Богдан Хмельницкий: "Выбить из польской неволи весь народ русский!"
Действительность, к которой Богдан-Зиновий Хмельницкий был очень чуток, показала: независимого украинского государства, стоящего «на семи ветрах» между Турцией, Польшей и Московским царством, быть не может. Вывод, сделанный гетманом Хмельницким, поддержанным как казацким воинством, так и всем населением Малороссии, был однозначен: сохранение русской идентичности, питаемой Православием
Следует ли сегодня ждать очередной «осады Львова»?
Трудно не согласиться с историком Костомаровым, утверждавшим: «Эпоха Богдана Хмельницкого имеет в нашей истории значение важнее того, какое обыкновенно привыкли давать ей».
Н.И. Костомаров в своем труде «Богдан Хмельницкий» находит слова, в известной мере, весьма сохраняющие актуальность, что мы и видим по сегодняшнему геополитическому раскладу:
«Польша и Русь выходили из одинаковых племенных начал, имея самодеятельную историческую жизнь, историческое движение и формируя самобытный народный характер, государственный и общественный склад.
Но рано попав под чуждую власть и чужое влияние, обнаруживали свое историческое существование только противодействием чужеплеменным натискам.
Польша и Русь вели между собою непрерывную и упорную борьбу в продолжение многих веков, сформировав не только различные, но целиком противоположные и враждебные одно другому направления.
IX век - перевес был на стороне Польши: она подчинила себе Червонную Русь, и, соединившись с Литвою, завладела или опекала значительную часть русских земель.
Век за веком Польша последовательно, шаг за шагом, шла во внутрь русского мира. В начале XVII века едва не пресекла русскую государственность, окончательно овладев ею».
Эпоха Богдана Хмельницкого повернула «старинный спор в противную сторону». Со второй половины XVII века в борьбе двух сил перевес склонился на русскую сторону.
Ход исторических обстоятельств закреплялся следующими поколениями, со всеми последствиями для возникшего Русского единства.
В этом смысле и значении ратное выступление малороссов в 1648-1654 гг. под водительством гетмана Хмельницкого историки называют вооруженным восстанием и даже последующей гражданской войной на украинских землях, захваченных тогда Речью Посполитой.
Велась эта война между православным населением, польскими магнатами и их сторонниками. Восстание шло под лозунгами освобождения православного населения от социального, католического гнета, за уничтожение польской администрации, за присоединение Украины к России, возвращение украинского народа к православным устоям.
Одним из событий, предвосхитивших Переяславскую раду (8 января 1654 г.), то есть установление многовекового союза Малороссии и Великороссии, а если говорить совсем точно, добровольное вхождение Малороссии в состав России, то есть переход Войска Запорожского со всеми городами и православным населением под руку русского царя, стала, в ряду других веховых свершений, осада 6 октября 1648 г. казацким войском Богдана Хмельницкого древнерусского города Львова, изрядно к тому моменту ополяченного.
Освободив 16 сентября 1648 г. от поляков и немецких наемников город Староконстантинов, Хмельницкий там созвал старшинский совет, где было принято решение двигаться на Львов.
Имеющиеся в распоряжении исследователей документы, которые проливают свет на вопрос о политических устремлениях руководителей восстания, не позволяют достоверно установить цель, которую преследовала малороссийская армия своим походом в направлении Львова.
Некоторые историки считают, что на то время Хмельницкий и его соратники еще не ставили задачу приобщения западно-украинских земель к территории, где предполагался к господству казацкий уклад.
Целью похода должна была стать демонстрация силы казачества и, исходя из этого, задача дня: учет малороссийских интересов при проведении выборов нового короля Речи Посполитой.
Анализ многочисленных заявлений, которые исходили тогда из лагеря малороссийских повстанцев, показывает, что казаки предпочитали бы, чтобы новоизбранный король был не только монархом поляков и литовцев, но и русским королем.
Назрела и наболела проблема посажения на польский трон короля-некатолика.
Утопична ли была эта мысль?
Но вот факты: сперва предложения о выдвижении кандидатуры на вакантный трон Хмельницкий единолично передал православному русскому царю Алексею Михайловичу, а впоследствии уже более отчетливо поддержал кандидатуру на этот пост протестанта Д´ердя и князь Трансильвании Ракоци.
Итак, в конце сентября войска Хмельницкого отправились из Староконстантинова через Ямполь и Збараж (в Галиции) в направлении Львова. По дороге к ним присоединилась крымская орда во главе с первым наследником ханского крымского престола - калга-султаном Крым-Гиреем.
Утром 6 октября передовые украинские и татарские отряды вступили во львовские пригороды. Еще через день в город прибыли основные силы во главе с гетманом и калга-султаном, а еще через день начались бои за Львов.
Уже 5 октября полк Кривоноса захватил Высокий Замок.
В то время город уже тайно покинули М. Остророга, Я. Вишневецький и другие «герои» предшествовавшей пилявецкой трагедии, которые нашли себе приют во Львове. Организацией обороны Львова занимался местный магистрат во главе с бурмистром Мартыном Гросваером.
Военные акции казаков на подступах ко Львову убедили историков в том, что Хмельницкий, очевидно, не ставил перед собой задачу овладеть городом или полностью разрушить его.
В ходе переговоров, которые в это время начали с гетманом мещане, Хмельницкий согласился осаду снять - за относительно небольшой выкуп.
Ограничившись взятием контрибуции с городской общины, Хмельницкий отдал приказ о снятии осады и следовании войска дальше на запад, к Замостью.
Продвижение украинской армии в Замостье (подавляющая часть татар с завершением осады Львова вернулась с трофеями в Крым, а Хмельницкого в дальнейшем сопровождал лишь 10-тысячный отряд Тугай-бея) сочеталось с высылкой экспедиционных корпусов, которые достигали окрестностей Берестья на севере и Перемышля и Жешува на юге.
Вследствие этого восстание разрослось, к нему уже присоединялись не только украинские крестьяне и мещане, но и польские мужики.
Описано, что антиправительственные выступления взрывались в окрестностях Люблина, Ленчува, Жешува и даже Варшавы.
Исследование, проведенное В. Грабовецким, показало, что в выступлениях на западноукраинских землях приняло участие около 50 тысяч человек. Это в самом деле была полномасштабная крестьянская война.
Меж тем война не прекращалась и после отступления Хмельницкого от Замостья, особенно на Волыни, где отдельные казацкие отряды (загоны) непрерывно продолжали партизанскую борьбу с поляками.
В конце концов, через Тугай-бея Б. Хмельницкий передал коронному польскому гетману М. Потоцкому программу требований к польской власти.
Она предусматривала создание удельного государства «Войско Запорожское», подчиненного непосредственно лишь королю Речи Посполитой, с определенными границами по Белую Церковь и Умань, включая Левобережье.
Власть воевод и старост в отношении «королевщин», городов и городков на ее территории отменялась. Потоцкий отказался передавать эти требования к Варшаве, пояснив, что власть никогда их не удовлетворит.
В результате открытого военного противостояния в конце декабря 1648 г. (либо в первых числах января 1649 г.) Хмельницкий, после завершения похода в Галичину, торжественно въехал в Киев.
Его встречали киевский митрополит Сильвестр Коссов, иерусалимский патриарх Паисий, находившийся тогда в Киеве, тысячи киевлян и казаков. Через несколько дней иерусалимский патриарх благословил Хмельницкого в Софийском соборе на войну с поляками.
Слава его разнеслась далеко за пределами Украины. К гетману-освободителю приходили послы от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, седмиградского князя и также от московского царя Алексея Михайловича с предложением дружбы.
Примечательно: тогда уже пришли послы и от поляков, и принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Гетман созвал раду в Переяславле, принял гетманское достоинство и благодарил короля.
Что вызвало немалое неудовольствие среди старшины, за которой следовали и простые казаки, громко выражавшие свою ненависть к Польше.
Ввиду такого настроения Хмельницкий в своих переговорах с польскими комиссарами вел себя довольно уклончиво-осмотрительно; никаких условий примирения эти переговоры не выработали.
Надо сказать, что представления Б. Хмельницкого о том, какой должна быть будущая свободная Украина, формировались и сильно корректировались в процессе освободительной борьбы.
Впервые идею создания автономного Украинского казацкого государства, хотя и на ограниченной территории, он выдвинул после Корсунской битвы еще в мае 1648 г.
На переговорах с польскими комиссарами в Переяславе (февраль 1649 г.) и московским посольством Г. Унковского в Чигирине (апрель 1649 г.) Хмельницкий в целом обнародовал программу построения малороссийского государства.
Показательны ключевые слова программы, где гетман Хмельницкий провозглашал, что «выбьет из польской неволи весь народ русский, а прежде я воевал за ущерб и обиду свою, теперь буду воевать за нашу веру православную».
Если отечественные историки отводят Б. Хмельницкому роль героя, освободителя украинского народа, то поляки, разумеется, видят в нем мятежника и одного из тех, кто ослабил Речь Посполитую.
Иные польские историки и сегодня считают малороссов близкими к полякам, но по причине допущенных ошибок польского руководства переставшими быть таковыми.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов многовековую память малороссов об отношении к ним «гоноровых» поляков исключительно, как к быдлу.
На эту тему не раз делился яркими воспоминаниями детства президент Украины Л. Кравчук, которого уж никак не заподозришь в большой любви к России.
Богдан-Зиновий Хмельницкий, несмотря на свои сложные лавирования меж многих огней, принимавший преференции и от польского, и от турецкого, и от ханского руководства, считал, что будущее малороссийское государство должно стать независимым.
Московский посол Г. Унковский сообщал в свое время, что «гетман и Войско Запорожское и вся Русь Киевская под властью польского короля и панов быть не хотят».
Хмельницкий утверждал, что «нас Бог от них (Польши и Литвы) освободил-короля мы не выбирали и не короновали и креста ему не целовали ... и мы волей Божьей этим от них свободными стали».
Будущее государство, по мнению Хмельницкого, должно было возникнуть в этнических границах расселения украинцев. На переговорах с польскими представителями он говорил:
«За границу на войну не пойду, на турок и татар сабли не подниму. Хватит нам в Украину и Подолья, и Волыни; теперь достаточно достатка и пропитания в земле и княжестве своем по Львов, Холм и Галич.
А став на Висле, скажу дальнейшим ляхам: Сиди, мовчите, ляхи».
Слова исторически верные, прозорливые, патриотичные.
Действительность, к которой прозорливый политик и воин Богдан-Зиновий Хмельницкий был очень чуток, показала: независимого украинского государства, стоящего «на семи ветрах» между Турцией, Польшей и Московским царством, быть не может, поскольку очень сильны разрывные тенденции, велико геополитическое значение этой территории.
Вывод, сделанный гетманом Хмельницким, поддержанным как казацким воинством, так и всем населением Малороссии, был однозначен: сохранение русской идентичности, питаемой православием.
Следовательно, Малороссия должна была стать под омофор большой России. Что она и сделала на Переяславской раде.
Сегодня остаются вопросы: следует ли ждать, в новой перспективе, очередной, так сказать, «осады Львова» или Русский мир уже отдал Галичину на откуп Западу?