Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Гибель корабля "Лефорт". Аллегорическое изображение (фрагмент). 1858 г.
Автор: Айвазовский И. К.
Источник: Центральный военно-морской музей
11:27 / 26.02.2020

Балтийская трагедия: как погиб линейный корабль "Лефорт"
Зиму 1856-1857 годов «Лефорт» стоял в Ревеле в составе Второй флотской дивизии. В конце лета 1857 года генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич решил перевести эту дивизию в Кронштадт. Переход этот был самым обычным, никаких сложностей не представлял. На борту «Лефорта» находилось 843 человека, в том числе 14 офицеров, 61 унтер-офицер, 683 рядовых

В 1857 году при переходе на зимнюю стоянку из Ревеля в Кронштадт затонул линейный корабль «Лефорт». Он попал в жестокий шторм и перевернулся. Из 843 человек бывших на борту не спасся никто. Корабль погиб в мирное время, и по количеству жертв это была крупнейшая катастрофа Российского военного флота.

В борьбе со стихией

Ежегодно море собирает свою кровавую жатву. С первых дней появления морского судоходства открыт счет, и жертвами стихии становится множество кораблей. И здесь совершенно не важно, какое они имеют назначение, под каким ходят флагом и насколько технически совершенны.

Даже сегодня, когда прогресс, достигнутый людьми в этой сфере, кажется, должен обеспечить максимальную безопасность, число морских катастроф не сокращается и ежегодно колеблется в пределах 350-400 случаев. Что же приводит к этим катастрофам?

Мировой океан за века не изобрел что-то новое, а использует старые хорошо зарекомендовавшие себя способы: морская стихия, столкновения, потеря остойчивости судна, посадка на мель, пожары и взрывы на борту - вот его арсенал.

Как и прежде, на морских просторах гибнут люди и корабли, ценные грузы уходят на дно. Корабль можно застраховать, но страховка в лучшем случае вернет только деньги. Естественно, ни один случай не остается без внимания.

Создаются специальные комиссии, совершенствуется оборудование, принимаются новые правила плавания, но все равно многие катастрофы так и остаются неразгаданными. Примеров сколько хотите.

В 1861 году в Индийском океане без вести пропал русский клипер «Опричник», а в октябре 1859 года в Амурском заливе погиб тендер «Камчадал» со всем экипажем. Но особое место в трагическом ряду катастроф занимает гибель линейного корабля «Лефорт» 10 сентября 1857 года.

Линейный корабль «Лефорт»

К середине 20-х годов XIX века Балтийский флот оказался не в самом лучшем виде. Основные военные действия предыдущей войны проходили на полях Европы, и, естественно, финансирование флота не занимало первые строчки в планах казначейства.

По штату в Балтийском море должно было быть 27 линейных кораблей, а несли службу только 5, хотя на бумаге в строю числилось 15. Николай I, хорошо знавший флот, принял меры к срочным преобразованиям.

Ради этого он отозвал из отставки одного из самых авторитетных флотоводцев вице-адмирала Д.Н. Синявина, присвоил ему звание адмирала. Были привлечены и другие заслуженные моряки и инженеры.

На верфях закипела работа, которая позволила уже к 1833 году укомплектовать Балтийский флот по штатному расписанию.

Кроме этого, император распорядился, чтобы ежегодно на воду спускались по два линейных корабля, одному фрегату и три малых корабля в Петербурге, дополнительно строились корабли в Архангельске.

В 1833 году в Петербурге были заложены два линейных 84-пушечных кораблей. Одному из этих кораблей было присвоено имя «Лефорт» в честь первого адмирала русского флота.

«Лефорт» прожил довольно спокойную жизнь для военного корабля. В Крымскую войну он оборонял Кронштадт, но в боевых действиях участия не принимал.

Плавание в вечность

Зиму 1856-1857 годов «Лефорт» стоял в Ревеле в составе Второй флотской дивизии. В конце лета 1857 года генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич решил перевести эту дивизию в Кронштадт.

Переход этот был самым обычным, никаких сложностей не представлял. В Кронштадт отправились линейные корабли «Владимир», «Императрица Александра» и «Лефорт».

Руководство переходом было возложено на контр-адмирала Нордмана. Буквально накануне в Кронштадт был отправлен на буксире у парохода «Гремящий» 74-пушечный корабль «Память Азова». Все прошло в штатном режиме.

И вот в последних числах августа все три линкора отправились в плавание. Они были укомплектованы по полной программе. Даже продовольствия было взято на месяц вперед. На борту «Лефорта» находилось 843 человека, в том числе 14 офицеров, 61 унтер-офицер, 683 рядовых.

Первоначально планировалось, что корабли будут буксировать пароходы, но они задержались, и контр-адмирал принял решение двигаться своим ходом. 8 сентября корабли снялись с якоря и при слабом попутном ветре двинулись вперед.

К вечеру ветер стал менять направление и усилился. При подходе к острову Гогланд, командир отряда принял решение: маневрируя, оставаться в этом районе до рассвета и после продолжить путь. Утром, в 7 часов, корабли начали поворот на левый галс.

В этот момент внезапный шквал накренил «Лефорт» на левый борт. Некоторое время корабль продолжал находиться в положении на борту, а затем в 7 часов 23 минуты он окончательно погрузился в воду.

Корабли «Владимир» и «Императрица Мария» ничем не могли помочь гибнущему судну, так как сами еле справлялись со штормом. Весь экипаж погиб, а вместе с командой погибли и 66 женщин и 19 детей из их семей, которых тоже перевозили в Кронштадт.

Следствие показало…


Следствие ничего не показало. Были опрошены все свидетели, но к окончательной версии причины гибели комиссия не пришла. В своем заключении следователи писали: «...это очень редкое событие, и причины катастрофы, несмотря на все старания, остаются неразгаданными».

Все сходились во мнении, что при имевшихся парусах он не мог опрокинуться.

Тем не менее среди возможных версий аварии фигурировали следующие:

«в 1856 году корабль использовался при перевозке тяжелых грузов на орудийных палубах, и это привело к ослаблению связей корабля», «корабль был плохо проконопачен, а небольшой груз был неправильно расположен».

Было даже предположение, что орудийные порты оставили открытыми, через них и поступила вода. Проверить версии было невозможно, корабль затонул в глубоком месте, и точных координат не сохранилось.

На основании имеющихся показаний следственная комиссия сделала вывод, что несчастье произошло с кораблем в результате рокового случая.

Поиски корабля

Линейный корабль «Лефорт» долгое время был объектом поиска как в царское время, так и при советской власти. Нашли его только 4 мая 2013 года совершенно случайно. Специальная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» искала погибшую в 1942 году подводную лодку Щ-320.

Поиски проходили севернее острова Большой Тютерс. Совершенно случайно в 5 милях севернее острова был обнаружен остов «Лефорта». Благодаря глубине залегания (70 метров) и особенностей воды Финского залива корабль сохранился очень хорошо.

Не было только мачт, и был поврежден бушприт. Часть обшивки была ободрана рыбацкими сетями. Несмотря на хорошее состояние, поднять корабль не представляется возможным, так как он может разрушиться при подъеме.

Корабль поднять нельзя, но необходимо сохранить память о моряках, отдавших свою жизнь за отечество. По предложению президента России Владимира Путина создана виртуальная экспозиция подводного музея линейного корабля «Лефорт».

В настоящее время место гибели корабля «Лефорт» объявлено массовым воинским захоронением, доступ в этот район для других судов запрещен.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.