираем в дорожные карты. Уже реализуем первые четыре – по экспорту, корпоративному управлению, интеллектуальной собственности и НТИ.

По предложениям бизнеса в Общенациональный план включили 31 мероприятие по снижению необоснованных издержек в сфере транспорта, промышленной безопасности, экологии, организации труда.

Сегодня в вашей повестке уже стоит подготовленный Минтрудом закон о сокращении издержек в сфере спецоценки условий труда. Это как раз одно из мероприятий из Общенационального плана. Ежегодно такая процедура стоит бизнесу порядка 10 млрд. Минтруд предлагает освободить бизнес от повторного проведения процедуры в определенных случаях.  

Теперь про стимулы. Сейчас наша экономика нуждается в долгосрочных инвестициях, а инвесторы – в долгосрочных гарантиях. Поэтому запустили ряд новых финансовых инструментов, заработал закон о СЗПК.

Он был принят вами весной, и оказался востребованным бизнесом. Подписано уже 25 Соглашений – это 1,1 трлн рублей инвестиций, в 19 регионах будут созданы более 23.000 рабочих мест.

Какие задачи ставим на 2021 год? Предстоит подготовить закон: расширить отрасли экономики, которые могут претендовать на спецусловия. С 1 апреля процесс подписания перейдет «в цифру» – заработает информационная система «Капиталовложения». Плюс сам инструмент передадим в регионы.

Активизация региональной инвестиционной повестки тоже один из приоритетов работы в 2021 году. Отдаем себе отчёт, что все инвестиционные проекты в конечном итоге реализуются в регионах. И от активности губернаторов будет качественная работа региональных команд зависит очень многое.

Совершенствование делового климата – это не только устранение барьеров и ограничений. Еще и адаптация регулирования к новой экономической реальности, к новым трендам.

- Задолго до пандемии мы видели серьезный интерес к режиму самозанятых. В июне вы поддержали закон о расширении для них мер поддержки. Сейчас прорабатываем, как упростить им доступ к работе с онлайн-платформами, решить вопросы с сертификацией продукции.

- Пандемия подстегнула развитие цифровизации. Поэтому важен принятый в июле закон о так называемых «песочницах». Вчера на Правительстве одобрили к нему закон-спутник. У Минэка уже сформирован пул из 7 наиболее перспективных проектов – планируем запустить их в следующем году. Хотелось бы отдельно поблагодарить Андрея Турчака за поддержку вместе с вами и всему этому пакету и инструменту.

- Вместе с вами нам предстоит создать основы регулирования для новых видов предпринимательской деятельности. Инструмент для этого у нас есть - «дорожная карта» Трансформации делового климата.

Коллеги, все ключевые решения, о которых сегодня говорил, отражены в Едином плане по достижению наццелей, который рассмотрел и поддержал Президент в рамках заседания Госсовета.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Завершая выступление, хочу поблагодарить всю палату сенаторов за сотрудничество. При вашей поддержке в этом году было принято 22 закона, разработанных Минэкономразвития.

Сегодня на пленарное заседание вынесены еще 4, на рассмотрении в Государственной Думе – еще 7.

Мы стараемся дотошно подходить к реализации этих законов, будем принимать всю подзаконную базу: из 125 актов (это 91 акт Правительства и 34 приказа Министерства) уже половина принята, остальные – идут в графике.

Все они охватывают и антикризисную повестку, и касаются вопросов развития бизнеса «здесь и сейчас», и формируют будущую траекторию развития экономики.

Уверен, что и в следующем году наша работа будет такой же эффективной.

Спасибо за внимание.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.