Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена и телевизионного выступления Руслановой Л.А.
Источник: Яндекс картинки
07:29 / 13.07.2017

Русланова Лидия Андреевна (1900-1973)
Голос певицы отличается особой индивидуальностью, богатством и глубиной. Лидия с легкостью переходила от сопрано к контральто и наоборот. Ее исключительный талант не смогло скрыть даже низкое качество грампластинок и радиовещания в 1935-40-х годах прошлого века. Ее прекрасный сильный голос, который часто называли ангельским, сразу узнавался сквозь многочисленные помехи

Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина) русская эстрадная певица родилась 14(27) октября 1900 года в селе Чернавка Сердобского уезда Саратовская губернии в крестьянской староверческой семье.

Многочисленная семья Лейкиных осталась без отца после того, как его забрали на Русско-японскую войну, и его жена осталась без помощи и поддержки с тремя маленькими детьми.

После смерти матери и бабушки Агафья, чтобы прокормить себя и других детей, одна ходила с тяжелой сумкой и пела песни.

Когда ей исполнилось восемь лет, обеспеченная вдова погибшего на войне чиновника пристроила ее в саратовский приют при Киновийской церкви. Для того, чтобы попасть в приют, будущей певице пришлось из Агафьи Лейкиной превратиться в Лидию Русланову.

Крестьянских детей в такие приюты не брали, а имя и фамилия девочки ярко указывали на ее происхождение. В приюте Лидия окончила три класса церковноприходской школы, и ее сиротское существование разительно отличалось от предыдущей жизни. Привыкнуть к новой жизни девочке помогало пение.

В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант Руслановой. Во время уроков рукоделия, которое ей не давалось, подружки выполняли за неё урок, чтобы послушать сочинённые Руслановой истории, по ходу которых кто-нибудь из персонажей ее рассказов обязательно должен был петь.

Первый концерт Лидии Руслановой состоялся, когда ей было 16 лет. Лидия выступила перед депутатами Саратова на сцене городского оперного театра. Впоследствии Лидия вспоминала, как после завершения концерта она спросила: «Ну, а теперь что делать?», - получила она ответ от слушателей: «Да все сызнова начинай!». Успех очень воодушевил Русланову, и она продолжила свои выступления.

Через некоторое время слухи о выдающихся вокальных данных Руслановой дошли до педагога Саратовской консерватории М. Медведева. Однако Русланова поспешила покинуть консерваторию после того, как узнала, что Медведев хочет сделать из нее оперную певицу. Русланова понимала, что академическая манера исполнения ей не близка, и осознавала, что сила ее исполнения заключается в естественности и непосредственности.

В 1916 году Лидия Русланова отправилась на фронт, где в течение года работала медсестрой на санитарном поезде. Лидия пела для раненых и солдат, которым предстояло идти на фронт.

После октябрьской революции Русланова гастролировала по стране. В 1917 году состоялся концерт Руслановой в Саратовском оперном театре. Впоследствии Лидия так описывала свои ощущения: «Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась — ни сцены, ни публики».

В годы гражданской войны Лидия Русланова постоянно давала концерты для бойцов Красной Армии. Певица всегда выступала в крестьянской одежде, на ее голове был повязан платок, на ноги были надеты лапти, а на плечи была надета душегрейка. После выступления Русланова величественно кланялась и медленно уходила со сцены. Слушатели стали называть ее «Саратовской птицей».

В это время Лидия начала собирать библиотеку, постоянно пополняя ее множеством книг. Впоследствии певица рассказывала: «Шла гражданская война, когда мы с мужем стали собирать библиотеку. Торговля книгами велась в те годы не совсем обычно. Букинисты, студенты, архитекторы, врачи — люди самых различных профессий выносили на Моховую улицу в Москве книги.

Здесь можно было встретить библиографические редкости и лубочные издания, классиков русской и мировой литературы, альбомы с видами и фотографии всех 499 членов Государственной думы в роскошной папке, с биографиями. Случайно мне тогда удалось приобрести журнал «Современник», издававшийся Пушкиным, с автографом поэта, а также прижизненное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева».

В 1921 году Русланова начала выступать в Москве, а через некоторое время состоялся ее дебют в качестве профессиональной эстрадной артистки в театре под названием «Скоморохи». Концерты Лидии пользовались небывалым успехом, и ее пригласили в качестве солистки в Центральный красноармейский дом. В это время окончательно сформировались ее стиль исполнения, сценическое поведение и подбор нарядов.

Певица была легкой на подъем, энергичной и неутомимой. До 1930-х годов она успела побывать на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири. Редко какой артист того времени мог похвастаться таким богатым и разнообразным концертным маршрутом. Если в городе появлялась афиша с ее участием в концерте, то горожане сразу выстраивались в очередь за билетами.

Не успевал конферансье выговорить имя певицы, как гром аплодисментов и восторженных восклицаний наполнял зал. По словам Леонида Утесова, имя певицы из собственного превратилось в нарицательное: «Русланова – это русская песня».

В 1939 году во время Советско-финской войны Лидия Русланова вместе с концертной бригадой отправилась на фронт. Она не боялась выступать в 30-градусный мороз, пела в любых условиях - стоя на танке, санях и дрезине. За 28 дней артисты выступили около 100 раз. Домики из фанеры, которые не успевали прогреться походными печками, были такими холодными, что артисты не расставались с ватниками ни днем, ни ночью. Артистам приходилось спать в одежде.

В годы Великой Отечественной войны Русланова регулярно выезжала на фронт в составе концертной бригады.

Певица вспоминала: «Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца».

Часто бригаде приходилось выступать в госпиталях, землянках и под открытым небом. До войны Руслановой удалось заработать средства, которые она отдала во время войны на производство двух батарей «Катюш», впоследствии отправленных на Первый белорусский фронт. Лидия всегда стремилась поддержать боевой дух солдат.

2 мая 1945 года в Берлине Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем дала концерт у стен рейхстага, продолжавшийся до глубокой ночи.

Один из участников ансамбля так описывал свои впечатления: «Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…».

Чаще всего Руслановой солдаты заказывали песню «Валенки».

По словам Лидии Руслановой, песня «Валенки» сложилась сама собой. Однажды Лидия Русланова пела солдатам и заметила, что у одного молодого бойца валенки до того разносились, что почти не держатся. Тут ей вспомнились саратовские частушки про валенки, и она их спела. Песню приняли на «ура», и она осталась в репертуаре певицы.

Эта песня первоначально были старинной цыганской песней, которую исполняли в таборах во время плясок. Затем, когда Лидия Русланова в 1940-х годах включила ее в свою программу выступлений, эта песня стала считаться «русской народной».

Песня «Валенки» превратилась в своеобразную «визитную карточку» Руслановой. После концерта в Берлине, который был ее 1120 концертом по счету, певица на колонне рейхстага поставила углем свою подпись рядом с фамилиями других солдат. Впоследствии в Берлине Лидия Русланова дала еще несколько концертов, а 24 августа того же года Георгий Жуков наградил Русланову орденом Отечественной войны I степени.

Но в июне 1947 года постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О незаконном награждении тт. Жуковым и Телегиным певицы Л. Руслановой и других артистов орденами и медалями Советского Союза» Лидия Русланова была лишена ордена Отечественной войны. Вместе с Руслановой наград лишились ещё 27 артистов, Жукову был объявлен партийный выговор, а его заместитель генерал-лейтенант Телегин был исключён из ВКП (б), уволен из армии, а позднее арестован.

В середине 1948 года был раскрыт «заговор военных», был арестован ряд генералов из ближайшего окружения Жукова. В их число входил и муж Лидии Руслановой Владимир Крюков. Он был арестован 18 сентября 1948 года, когда рано утром собирался встречать в аэропорту Внуково с гастролей жену. Почти одновременно с мужем была арестована и сама Лидия Русланова, которая в тот момент находилась на гастролях в Казани.

Фактической причиной ареста Руслановой стало то, что она могла придать широкой огласке причины ареста генералов из окружения Жукова. От генералов следователи требовали дать компрометирующие Жукова показания, которому вменялась подготовка государственного вооруженного переворота.

Арест Руслановой для почитателей ее таланта стал собятием неожиданным и невероятым.

В 1949 году правительство запретило использовать на концертах грампластинки певицы: «Снять с дальнейшего производства и запретить использовать в открытых концертах, трансляциях и радиопередачах все грампластинки с записями Лидии Руслановой. Разрешить реализацию имеющегося в наличии количества грампластинок в торговой сети, не допуская рекламной трансляции этих пластинок в магазинах».

Помимо этого её обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах», а именно, что в конце войны, опустошая жилища отступавших немцев, генерал Крюков перевёз себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей.

28 октября 1949 года певица была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества, после чего она была этапирована в Озёрлаг, в одну из зон окрестностях села Изыкана Иркутской области, где заключенные строили линию Тайшет-Братск и ветку БАМа.

После смерти Сталина в апреле 1953 года Крюков написал в ЦК КПСС письмо, а копию отправил Жукову, ставшему к тому времени заместителем министра обороны СССР. Тот обратился к Никите Хрущеву, который написал членам Президиума ЦК КПСС, что это дело нуждается в пересмотре.

Во время пересмотра дела Лидии Руслановой не были найдены материалы, которые доказали бы ее участие в агитации или другой антисоветской деятельности, а также в присвоении государственного имущества. В августе 1953 года Лидия Русланова была освобождена.

В конце августа в 1953 году на волю вышел и муж Лидии Руслановой. За время, проведенное в тюрьме, здоровье бывшего генерала было практически полностью разрушено. Он передвигался медленными, нерешительными шагами, не мог разогнуть спину.

Гастрольная жизнь певицы вновь возобновилась, и на первые заработанные деньги Лидия Русланова купила своему мужу автомобиль ЗИМ. После покупки автомобиля последовало приобретение дома в Переделкино. Руслановой и ее мужу удалось частично вернуть конфискованное имущество, но несмотря на заботу жены, Владимир Крюков не смог полностью оправиться после тюремного заключения. Он перенес два инфаркта, и в конце лета 1959 года его не стало.

Смерть мужа настолько выбила из колеи Русланову, что ее гастроли прекратились на целый год. Однако в 1960 году ее концерты возобновились. Во время праздников количество концертов Руслановой доходило до пяти в день.

Ей было трудно успевать на все выступления, и Русланова договорилась с руководством института имени Склифосовского о том, что бесплатно поет врачам, а ей за это предоставляют по праздникам машину «скорой помощи» для переезда с концерта на концерт.

Лидия Русланова в творчестве была очень требовательна к себе и другим, а в жизни отличалась отзывчивостью, оптимизмом, остроумием, тягой к общению и даже азартом. Певица была наделена огромным чувством юмора, любила хорошие шутки, не любила панибратства, фальши, пошлости и фамильярности.

Лидия Русланова была способна развеселить публику так, что зрители рыдали от смеха. Она умела мастерски изобразить курьезную ситуацию и рассказать анекдот. Ее чувство юмора под ударами судьбы становилось только сильнее: чем труднее становилась жизнь, тем больше Русланова старалась развеселить окружающих.

Певица вдохнула в забытые русские песни новую жизнь, и вслед за Руслановой их запела вся страна. Всю свою жизнь певица собирала русские народные песни, абсолютная музыкальная память и слух позволили ей крепко запомнить бесчисленное количество разнообразных песен, в которые входили сибирские песни, русские и казачьи.

Русланова обладала не только богатым от природы голосом, но и отличным певческим дыханием, абсолютным слухом, поразительной музыкальной памятью, умением из привычной песни создавать новое произведение. О своем творчестве она отзывалась так: «Хорошо петь — очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями».

На сцену Русланова по-прежнему выходила только в русских народных костюмах и традиционных украшениях. Ее сценическая коллекция включала в себя огромное количество ярко-вышитых сарафанов, цветастых платков, душегреек и шалей.

Из всего этого многообразия певица умела точно подобрать тот наряд, который больше всего нравился публике и наиболее точно соответствовал репертуару. Если в зале были учителя, то она выбирала строгое платье и не использовала украшения.

Когда Лидия собиралась выступать в деревне, то она надевала самый яркий и красочный наряд. По словам современников, с помощью национальных костюмов Русланова с легкостью создавала на сцене атмосферу непринужденной открытости, легкости, свободы и выразительности. Каждый ее наряд указывал на то, как душевно близки Руслановой величавость и одухотворенность русской женщины.

Выходя на сцену, она величественно кланялась зрителям русским земным поклоном. Русланова была воплощением силы и непобедимости национального духа, выражая его в русских народных песнях.

Голос певицы отличается особой индивидуальностью, богатством и глубиной. Лидия с легкостью переходила от сопрано к контральто и наоборот. Ее исключительный талант не смогло скрыть даже низкое качество грампластинок и радиовещания в 1935-40-х годах прошлого века. Ее прекрасный сильный голос, который часто называли ангельским, сразу узнавался сквозь многочисленные помехи.

Лидия Русланова, несмотря на проблемы с сердцем, до самой смерти гастролировала по городам страны. Певица не выносила больничной обстановки. Когда кто-либо интересовался ее самочувствием, Русланова обычно отвечала одним словом: «Шевелюсь». Летом 1973 года Русланова стала участницей эстрадных концертов, проходивших на крупных стадионах.

Заключительный концерт Руслановой стал ее триумфом: зрители и поклонники восторженно приветствовали открытый медленно ехавший автомобиль, в котором певица улыбалась слушателям, а через месяц 21 сентября 1973 года Лидии Руслановой не стало. Причиной ее смерти стал сердечный приступ. Позже на сердце Лидии Руслановой были обнаружены следы семи инфарктов, все из которых она перенесла на ногах.

Лидия Русланова была похоронена на Новодевичьем кладбище.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.