Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

"Медицинский осмотр в русской богадельне", (фрагмент). 1880 г.
Автор: Шанкс Эмилия Яковлевна
Источник: Яндекс картинки
14:06 / 14.10.2023

Безумство храбрых
Когда Варваре вручали диплом, зал устроил ей овацию, а министр Милютин лично подарил хирургический набор. Но в работе ей было отказано. Женщина, победившая систему, - это очень опасный прецендент. Эдак все жёны побросают мужей и побегут в университеты! Однако Варвара не сдалась. Она писала научные статьи, работала за границей, вела переписку с ведущими зарубежными акушерами и 27 мая 1876 года защитила диссертацию по медицине.

Судьба первой в России женщины - доктора медицины 

Владимир Даль трактует понятие «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Какие замечательные слова!

И увы, почти забытые! К сожалению, сегодня всё меньше тех, кто горит служением науке, и всё больше тех, кто зарабатывает на ней деньги.

И на этом фоне мне хочется вспомнить первую в России женщину-врача, получившую степень доктора медицины, - Варвару Александровну Кошеварову-Рудневу.

В середине XIX века она бросила вызов патриархальному обществу и всю жизнь боролась за возможность честно заниматься наукой и приносить пользу людям.

27 мая 1876 года в зале конференций Санкт-Петербургской Императорской медико-хирургической академии творилась история. Впервые в России докторскую диссертацию защищала женщина. Варвара Александровна Кошеварова-Руднева.

Члены комиссии, настроенные в большинстве своём крайне скептически, к концу выступления единогласно присвоили ей звание доктора наук. Зал взорвался аплодисментами. Восторженные студенты подняли кресло, в котором сидела Варвара и пронесли по аудиториям.

Для многих из них было честью прикоснуться к ней, потому что в этот день торжество науки и человеческой мысли победило мораль «викторианской России»: «представительницы прекрасного пола имеют одно-единственное предназначение - быть жёнами и матерями».

Однако этот день был одним из немногих в жизни Варвары, когда перед ней склонилась восторженная толпа. Позади остались годы бродяжничества, неудачного замужества и тяжелейшей борьбы, а впереди ожидало не признание и работа в лучших столичных клиниках, а зависть и изгнание.

И сегодня, переосмысливая её жизнь, мне хочется вспомнить слова Гиппократа:

«Всё, что имеется в мудрости, всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку».

Варвара Александровна этим словам соответствует в полном объёме. На протяжении всей жизни она служила науке с неумолимой честностью и преданностью.

Босиком до Петербурга

История первой в России женщины-врача в чём-то схожа с историей Золушки, вот только конец здесь не столь безоблачен. Варвара Руднева-Кашеварова, в девичестве Нафанова, родилась в 1844 году в Чаусах в Могилёвской губернии.

Отец её был евреем и учителем в еврейской начальной школе, о матери известно лишь то, что она была русской и умерла рано. Отец женился вторично. Мачеха взвалила на Варю всю тяжёлую работу по дому, не оставляя девочке ни минуты на учёбу, и за малейшую провинность нещадно била.

К 12 годам дочь учителя не умела ни писать, ни читать! Однажды мачеха с такой силой ударила Варю, что та пролежала без сознания несколько часов. На следующий день девочка ушла из дома.

Несколько месяцев, спрашивая у людей дорогу, Варя пешком идёт в столицу. Она слышала, что там можно выучиться и приобрести профессию. Но, дойдя до Царского села, заболевает тифом.

Девочка забирается в какой-то подвал, чтобы тихо умереть. Здесь её находит сердобольный крестьянин и отвозит в больницу. Для Варвары, никогда не евшей досыта и не знающей человеческой ласки, больница в Царском селе показалась раем. Чистота, прогулки, вкусная еда и добрые, словно ангелы, врачи.

В голове 12-летнего ребёнка формируется мечта, которой позже она будет служить всю жизнь: стать врачом и помогать людям! Доктора и медсёстры, тронутые её желанием, собирают деньги, тёплые вещи и дают ей рекомендательные письма, чтобы она смогла устроиться на работу.

Первая же семья, в которую она поступает прислугой, помогает ей: 10- летний гимназист, сын хозяина учит Варвару чтению и арифметике. Через полгода она поступает к офицеру-топографу, которому очень понравилась симпатичная девушка.

Он начинает покупать ей наряды, приглашает учителей танцев, а однажды недвусмысленно намекает на постель. Оскорблённая Варвара немедленно покидает его дом.

Неудачное замужество

Ещё несколько мучительных лет проходят в скитаниях по петербургским домам, и в 15 лет Варвара поступает прачкой к купцу Николаю Кошеварову, который влюбляется в неё с первого взгляда.

Купец старше её на двадцать лет, но зато «богат, умён, ни перед кем не кланяется в пояс», и для бродяжки-полуеврейки подобная партия похожа на сказочную историю Золушки.

Но Варвару интересует только наука, и она берёт с жениха обещание не препятствовать её учёбе. Купец, мечтающий поскорее заполучить вожделенную девицу, клянется исполнить её желание.

Через несколько дней играют весёлую свадьбу. Но, увы, обещание своё купец не сдержал. Он баловал жену, дарил ей украшения и платья, но запрещал сидеть над книгой.

А когда уезжал по делам, за Варварой шпионили его сестра и мать. Возмущённая Варвара в ответ отказалась делить с мужем постель. Кошеваров ударил её. В тот же день Варвара ушла из его дома. И снова она на улице. И снова без денег.

Есть особый тип женщин, которые напоминают виноградную лозу. Их можно согнуть, разогнуть, завязать в узел, но сломать невозможно. Варвара Кашеварова была именно такой. Поступает в петербургский Повивальный институт вольнослушательницей и проходит двухгодичный курс за 8 месяцев.

Здесь же она познакомилась с чиновником из Оренбурга, который посоветовал ей ехать в Оренбургскую губернию, где в это время свирепствовала эпидемия сифилиса и где проживало много женщин-мусульманок, которым Коран запрещал раздеваться перед мужчиной-доктором.

Варвара соглашается, но сначала поступает на курсы сифилидологии в петербургской Калинкинской венерологической больнице. Когда она сдавала экзамен на аттестат, комиссия была настолько изумлена уровнем её подготовки, что назначила ей денежную премию.

Эти деньги Варвара решает потратить на учёбу и просит у генерал-губернатора Оренбурга протекцию для поступления в Медико-хирургическую академию, обещая после окончания учёбы поехать в Оренбург. Губернатор посчитал, что такая женщина - это сокровище для губернии, и дал ей рекомендацию.

Круги ада

Согласно университетскому положению женщинам можно было присутствовать на лекциях, но сдавать экзамены и получать диплом запрещалось категорически. Но для Варвары слова «нет» не существует.

Она обивает пороги медицинского департамента, иррегулярных войск, военного министерства и наконец доходит до министра Дмитрия Милютина.

Восхищённый её несгибаемым упорством, он выдаёт ей необходимое разрешение. Первый и второй курсы она оканчивает блестяще, а на третьем ей дают премию в 300 рублей, которую она тратит на стажировку в Праге у крупнейшего немецкого акушера Зейферта.

На этом же, третьем курсе она знакомится с доктором Рудневым - ведущим специалистом в области женской патологии и онкологии, добивается от Синода развода и выходит замуж за любимого человека.

Казалось бы, полоса несчастий позади, впереди - долгие годы любви и труда. Но увы, судьба первопроходцев никогда не бывает гладкой.

Когда Варваре вручали диплом, зал устроил ей овацию, а министр Милютин лично подарил хирургический набор. Но в работе ей было отказано. Женщина, победившая систему, - это очень опасный прецендент.

Эдак все жёны побросают мужей и побегут в университеты! Однако Варвара не сдалась. Она писала научные статьи, работала за границей, вела переписку с ведущими зарубежными акушерами и 27 мая 1876 года защитила диссертацию по медицине.

Но через два года после тяжёлой болезни умирает её муж доктор Руднев. Варвару, лишившуюся поддержи, начинают чудовищно травить:

обвиняют в интимной связи с губернатором Оренбурга и министром, приписывают диссертацию Рудневу, который «пожалел жену», обзывают «Самохваловой-Самолюбовой» и припоминают еврейские корни. Не выдержав, Варвара уезжает в провинцию.

Изгнание

Её новым домом становится хутор «Голый Яр» в Валуйском уезде Воронежской губернии. Здесь она единственный врач на три деревни. Днём принимает пациентов, а ночью пишет статьи и дневники наблюдений.

Но через несколько лет в доме случается пожар и все её труды превращаются в пепел. Варвара снова оказывается на улице. Она переезжает в Старую Руссу, где продолжает работать сельским врачом.

Живёт в нищете, больная и покинутая всеми. 9 декабря 1898 года врачи Старой Руссы приходят поздравить её с тридцатилетием врачебной деятельности. Варвара счастлива принимать у себя коллег, но это был последний луч света. 3

0 января 1899 Варвара Кошеварова-Руднева умерла. Ей было 58 лет. Она прожила жизнь неимоверно трудную и тяжёлую, боролась фанатично и ожесточённо и никому не позволила встать на своём пути к мечте. Именно про таких людей Горький сказал: «Безумству храбрых поём мы славу!»



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.