Два "Варяга"
Крейсер «Варяг» был блокирован в Чемульпо, в нейтральном порту вместе с канонерской лодкой «Кореец». 9 февраля 1904 года капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум - покинуть порт Чемульпо. Если русские этого не сделают, Уриу грозился нанести удар по нашим кораблям на рейде. Эскадра Уриу состояла из 14 судов
1 ноября 1899 года, то есть 120 лет тому назад был спущен на воду в американском городе Филадельфия знаменитый русский крейсер «Варяг», заслуживший себе славу в неравном бою у города Чемульпо (Инчхон).
Этот бой явился началом Японо-русской войны (1904-1905 гг.).
Подвиг «Варяга», участвовавшего в сражении с превосходящими силами противника, восхитил весь мир, но мало кто знает, что у крейсера «Варяг» был предшественник - парусно-винтовой корвет «Варяг», принявший участие в экспедиции русского флота к берегам Америки в 1863-1864 гг.
Корвет «Варяг» принадлежал к числу русских судов, которые были оснащены паровыми машинами, и все эти корабли входили в программу модернизации русского флота.
1863 год в мировой истории имел достаточно серьезное значение. В Польше вспыхнуло восстание против России, которое, когда тайно, когда явно, поддерживали Англия и Франция.
Польское восстание носило кровавый характер, и его не следует считать чисто освободительным и «прогрессивным», ведь польское «Jeszcze Polska nie zginęła» означало не только требование независимости Польши, но и захват коренных земель Великороссии, Белоруссии и Малороссии.
В этом смысле, перед нами очередная попытка польского панства усесться на шее других людей, принадлежащих совершенно к иной национальности.
Англия и Франция играли в свою игру. Ослабления России после Крымской войны им показалось недостаточно, поэтому поддержка польских сепаратистов и должна была помочь хоть каким-то образом расколоть Российскую империю.
Любопытно, что радикальная группировка польских инсургентов носила простонародное название «Красные».
В Северной Америке в 1861 году вспыхнуло противостояние между Севером и Югом, получившее неверное название Гражданской войны, да и повод для начала данной войны обычно подают липовый - борьба за освобождение негров-рабов.
На самом деле, на территории США сформировались два этноса, два зародыша возможных наций: дикси - южане и янки - северяне. Они отличались друг от друга и в стереотипах поведения, и в идеально-нравственном плане.
Численность дикси была меньше во много раз, но на территории Юга имелись огромные плантации хлопка. Хлопок в XIX веке- это стратегическое сырье, приносившее очень большие доходы.
Независимость Конфедерации штатов Америки (КША) автоматически означала, что экономика Севера будет подорвана, ибо южный хлопок будет сбываться в любые страны и по любым ценам.
Дикси было наплевать на единство с янки, экономическое процветание они могли себе обеспечить сами.
Англичане в противостоянии Юга и Севера лицемерно поддержали южан, ибо по духу Англия была гораздо ближе Северу. Однако хлопок, джентльмены, он и решил все!
Россия выступила в поддержку «демократического» Севера. Это диктовала геополитическая обстановка.
Корвет «Варяг» отправился в 1863 году к берегам Северной Америки в составе эскадры.
Командиру корвета, капитан-лейтенанту Лунду была поставлена задача угрожать морским путям в Атлантике и в случае особой ситуации перехватывать английский и французские суда.
Русская эскадра была как бы ответом на провокационные действия Англии и Франции против России в Польше и одновременно угрозой, возможно предотвратившей прямое участие Англии в польских событиях.
Для того, чтобы Англия задумалась, надо было ударить ее по самому больному месту - по кошельку. И, конечно же, русский флот способствовал победе Севера над Югом.
Морской министр США Уэллес в своем личном дневнике отметил «Боже, благослови русских!»
Корвет «Варяг» после экспедиции совершил выдающийся морской переход и стал первым русским военным кораблем, прошедшим через Магелланов пролив в Тихий океан.
«Варяг» неоднократно совершал походы в Японию. Тогда еще русско-японские отношения не достигли высочайшего конфликтного напряжения.
Но вернемся в 1904 год. Крейсер «Варяг» был блокирован в Чемульпо, в нейтральном порту вместе с канонерской лодкой «Кореец».
9 февраля 1904 года капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум - покинуть порт Чемульпо. Если русские этого не сделают, Уриу грозился нанести удар по нашим кораблям на рейде.
Эскадра Уриу состояла из 14 судов. Безусловно, не все они приняли участие в сражении. Русские корабли нанесли многочисленные повреждения вражеским, но прорваться через превосходящие по всем параметрам силы противника не удалось.
Русский крейсер потопил один японский миноносец и серьезно повредил два японских крейсера, но выхода не было. Команды кораблей приняли решение уничтожить их.
«Варяг» был затоплен, канонерскую лодку «Кореец» взорвали. Кроме того, русские моряки затопили пароход «Сунгари», в сражении участия не принимавший.
Подвиг «Варяга» и капитана Руднева был оценен даже врагами. Уже в 1907 году Руднева японский император наградил орденом Восходящего солнца.
Он стал вторым европейцем, получившим этот орден. До него такой чести удостаивался только генерал-майор Иван Иванович Зарубин в 1881 году. Руднев орден принял, но никогда его не носил.
Корвет «Варяг» и крейсер «Варяг» - это символы русской морской традиции, это часть нашей истории, и забывать о ней нельзя. Дыры в истории - это все равно, что дыры в сердце нации.