Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Тайна царёва. Царь Феодор Иоаннович (фрагмент). 2006 г.
Автор: Рыженко Павел Викторович
Источник: Яндекс картинки
14:32 / 21.01.2021

Святой на троне: блаженный царь, сын грозного царя

Феодор Иоаннович был первым царём, над которым совершили священное миропомазание, тайнодействие, через которое даруется благодать Святого Духа. Это особая, высшая степень таинства миропомазания, при котором царская особа "производится" из сферы земной, мирской в сферу сакральную, священную. Царская власть была "боговенчанной", а не избранной людьми, по их "многомятежной воле"

Церковная память Феодора I Иоанновича, царя Московского, 20 января. Блаженный Царь умер в 1598 году. Был ли он слабым царём? Нет, он был царём, угодным душе русского народа.

Очень часто аргументом против монархического принципа властвования выставляют следующий: в царской семье может родиться слабый правитель, который не удержит государство или будет не способен к успешному правлению.

Поверхностный взгляд с лёгкостью отнесёт правление Царя Феодора Иоанновича (1557-1598 гг.) к этим воображаемым "минусам монархии".

Последний Рюрикович был святой человек, блаженный на троне, характеризовавшийся, особенно иностранцами, как правитель тихий, милостивый, "суеверный", но не имеющий склонности к войне и малоспособный к политическим делам.

Меж тем русские люди совершенно искренне его любили и считали своим настоящим заступником.

Будучи третьим сыном Иоанна IV, от царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, он совсем не был похож на своего Грозного отца.

Хотя иногда, по рассказам очевидцев, мог и напомнить боярам о своём кровном родстве с Грозным родителем, настояв на своём мнении.

Первый русский царь - Помазанник Божий

Феодор Иоаннович был первым царём, над которым совершили священное миропомазание, тайнодействие, через которое даруется благодать Святого Духа.

Над царями оно совершается как бы вторично, так как православных христиан миропомазывают сразу после крещения, в основном в детстве.

Это особая, высшая степень таинства миропомазания, при котором царская особа "производится" из сферы земной, мирской в сферу сакральную, священную.

Во многом обряд играл роль и легитимирующую для самой царской власти, как санкционированной свыше, "боговенчанной", а не избранной людьми, по их "многомятежной воле".

Народный образ Московского царя

В Московском государстве выработался особый общий взгляд на власть Государей. Этот народный образ был связан больше с идеальным взглядом на власть вообще, чем с каким-нибудь конкретным правителем.

Русские люди Московского государства требовали от власти подвига во имя правды, чтобы православные христиане могли противостоять иноверным, как западным, так и восточным.

Общественное благо, которым должны были озабочиваться правители, в глазах московских людей не состояло только в материальном достатке, но имело и весьма существенную идеократическую составляющую: охранение Веры, защиту народа и поддержание правды в государстве и обществе.

От правителя народное представление о власти требовало весьма многого - духовного подвижничества, героического и даже мученического труда в царском служении.

Государство преемственной правды

В русской истории в обеих царствующих династиях, Рюриковичей и Романовых, последними царями были святые праведники.

Они явили удивительный образ Помазанников Божиих, которые сумели сочетать тяжёлое царское служение с личной праведностью.

Как сказали бы в Московской Руси, их церковная и государственная жизнь была "не распрягаемой колесницей, возводящей их к небесам".

Здесь важно отметить, что русские люди, уже после Смуты, ища восстановления Русского Царства, заботились больше о религиозно-нравственной преемственности со старыми Рюриковичами.

И не в последнюю очередь ориентировались в избрании нового царя на благоверный образ Царя Феодора Иоанновича.

Служение на благо государству Русскому

При всём своём глубоком религиозном настрое, при ежедневном монашеском богомольстве, Царь Феодор Иоаннович был весьма успешным монархом.

Так, при нём было восстановлено разорённое Ливонской войной хозяйство страны.

Его покровительства искала единоверная Грузия, и где-то в 1587 году договор о таком покровительстве был заключён.

Русская партия в Речи Посполитой дважды, в 1572 и 1587 годах, вела переговоры о его приглашении на польский престол. Но Феодор Иоаннович категорически не хотел переходить в католичество и отказывался.

При нём были основаны важнейшие русские города Архангельск (1584 г.), Самара (1586 г.), Тюмень (1586 г.), Воронеж (1586 г.), Тобольск, (1587 г.), Царицын (1589 г.), Саратов (1590 г.), Старый Оскол (1593 г.), Тара (1594 г.), Сургут (1594 г.), Обдорск (1594 г., сегодня Салехард г.) и другие.

Было завершено строительство в Москве громадного каменного Белого города (1585-1591 гг.) вместо сгоревшего деревянного, после набега крымского хана в 1571 году.

Белый город был значительно больше Китай-города и состоял из 27 огромных башен высотой от 13 до 20 метров.

При Феодоре Иоанновиче построена Бабиновская дорога, через Урал до Верхотурья, сыгравшая огромную роль в развитии и освоении Сибири.

В военном плане Государь был так же результативен.

Большая армия крымского хана в 1591 году, до 150 тысяч воинов, была наголову разбита под Москвой. Раненый хан Газы II Герай заключил мир и даже обещал помогать Русскому Государю в борьбе с Оттоманской Турцией.

В масштабной русско-шведской войне 1590-1595 годов русские войска при Царе Феодоре вернули себе выход к Балтийскому побережью, взяли крепости Ям, Копорье, Ивангород, Корела.

Причём русская армия действовала под командованием самого Царя.

Как в Эстляндии, так и в Карелии русские вели успешные бои. Были возвращены русские крепости Орешек (Нотебург) и Ладога, а граница со Швецией впервые была проведена до самого Баренцева моря.

Ещё более важное дело было совершено в царствование Феодора Иоанновича в церковной области - с разрешения Константинопольского патриарха в Русском государстве было основано патриаршество в 1589 году.

Первым патриархом стал Св. Иов. Патриаршество как институт сыграло огромную роль во времена Смуты, как духовный центр нации.

Почитание Царя Феодора

Государь Феодор Иоаннович отошёл ко Господу 7 января 1598 года, но церковная память его относится к 20 января.

Патриарх Иов, написавший "Повесть о честном житии царя Фёдора Иоанновича", свидетельствовал, что Государь перед смертью, в забытьи, в голос беседовал с каким-то Святителем.

После же смерти в палатах Кремлёвских чувствовалось не земное благоухание.

Его почитание началось практически сразу после смерти. Известны его изображения в нимбе, датируемые самым началом XVII столетия. К середине века он уже почитался среди Московских чудотворцев.

Так закончилась великая династия Рюриковичей, правившая Русским государством почти 750 лет.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.