Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Фотопортрет баронессы Эммы Владимировны Фредерикс, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны (фрагмент). 1903 г.
Источник: Яндекс картинки
14:15 / 07.02.2021

Бал 1903 года

"Двадцать четыре молодые пары были выбраны для исполнения русского танца, который был создан специально для девушек, исполнявших этот танец. Несомненно, это был успех. Старинные русские мелодии перенесли нас в те времена, когда европейская мода еще не была введена в России," - княжна Варвара Долгорукова

Его часто называют последним балом Империи и преподносят как единственный в своем роде, однако, на самом деле бал 1903 года не был ни последним, ни первым костюмированным торжеством Царской России.

Точно только одно: это был самый пышный по своему размаху и роскоши бал последнего царствования, к тому же он является одним из наиболее задокументированных торжеств.

1903 год был для династии юбилейным - 290 лет Романовы правили Россией. В честь этого было решено устроить пышное торжество в Зимнем дворце, а идея оного родилась в споре.

Как-то раз за завтраком у Императрицы Александры Федоровны художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта В. Жуковского, поспорил с Министром Двора графом Фредериксом.

Павел обвинял Императора Петра I в том, что тот принудил русскую аристократию облачиться в европейские наряды, а граф Фредерикс защищал позицию Петра I.

Императрица, внимательно следившая за этим спором, предложила устроить бал в боярских нарядах характерных для первых царей рода Романовых.

Еще в конце 1902 года по семьям высшей аристократии Российской Империи разлетелось 416 пригласительных билетов на бал и началась подготовка, к которой были привлечены не только лучшие мастерицы и портнихи Петербурга и Москвы, но и лучшие художники, такие как Михаил Нестеров, Сергей Соломко, Иван Билибин и другие.

Предложение явиться на бал в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича не было чем-то экстраординарным. Балы в исторических костюмах не были большой редкостью как в России, так и в Европе.

Русская знать уже облачалась в наряды допетровской Руси на балу у Великого князя Владимира Александровича в январе 1883 года. Кстати, именно там было сделано знаменитое фото Императрицы Марии Федоровны в боярском наряде, которое часто приписывают балу 1903 года. Это неверно.

В 1903 году тогда уже Вдовствующая Императрица Мария Федоровна участия не принимала, так как простудилась и была слаба для пышного и утомительного торжества. Она присутствовала только в качестве зрителя.

В Великобритании самым известным по сей день остается костюмированный бал герцогини Девонширской. Принимали в нем участие не только британские аристократы, но и Великий князь Михаил Михайлович со своей морганатической супругой, графиней Софией де Торби.

Они предстали в образах французского короля Генриха IV и его фаворитки Габриэль д’Эстре.

Пышный костюмированный бал давали в Берлине в начале 1880-х годов в честь годовщины свадьбы кронпринца Фридриха и Виктории Великобританской.

На том балу была и юная принцесса Элла Гессенская, будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ее фотографии в средневековом наряде и головном уборе эннине сохранились в дармштадтском архиве.

Проводились костюмированные балы и в самом Дармштадте. Их очень любила принцесса Аликс Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна. Есть фотографии 16-летней принцессы Аликс в костюмах эпохи Ренессанса и XVIII века.

Однако из всех вышеперечисленных балов самым известным и самым масштабным стал именно бал 1903 года.

Причём сами участники были так увлечены и захвачены происходящим, что не могли расстаться с балом и своими великолепными костюмами на протяжении трех дней.

За подготовку нарядов все, и особенно дамы взялись с огромным энтузиазмом.

«Приглашения были разосланы задолго до назначенного дня, чтобы дать гостям возможность выбрать и подготовить наряды. Византийская придворная мода оказала большое влияние на старинный русский костюм.

Татарское влияние, впрочем, также было заметно в деталях одежды. В любом случае, стиль платья сильно отличался от западного. Длинные дамские платья, ниспадавшие до земли, делались из тканей расшитых серебром или золотом.

Рукава также были длинными, очень узкими, с боковым разрезом. На это платье надевалась более просторная одежда из бархата, в большинстве случаев расшитая и окаймленная собольим мехом.

Особый головной убор, называемый кокошником, часто с обильным золотым шитьем, украшался роскошными камнями и драгоценностями из фамильных коллекций. Волосы замужних дам были покрыты, а у девушек заплетены в две длинные косы, подчас убранные лентами и жемчугом…

Одни из самых красивых костюмов были сшиты Ламановой на заказ. Они до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды. Среди заказчиц Ламановой была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. Она была очаровательна в своем платье и украшениях.

Талант, вкус и стиль знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Это был русский гений элегантности. Мой костюм также был сшит Надеждой Петровной.

Он включал в себя душегрейку (подобие короткой куртки без рукавов) и кокошник, расшитый золотом. Эти детали одежды были сделаны по старинным образцам» - вспоминала княжна Варвара Александровна Долгорукова.

Но если шились костюмы и мастерились кокошники в известных мастерских, то украшать наряды и головные уборы редчайшими драгоценностями хозяйки не доверяли никому и делали это лично:

«Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет!» - отмечала в своем дневнике сестра Императора, Великая княгиня Ксения Александровна.

О подготовке к балу вспоминала и Великая княгиня Мария Георгиевна:

«Мы все держали свои костюмы в секрете, чтобы придать событию оттенок неожиданности. Все изучали старинные изображения и гравюры, рыскали по музеям, советовались с известными художниками по поводу малейших деталей платья, которое носили триста лет назад.

Для меня был специально нарисован одним знатоком костюм, который состоял из светло-зеленого атласного туалета, расшитого серебром, и свободной рубашки из золотой парчи с вышитыми белым шелком цветами, от которой, впрочем, были видны только рукава и ворот.

Поверх всего этого надевался жакет длиной до талии из белого бархата, окаймленный золотом и кое-где отделанный разноцветными цветами. На голове у меня был очень большой золотой кокошник, на котором были вышиты семь звезд.

В центр их я поместила бриллиантовые пуговицы с моего придворного платья. По краям этой огромной золотой короны шли бриллиантовые нити. Лоб мой закрывала сетка из мелкого речного жемчуга, а сзади была тюлевая вуаль, мелко расшитая золотом.

Нити жемчуга висели у меня под подбородком, прикрепленные к обеим сторонам кокошника, а воротник из жемчуга, броши и другие украшения из бриллиантов и изумрудов довершали эффект.

Туфли были из золотой парчи с вышитыми жемчугом двуглавыми орлами. Носы их были загнуты кверху. Весь костюм должен был изображать наряд богатой купчихи XVII века».

Император и Императрица подготовили костюмы царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Многие отмечали, что именно их образы наиболее точно передавали дух допетровской Руси.

Итак, бал начался 11 февраля 1903 года. К 9 часам вечера приглашенные съехались к Зимнему дворцу и собрались в Романовской галерее.

Приглашенные попарно прошли мимо монаршей четы торжественным полонезом, после чего все отправились в театр, где в тот вечер давались сцены из оперы «Борис Годунов», после начались танцы.

Правда, танцевали на балу то, от чего при дворе Алексея Михайловича, пожалуй пришли бы в ужас - то есть привычные для XIX века вальсы, мазурки и кадрили.

«…мы все танцевали обычные вальсы, что я должна отметить, очень плохо сочеталось с нашим московским платьем» - писала Великая княгиня Мария Георгиевна.

Впрочем, помимо вальсов и мазурок были хороводы и русская пляска.

Изюминкой бала стало своего рода состязание в русской пляске между княгиней Зинаидой Юсуповой и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, но обе были так прекрасны в этом танце, что присутствующие так и не смогли определить, кто из них лучше.

«Удивительно красива была эта толпа, одетая в наряды одной эпохи» - отмечал Великий князь Константин Константинович, поэт К.Р., присутствовавший на балу в костюме стрелецкого старшины.

В тот же день были сделаны те массовые снимки гостей бала в боярских нарядах, которые сейчас позволяют нам хотя бы приблизительно почувствовать роскошь и великолепие русского двора.

Позже все участники бала снялись в своих костюмах сольно в петербургских ателье, что позволило создать великолепный альбом бала 1903 года.

Пожалуй, единственное, что шло вразрез с общей атмосферой торжества было меню высочайшего ужина, состоявшегося во время бала.

За ужином подавали консоме с трюфелями, французских пулярок, венецианский салат, утку по-нантски, груши «Дюшес», ананасы в шампанском, мадеру и французские вина.

К трем часам утра бал завершился и залы Зимнего дворца опустели. Но это еще не было окончательное прощание с боярским балом. Через день он продолжился. 13 февраля приглашенные снова съехались в зимний дворец.

На сей раз к ним присоединились выздоровевший Великий князь Михаил Александрович и Вдовствующая Императрица. Мария Федоровна была еще слишком слаба после болезни, потому она была лишь зрителем торжества и в боярский наряд не облачалась.

Кроме того, 13 февраля помимо высшей аристократии приглашения получил и дипломатический корпус. «Дипломатам, к сожалению, и в голову не пришло надеть костюмы своих стран XVII века, они явились в обычных вечерних нарядах XX века.

Они выглядели настолько чужими и не к месту одетыми, что стеснялись и чувствовали себя неловко. И в самом деле, странно было видеть, как дама из дипломатов в декольтированном платье танцует с бородатым русским боярином» - сокрушалась Великая княгиня Мария Георгиевна.

Эта часть бала началась со специально поставленного танца a la russe: «Двадцать четыре молодые пары были выбраны для исполнения русского танца, который был создан специально для девушек, исполнявших этот танец.

Знаменитый танцмейстер Аистов провел с нами множество занятий, и я должна сказать, что наше появление произвело фурор. Несомненно, это был успех.

Старинные русские мелодии перенесли нас в те времена, когда европейская мода еще не была введена в России» - писала княжна Варвара Долгорукова.

После бал продолжился теми же вальсами, кадрилями и котильонами, что и накануне. А Зинаида Юсупова снова повторила русскую пляску к огромному удовольствию всех присутствующих.

На следующий день, 14 февраля все еще раз повторили боярский бал, но уже не в Зимнем дворце, а во дворце графа Шереметева. Правда, на сей раз половина приглашенных была уже в обычных бальных платьях, а половина - в боярских.

По завершении бала часть костюмов была передана в театры, часть - канула в Лету в вихре революции, но некоторые уцелели до наших дней и хранятся в Государственном Эрмитаже: это костюмы Императора и Императрицы, Великой княгини Ксении Александровны, Великой княгини Марии Георгиевны, княгини Зинаиды Юсуповой.

Альбомы с фотографиями участников очень быстро разлетелись по Европе неизменно вызывая восхищение. Были они переизданы и сравнительно недавно.

А прекрасные фотографии были дополнены короткими и грустными биографическими справками: многие из участников того блистательного бала завершили свои дни в эмиграции или в застенках ЧК…

Столь замечательное событие сразу же вошло в историю. В 1913 году, к трехсотлетию Дома Романовых фирма Дондорф издала колоду игральных карт «Русский стиль», нарисованную по фотографиям участников бала 1903 года.

Такие карты были чрезвычайно популярны в народе и хранились во многих домах даже тогда, когда большинство участников бала уже давно погибло ужасной и трагической смертью.

Бал этот конечно не стал последним в Империи, костюмированные и обычные бала проводились в России вплоть до начала Первой мировой войны, но столько активного участия Царской семьи и Императрицы в них уже не наблюдалось - в 1903 году родился неизлечимо больной наследник и царица от придворной жизни отстранилась.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.