Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Александр III с семьёй на месте железнодорожной катастрофы (фрагмент). 1888 г.
Автор: Каразин Николай Николаевич
Источник: Государственный Исторический музей
11:23 / 08.10.2020

Крушение Императорского поезда у станции Борки
В тот день Бог уберег Императорскую семью и не допустил ее уничтожения. Как только весть о катастрофе разнеслась по стране, все храмы служили благодарственные молебны о спасении августейшей семьи. Подданные Государя искренне радовались и благодарили Бога. Государь прожил 6 лет после тех событий и умер в возрасте всего лишь 49 лет

В октябре 1888 года семья Императора Александра III возвращалась в столицу после традиционной летней поездки в Крым и на Кавказ. Некоторые пассажиры отмечают, что поезд едет быстрее, чем обычно и очень раскачивается.

У станции Борки Харьковской губернии происходит крушение. В тот момент, когда Императорская семья и свита собрались в вагоне-столовой, поезд начинает бросать из стороны в сторону, вагоны сходят с рельс и с оглушительным грохотом падают в овраг.

Младшая дочь Императора, великая княжна Ольга Александровна, в мемуарной книге «25 глав моей жизни» писала: «Помню, я ждала последнее блюдо своего ужина - манный пудинг, но так никогда и не получила свой десерт.

В ту самую секунду, когда в наше купе вошел официант, поезд стало бросать из стороны в сторону. Раздался оглушительный грохот, за которым последовал толчок. Затем толчки следовали один хуже другого…

Краем глаза я заметила, что тяжелые чемоданы валятся на нас… Я ощутила на себе их сокрушительный вес… Тут моя голова закружилась… и все погрузилось в темноту. Было невозможно дышать… Я умерла.

Не знаю, как долго это длилось, но неожиданно я поняла, что слышу крики людей. Значит еще не умерла, так ведь? Осмотревшись, я увидела, что лежу на дне глубокого оврага, в который скатился вагон. Я встала на ноги и оглянулась.

Я увидела окровавленных людей, мечущихся и падающих позади меня. Это было чудовищно… Я побежала со всех ног прочь от всего этого ужаса».

Императрица Мария Федоровна после пережитого сообщала в письме своему брату:

«В тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу, и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день…

Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами Свою благодатную руку».

В тот день Господь сохранил жизни всех членов Императорской семьи. Никто из Августейшего семейства не получил серьезных травм, отделавшись мелкими царапинами, но погибших и пострадавших среди свиты и прислуги было немало.

Погибло около тридцати человек и многие получили увечья. Ситуация усугублялась и тем, что путешествующий с царской семьей медик погиб, а вагон, в котором находились лекарства и бинты был полностью уничтожен.

Помощь прибыла на место катастрофы только через пять часов, а до этого Государыня сама, как могла, оказывала первую помощь пострадавшим.

Поначалу многие подумали, что это был теракт. И это неудивительно, ведь все прекрасно помнили о покушениях на Императора Александра II, среди которых был и подрыв царского поезда.

Однако в ходе расследования, порученного А.Ф. Кони, было установлено, что следов государственного преступления в катастрофе под Борками не было.  С.Ю. Витте так объяснял причины крушения: «Поезд тащили два товарных локомотива, и двигался он очень быстро.

Эти машины не предназначены для таких скоростей. Когда локомотив данного типа развивает чрезмерную скорость, он наклоняется, и возникает опасность отрывания плохо прикрепленного рельса, что может привести к крушению поезда.

Именно это и произошло. Поезд сошел с рельсов и полетел под откос».

Но в официальную версию поверили далеко не все. Многих смущала персона А.Ф. Кони. И небезосновательно. Этот человек был известен своими либеральными симпатиями и лояльностью к террористам.

Именно он добился оправдания террористки Веры Засулич, которая хладнокровно и умышленно убила человека, но не понесла за это заслуженного наказания.

Вышедший в отставку генерал Н.Д. Селиверстов, который по собственному желанию продолжал заниматься политическим сыском в Париже, пытался разобраться в причинах крушения царского поезда.

Есть основания полагать, что генерал нашел такую информацию, обнародование которой очень многих не устраивало и поплатился за это жизнью. Н.Д. Селиверстов умер при загадочных обстоятельствах в номере одной из парижских гостиниц.

Среди его бумаг были найдены сведения о некоем «поваренке», поступившем на службу в придворную кухню и загадочно исчезнувшем  сразу после крушения поезда.

Позже и сам этот «поваренок» подал голос и пообещал репортерам рассказать нечто сенсационное, но не успел. И он был найден мертвым в гостиничном номере.

Всё это наводит на мысли о том, что в деле о крушении поезда все было не так уж просто и однозначно.

К счастью, в тот день Бог уберег Императорскую семью и не допустил ее уничтожения. Как только весть о катастрофе разнеслась по стране, все храмы служили благодарственные молебны о спасении августейшей семьи.

Подданные Государя искренне радовались и благодарили Бога. Очень трогательно вспоминала об этом певица Надежда Плевицкая. В 1888 году еще была просто крестьянской девочкой Дежкой Винниковой из курского села Винниково,  а не известной певицей:

«И вспомнилась мне большая, с голубым глянцем, лубочная картина на белой стене нашей избы. А на той картине была изображена семья Императора Александра III. Помню, давно, в предвечернюю пору вошёл в избу отец и тревожно сказал:

- Зажигай, мать, лампаду, помолимся Господу за спасение Царской Семьи.

 Я прижалась к матери. Отец рассказал, что известили на сходе об злом умысле на Царскую жизнь в Борках и о том, как Царь-богатырь один поднял вагон и вынес из-под него свою младшую дочь.

Мы стали на молитву. Опустился на колени мой отец, старый николаевский солдат. Пред образами, освещенными тихой лампадой, шептала мать горячие молитвы: печать креста творила с верой и клала поклоны.

На нас смотрел Николин лик и будто угодник добрый серчал. Мать помолилась, подошла к голубой картине.

- Вот, видишь, Дёжка, наш Государь, а в голубом Матушка Царица. За ней наследник, а вот младший, Миколай, вишь вьюноша совсем. А на коленях у Царя дочь ихняя Ольга, самая меньшая, которую из-под вагона Царь вынес.

Ах, деточка бедная!  Мать суровой ладонью гладила картину.  - А вот, Дёжка, постарше царевна, Ксения, Аксютою по-нашему зовут. Спаси их, Господи, и помилуй, - шептала мать и всё вздыхала».

Трагические события тех дней отобразились в русском искусстве. Художники М. Зичи и Н. Каразин запечатлели катастрофу под Борками в своих акварелях.

А живописец Иван Макаров даже написал два полотна на библейские сюжеты - «Нагорная проповедь» и «Благословение Господне на Вас».  Обе картины изображали августейшую семью рядом с  Иисусом Христом.

А у станции Борки был заложен храм Христа Спасителя - в память о погибших и в благодарность о спасении Императорской семьи. К сожалению, храм этот не пережил советское лихолетье и до наших дней не сохранился.

Катастрофа под Борками не прошла бесследно для России. Многие отмечали, что именно тогда надорвалось богатырское здоровье Императора Александра - ведь он какое-то время удерживал на плечах тяжелую крышу вагона, спасая свою семью. Государь прожил 6 лет после тех событий и умер в возрасте всего лишь 49 лет.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.