Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Поединок на Куликовом поле
Автор: Авилов Михаил
Источник: Яндекс картинки
10:53 / 24.06.2015

Пафос служения

Национальная заносчивость и агрессия глубоко чужды спокойному, мужественному чувству патриотизма, с которым наш народ побеждал и будет побеждать. Народ, неотделимый от государства Российского и самой идеи государственности, централизации

В год 70-летия Победы должна была появиться такая книга - первая хрестоматия русской героики от Феофана Прокоповича до Александра Твардовского. Выходили капитальные антологии любовной лирики, сатирической поэзии, но не героики. Да, у нас есть несколько превосходных собраний поэзии Великой Отечественной, выходила антология, посвящённая 1812 году, но столь полное обозрение героики XVIII-ХХ веков появилось впервые.

В понимании составителей антологии героика - это не только батальные гимны. Есть стихи о духовном подвиге (например, Алексей Хомяков), есть и героика труда, как в «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» Владимира Маяковского.

Удалось обойтись и без идеологических предрассудков: белый Несмелов рядом с красным Сурковым, православные оды Державина предшествуют богоборческим стихам Багрицкого. На то и антология, чтобы всему знаменательному и вескому нашлось место.

Понятие «Победа» - важнейший позывной для русской культуры. Политики часто пытаются сформулировать «национальную идею», а она - только в этом слове. Ведь Победа - это не только виктория на бранном поле. Это и победа над собой, над собственными слабостями. И духовный подвиг, и трудовое рвение. Всё это есть в стихах разных веков…

«Как внешних супостат, как внутренних сражать». Всё есть в этой антологии - и революционные, и охранительные тенденции. Материя истории - это «единство и борьба противоречий», и мы должны уважительно изучать всю идеологическую палитру.

Трудно предсказывать будущее, но гораздо труднее объяснять прошлое. Историю можно трактовать по-всякому, но исправить нельзя. Когда работаешь над хрестоматией - убеждаешься в правоте этого банального правила. Но прошлое оживает, как только начинаешь перечитывать:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Перелистывая антологию, примечаешь, как магистральная линия менялась вместе с общественными настроениями: так, с 1860-х годов, с эпохи великих реформ и развития капитализма в России, иссякал потенциал монархической героики. Имперский официоз Петра Великого, столь долгие годы искренне принимавшийся поэтами и их читателями, прервался трагической патриотикой Ф.И. Тютчева и В.Г. Бенедиктова времён Крымской войны.

После падения Севастополя выдающиеся поэты всё реже обращались и к образам православной духовности. Приметой нового времени была героизация революционной борьбы «за рабочее дело», за «лучшее будущее всего человечества», героика бунта.

После 1917 года - пафос строительства нового мира, прославление героического труда. В предвоенные годы - патриотическая армейская героика, которая во многом развивала наработки поэтов XVIII века и поэтов, озарённых подвигом 1812 года.

Антология поэтической героики показывает, как менялись направления народной мысли - от монархизма к революционной героике с её воспеванием подвига разрушения. Этот цикл России суждено пройти неоднократно. Со временем проявятся и другие значимые аналогии, о которых мы ещё вспомним: образ Петра Великого - и образ «капитана земли» (С. Есенин) В.И. Ленина. Образы правящих самодержцев - и образ Сталина, адресата новых проникновенных од.

Эта книга хранит великую силу. Силу возвышенной сыновней любви к Родине, к нашему народу, который всей своей историей заслужил наименование «народ-победитель». Национальная заносчивость и агрессия глубоко чужды спокойному, мужественному чувству патриотизма, с которым наш народ побеждал и будет побеждать. Народ, неотделимый от государства Российского и самой идеи государственности, централизации.

Мы слышим голоса поэтов, живших в разные эпохи. И всё-таки что-то объединяет монархиста Державина и коммуниста Маяковского, православного патриота Хомякова и страстного богоборца Багрицкого…Объединяют поэзия и Россия. Объединяет умение всё преодолеть ради Победы.

Мы слышим голоса поэтов разных поколений - и вдруг становятся очевидными скрытые аналогии. Воспевание памятника Петру Великому - Медного всадника, который в русской поэзии стал не только символом Российской империи, но и активно действующим героем, соотносится с памятником Ленину, который встаёт на защиту Родины в стихотворении Степана Щипачёва и мистически преломляется у Ильи Сельвинского.

А памятник Суворову - молчаливый свидетель ленинградской блокады - грудью встречает вражеские налёты немецких стервятников в стихотворении Всеволода Рождественского. Подвиг Ленинграда Великой Отечественной соотносится с сожжённой Москвой - мученицей 1812 года, прославленной многими поэтами, начиная с Фёдора Глинки. И в годы Великой Отечественной как будто оживают старинные максимы русского XVIII века.

Недаром в годы войны переиздавали Державина:

А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрёт;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.

Наверное, в будущем эта книга будет дополнена новыми произведениями и комментариями. Поэты писали её три века - и конца не видно. Уверен, она пригодится и на уроках литературы, и на уроках истории. Станет подспорьем для педагога, школьника, студента. Но, конечно, дело не только в учебном процессе. Мы приоткрыли один из главных пластов русской культуры. Здесь - ключи к пониманию государства, народа, общества, истории…

Важная книга для всех нас. Издательство «Народное образование» посвятило её памяти фронтовиков - павших в 1941-1945-м гг., ушедших от нас в мирное время - и тем, кто сегодня с нами. Книга вышла в год 70-летия Великой Победы, незадолго до 9 Мая. Это - подарок фронтовикам. Истинным героям войны, героям этой книги.

Но уверен, что антологию русской героики откроют и совсем молодые читатели. Ведь сегодня героика воспринимается, пожалуй, острее, чем другие жанры поэзии. Школьники чувствуют: война рядом, она не только в стихах и в кино. Они чуть лучше стали понимать природу и необходимость подвига. Время тотальной дегероизации прошло. Пришло время изучать героику.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.