Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

13:17 / 27.08.2013

Свой взгляд. Мало чести

На Руси дворянские дети тоже воспитывались, чтобы быть успешными. Но они пытались подражать тем, кто сделал карьеру, не растоптав нравственных идеалов. Почему-то теперь наше «эго» заслоняет общее: слишком многие предпочитают жить «для себя», а не «для всех»

Кому много дано, с того много спросится. Такой была идеология отечественной элиты, передававшаяся из поколения в поколение.

Исторически сложилось, что общество представляет собой пирамиду, и управляет им меньшинство, которое, по сути, и называется элитой. Существуют элиты аксиологические (научные, творческие), то есть ориентированные на ценностные факторы, и альтиметрические, обладающие реальной властью без привязки к интеллекту и к морально-этическим качествам - просто пробился человек наверх всякими разными способами, возможно, и не связанными с деловыми, профессиональными качествами.

Сегодня большинство нашей политической элиты относится, увы, ко второму типу. Поэтому, в свете вызовов, которые возникли перед Россией, крайне важно поговорить об идеологии элиты - какой она должна быть.

На мой взгляд, современная идеология русской элиты началась с Петра I. Безусловно, наиболее почитаемая и обладающая властью прослойка на Руси была и до царя-реформатора, но он сломал исторический уклад и создал совершенно новую элиту.

По большому счёту, это была совершеннейшая авантюра, и многие историки осуждают Петра за насильственные методы, которыми император создал новое дворянство с новой идеологией. Но самое интересное, что эксперимент удался. И Россия к концу XIX века стала страной великих достижений в области культуры, литературы, науки, политики.

Крылатая фраза Александра III: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать», - не просто афоризм, это ощущение величия страны, сформированное русским дворянством. Бесспорная заслуга тогдашней элиты - в сотворении блистательной культуры.

Здесь и ответ на вопрос Чацкого и самого Грибоедова: «Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Дворянством был создан некий умозрительный идеал Человека.

Конечно, дворяне были разные: случались и подлецы, и воры, однако в целом это сословие выделялось из общей массы не только интеллектом, но весьма высокой морально-этической планкой. Воровали же в России всегда, как и в Америке, и в Европе. Правда, с некоторой разницей.

В этой связи я люблю приводить такой пример: представьте себе, что группе людей предложили проложить дорогу и вручили необходимые средства. В России участники данного сообщества сначала поделят деньги, а потом, на остаток, построят кусочек дороги и попросят у властей ещё - на завершение.

Американцы тоже своруют, но вначале построят дорогу, при этом сэкономят, а затем вырученную сумму поместят в швейцарский банк, чтобы никто не узнал. Но если серьёзно, алгоритм - сначала дело, а потом всё остальное - вполне российский. И именно дворянство было носителем подобной идеологии.

К слову, идеология - не коммунистическое «изобретение». Она была и до революционного движения: идеология честности, идеология служения, идеология мыслительного идеала. Когда «плохо поступать нельзя не потому, что поймают, а потому что нельзя». Столь замечательные принципы впитывались с воспитанием, и этому не мешали даже извечные конфликты «отцов и детей».

Идеологию дворянства можно сформулировать так: кому много дано - с того много спросят. Это правило передавалось из поколения в поколение. Если же посмотреть на сегодняшние власти предержащие, то само слово «элита» порой очень хочется взять в кавычки. Потому что она не обладает идеологией в общечеловеческом понимании.

Её установки нередко ориентированы на финансовые потоки, перетекающие в собственные карманы - горькая гримаса 90-х, когда, по сути, и формировались нынешние управленцы. Неспроста, когда спрашиваешь сегодняшних школьников - кем ты хочешь стать, чаще всего отвечают: чиновником. Не космонавтом и не академиком, но госслужащим.

Подразумевается - не слугой государства, что отдаёт себя Отечеству и помогает людям, а функционером, распределяющим денежные потоки, способным «решать вопросы», не забывая себя любимого - с крутой машиной и прочими атрибутами «успешности».

На Руси дворянские дети тоже воспитывались, чтобы быть успешными. Но они пытались подражать тем, кто сделал карьеру, не растоптав нравственных идеалов.

Почему-то теперь наше «эго» заслоняет общее: слишком многие предпочитают жить «для себя», а не «для всех». А ведь не так давно мы умели вместе переживать горести и трудности и дружно радоваться нашим общим победам. Вспомним всеобщее ликование, когда запустили первый спутник, когда в космос полетел Гагарин…

Я после университета работал в космической системе, участвовал в подготовке первого спутника, который передавал цветное изображение, и никогда не забуду, как мы обнимались, когда он заработал на орбите. Нам тогда было абсолютно не важно, кто и сколько зарабатывает. А теперь повсюду только и слышно: успех, зарплата, деньги.

И никаких этических норм. Но без них невозможно. И это касается не только тех, кто на вершине власти, но каждого из нас. В этом плане я говорю о дворянском воспитании как о стиле жизни, о движении вперёд, о развитии, но и о взаимоуважении.

Есть правило: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе, прежде всего - уважай человеческое достоинство. Это не экономическая категория, но норма поведения и самоощущения. Конечно, вернуть дворянство сегодня со всеми привилегиями - бессмысленно и даже смешно.

Общество стремится к отсутствию сословий вообще, и Россия - страна XXI века. Я предлагаю возродить не дворян, а взять на вооружение идеологию чести, соответствующую русскому укладу, нашим исконным традициям. Когда не надо разбираться «почему» - достаточно просто сказать, что воровать нельзя. Не потому, что поймают и накажут, а просто нельзя.

В этом плане нам ничего не нужно придумывать. Это у нас в крови, получено на генном уровне от предков. Важно лишь всё это лучшее пробудить и сделать правилом, ввести в обиход.

Начинать, конечно, надо с образования - не с элитарного, а с всеобщего, которое «для всех». Обращать внимание на мораль и на идеологию служения обществу. И таким образом, непременно с участием государства, воспитывать будущее страны и новые элиты.

Нужно просто, наконец, всем договориться: давайте будем делать так.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.