Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Цесаревич Алексей и великие княжны на празднике Белого цветка в Ливадии. 1912 г.
Источник: Яндекс картинки
08:10 / 15.03.2021

Благотворительность в малых городах Российской Империи
С 1911 года по инициативе Государя Николая II «Дни цветков» стали проводиться во многих городах Империи. Дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования. По состоянию на 1896 год благотвори­тельных обществ, братств, попечи­тельств и благотво­рительных корпораций насчитыва­лось по всей России 3555, в том числе в Санкт-Петербурге - 683, Москве - 453

Будите убо милосерди, якоже и Отец Ваш милосерд есть.

Дайте, и дастся вам:
меру добру, наткану и потрясну и преливающуюся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам.

(Евангелие от Луки, 6:36, 38).

Дело благотворительности, призванное облегчить чужое страда­ние, пробудить лучшие чувства в сердцах и душах людей, для нашей стра­ны не новое, но хорошо забытое. Долгие годы само проявление нор­мального человеческого милосер­дного чувства напрочь отвергалось казённой идеологией.

В.И. Даль в своём словаре определяет благотворение как «благодеяние, добродейство, делание добра»; а слово благотворительный - как «склонный к благо­творению, готовый делать добро, помогать бедным».

А что зна­ем мы о самой благотворительнос­ти в России? Заглянем в прошлое.

В 1890-1894 годы в Российской Империи рас­ходовали на дела милосердия за год: в Санкт-Петербурге - 1,9 млн рублей, в Москве - 1,8 млн рублей, в Одессе - более 700 тыс. рублей, Риге и Варшаве по 504 и 150,4 тыс. рублей соответственно.

В 1894 году на эти цели затрачено свыше 7 млн рублей, или 11 % всех городских рас­ходов. Невозможно сравнивать го­рода те и нынешние, ну и, конечно, покупательскую способность рубля.

Напомним, что 7-9 рублей стоила корова, от 3 до 5 рублей - костюм-трой­ка. Зарплата квалифицирован­ного рабочего составляла 25-40 рублей.

К началу прошлого века в нашей стране существовала разветвлённая система церковной, государственной и частной благотворительности, которой были охвачены почти все нуждающиеся.

Одной из популярных акций в то время были так называемые «Дни цветков». Эти мероприятия устраивали общественные организации, вовлекая в их подготовку и проведение всё население.

С 1911 года по инициативе Государя Николая II «Дни цветков» стали проводиться во многих городах Империи, где для целей благотворительности специально организовывались концерты и базары. Дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования.

По состоянию на 1896 год благотвори­тельных обществ, братств, попечи­тельств и благотво­рительных корпораций насчитыва­лось по всей России 3555, в том числе в Санкт-Петербурге - 683, Москве - 453.

Действовало благотворительное общество и в городе Новозыбкове Черниговской губернии. Датой его основания следует считать 9 сентября (все даты в тексте указаны по старому стилю) 1893 года. Именно в этот день управляющий Министерства внутренних дел сенатор В.К. фон Плеве подписал уста­в общества, которое со­стояло в ведении названного Министерства.

Прямой целью этой организации являлось оказание материальной помощи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. В обязательном порядке исследовалось имущественное положение лиц, находящихся в тяжёлом финансовом положении, определялся объём необходимой помощи. Затем выяснялись достигнутые результаты.

Общество также содействовало воспита­нию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремёсел.

Состояло об­щество из лиц мужского и женско­го пола, всех званий и сословий, за исключением: несовершеннолет­них; лиц, имевших классные и нижние воинские чины, и юнкеров; учащихся учебных заведений и граждан, подвергшихся ограничению прав по суду.

Число участников не было ограниче­но. Они разделялись на почётных и действительных.

Делами в обществе занимались его совет и общее собрание. Председателем и одним из учредителей обще­ства была княгиня Мария Павловна Долгорукова (1859-1914 гг.), её помощником - коллежский советник П.А. Абалешев, казначеем - потом­ственный почётный гражданин С.М. Волков, секретарём - И.Е. Зо­лотарев. Членами совета состояли С.А. Колмаков, Т.А. Бельская, Т.А. Иванова, Е.Н. Дебагорий-Мокриевич, В.П. Бабиевский, П.С. Клюковский, П.М. Ерёменко и другие.

К полномочиям председателя относились вопросы созыва общего собрания и заседаний совета, контроль за правильным ходом дел и исполнением устава.

На секретаря возлагалась обязанность составлять журналы решений общего собрания и постановлений совета, вести переписку и список обратившихся за помощью лиц.

Казначей заведовал кассой, принимал членские взносы и пожертвования, производил выдачу денег, составлял годовой отчёт.

Заседания совета созывались один раз в неделю и считались действительными, если на них присутствовало 6 членов, в том числе председатель или его товарищ, казначей и секретарь. Решения принимались простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос председательствующего давал перевес.

Все должностные лица и члены совета исполняли возложенные на них обязанности бесплатно.

Средства общества формировались из запасного, оборотного и специального капиталов.

Для пополнения кассы периодически устраивались любительские спектакли и концерты. Так, 3 апреля 1905 года членом общества Т.А. Бельской горожанам была представлена комедия Н. Николаева «Наши ведьмы» и эпизод житейской прозы по сочинению С. Шевиль «Ошибка».

Также в 1905 году в пользу общества проведена беспроигрышная лотерея, давшая 1098 рублей чистой прибыли.

При благотворительной организации действовала народная столовая для бедных с ночлежным приютом в память Дмитрия Максимовича Волкова. Открыта она была в 1900 году по предложению главы Торгового Дома «Максим Волков и сыновья» Максима Марковича Волкова. Постройку и оборудование отдельного здания для этих целей Максим Волков взял на себя.

Обеды в столовой были бесплатными, для чего М.М. Волков в течение первых пяти лет жертвовал ежегодно по 500 рублей.

Приём пищи включал в себя два блюда - борщ или суп и гречневая каша или жареный картофель с маслом, а также хлеб. Мясная пища выдавалась по праздникам. Средняя стоимость обеда составляла 6 копеек.

В ночлежном приюте ежегодно находили себе место свыше 8 тысяч человек.

Обществом была создана школа для малолетних, где бесплатно обучались дети городской бедноты, а также жителей ближайших сёл, деревень и хуторов. Заведовала школой М.К. Аноколова.

Преподавателями числились М.М. Богданова (учительница женской гимназии), А.А. Быков (учитель сельскохозяйственного технического училища), В.Ф. Василевский (инженер путей сообщения, начальник II участка Полесских железных дорог),

А.К. Дейнека (учитель рисования реального училища), Г.Д. Дрибенцов (псаломщик Никольской церкви), Н.М. Доброволенко (учитель городского 3-х классного училища), П.М. Ерёменко и другие.

Директор Добрушской писчебумажной фабрики бесплатно оказывал помощь школе, снабжая её по мере надобности достаточным запасом разных сортов бумаги. В школе был создан музей.

По ходатайству Новозыбковского комитета попечительства о народной трезвости в помещениях школы периодически проводились народные чтения. За всё время было организовано 25 таких мероприятий для более 7 тысяч слушателей.

Активное участие в жизни общества принимал директор Новозыбковских реального и среднего сельскохозяйственного технического училища, председатель педагогического совета женской гимназии Николай Трифонович Исаин.

В разное время он занимал должности рядового работника в классах для взрослых, члена совета общества, а затем товарища председательницы. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе специальных классов технического черчения и рисования, размещавшихся в стенах реального училища.

Без сочувствия и поддержки со стороны Исаина, без его личного ходатайства перед Киевским учебным округом появление названных классов было бы невозможно.

В связи с переездом в 1906 году Н.Т. Исаина в другую местность 14 ноября были устроены проводы, на которых прозвучало много тёплых слов и добрых пожеланий в его адрес. Отмечены заслуги в части изыскания материальных средств, личное прошение перед отделом промышленных училищ о субсидии классам для взрослых.

От членов общества Исаину был поднесён памятный альбом, а от представителей родительского комитета следующий адрес:

Многоуважаемый Николай Трифонович!

Вы смотрели на учащихся, как на детей, сердца которых не испорчены грубостью жизни, а потому лаской и справедливостью заслуживали их расположение к себе и послушание. Видя в них будущих граждан дорогой Родины, Вы своей нравственной, честной и трудовой жизнью подавали им наилучший пример.

Допустив воскресные классы для взрослых в здании реального училища и отдавая свободные воскресные часы на занятия со взрослыми, Вы учили наших детей бескорыстию, уважению и любви к трудящемуся люду, отдающему немногие часы досуга своему образованию, которого не могли получить своевременно.

Вы явились инициатором и первый организовали в Новозыбкове общеобразовательные экскурсии по России с нашими детьми, которые, благодаря Вам, побывали в столицах, где ознакомились с различными памятниками старины, музеями, театрами, побывали на крайнем севере - в Соловецком монастыре и, наконец, на крайнем юге - в Крыму.

Не было ни одной экскурсии, чтобы Вы, несмотря на Ваш возраст, не сопровождали детей и не взяли на себя всецело, как ответственности за их здоровье, так и доставления им удобств и развлечений.

Вы, как самый любящий отец, были окружены детьми, которые относились к Вам с полным доверием и любовью. Эти дружеские поездки с Вами на всю жизнь останутся светлым, радостным воспоминанием у учащихся и имя Ваше никогда не забудется ими.

Примите же от нас, многоуважаемый Николай Трифонович, самую искреннюю благодарность и пожелания полного счастья в Вашей дальнейшей жизни, которую да сохранит Бог на многие годы.

В результате стараний княгини М.П. Долгоруковой при обществе в честь её покойного супруга князя Николая Долгорукова была открыта бесплатная библиотека для населения, которая располагалась в специальной пристройке к зданию школы. На эти цели Мария Павловна пожертвовала 3 тысячи рублей.

К началу 1899 года в библиотеке насчитывалось более 630 книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей.

В полном объёме работы по обустройству библиотеки были завершены в 1901 году и обошлись обществу в 3 295 рублей.

Много потрудился над созданием библиотеки и Пётр Митрофанович Ерёменко, который единовременно внёс 50 рублей на её нужды. По предложению попечительства библиотеки был создан научный отдел имени Ерёменко.

Близкое соседство народной столовой давало возможность устраивать для учеников школы горячие завтраки стоимостью в 1 копейку. Расходы на питание детей были покрыты за счёт пожертвований почётного члена общества Валентины Дмитриевны Волковой.

Эта женщина, скоропостижно умершая 11 августа 1907 года, принимала самое активное участие в деятельности Новозыбковской благотворительной организации.

В память о ней её сын, казначей С.М. Волков, 2 февраля 1908 года пожертвовал 20 тыс. рублей, за счёт которых был создан капитал имени Волковой.

Особое место в жизни общества занимала его Председательница княгиня Долгорукова.

Даже после того, как в 1896 году её супруг был избран губернским предводителем дворянства и семья переселилась в Чернигов, Мария Павловна не прерывала связи с благотворительным и другими просветительскими учреждениями уезда.

Она по-прежнему много помогала обществу деньгами, хлопотала в высших кругах о постройке для него собственного здания.

Во время Русско-японской войны по инициативе Марии Павловны в помещении школы ученицы при содействии дам (членов общества) шили бельё, которое затем отправлялось раненым солдатам и офицерам.

Вплоть до самой смерти в 1914 году главной заботой княгини оставались общественные организации уезда.

Говоря на тему благотворительности, следует также вспомнить новозыбковских купцов и промышленников Абросимовых, Кублицких Осиповых, Петуховых, Шишкиных, Шведовых.

Представители этих славных родов отдавали много своих сил на обустройство не только школ, больниц и других светских учреждений. Немалые средства они жертвовали на строительство и благоукрашение святых Божиих церквей и монастырей, а также содержание богоугодных заведений.

Это и Вонифатиевская церковь, храм Рождества Пресвятой Богородицы, Рождественско-Никольская и Спасо-Преображенская церкви, Малиноостровский женский Рождество-Богородицкий монастырь под Злынкой и другие.

Сердце сжимается от осознания того, что практически все эти храмы с их святынями и алтарями, находившимися при них могилами священников, именитых горожан, фамильными склепами бездумно и варварски уничтожены до основания в годы безбожной власти. Однако Господь поругаем не бывает...

Что же касается благотворительного общества, то оно прекратило свою деятельность после Октябрьского переворота 1917 года. Под лозунгом «мы наш, мы новый мир построим» большевики приняли решение ликвидировать все общественные учреждения как пережитки прошлого, а их имущество национализировать.

В России наступили окаянные дни. Жестокое время подмены понятий, беспамятства и ломки веками сложившегося образа жизни народа. Прежняя система духовно-нравственных ценностей новой властью была отброшена.

По словам философа Ильина И.А.:

«...водворилась не „российская республика“, как о том мечтала революционная полуинтеллигенция левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное Достоевским, и оскудение духа; а на этом духовном оскудении, на этом бесчестии и разложении выросло больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой яд всему миру на гибель».

Несмотря на то, что в стране в очередной раз произошла смена власти, проблем по-прежнему остаётся много. Постоянно возникают трудности, которые следует преодолевать, не поддаваясь пессимизму. Крайне важно оперативно и правильно реагировать на подчас неразрешимые задачи.

Возрождение России и её будущее зависит от каждого из нас. Необходимо ежедневно побеждать себя, идти на жертву, дабы принять чужие боль, нужду и страдание. Помогать друг другу и словом, и делом, невзирая ни на что. Не оставаться в стороне, не молчать и не проходить мимо, не быть теплохладным.

Порой именно этого так не хватает всем нам. Ведь милосердие и искреннее делание добра ближнему преодолевают несправедливость и жестокость мира сего. И в конечном итоге не злом побеждается зло, а только любовью.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.