Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма «Бесы» (2014)
Источник: Яндекс картинки
07:29 / 12.06.2017

Бесы
"Мы будем делать фильм точно по роману Достоевского – никакой актуализации – переноса в наше время и прочего. Но как только мы начинаем сокращать – а сокращают все: в театре, в кино, – то уже в каком-то смысле «надругиваемся» над произведением. И это касается не только Достоевского, но и Толстого, и Шекспира, и других авторов", - В.И. Хотиненко

«Бесы» — шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих.

Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное С.Г. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке.
В романе отражено поразившее всех явление политической жизни страны — «нечаевщина».

Достоевский замыслил не очень большое произведение на злобу дня, которое планировал вскоре закончить.

В процессе написания значительно усложнились идея и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию, начатую ещё в романе «Преступление и наказание». «Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского — романом-предсказанием, роман-предупреждением. «Бесы» входят в ряд русских антинигилистических романов, в котором критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодёжи того времени.

Конец XIX века. В губернском городе N происходит серия загадочных убийств. На место преступления приезжает столичный следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий). Поиски убийц приводят его к неожиданному выводу – в городе создан революционный кружок, в котором состоят два молодых человека, недавно вернувшиеся из Швейцарии.

Николай Ставрогин (Максим Матвеев), сын одной из самых влиятельных и богатых дам города Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина), представляет собой чрезвычайно «загадочную и романическую» личность, о которой в городе ходит множество странных слухов.

И Петр Верховенский (Антон Шагин), сын давнего друга генеральши, профессора в отставке Степана Трофимовича Верховенского (Игорь Костолевский). Во время проведения расследования Горемыкин выясняет: в преступлениях виноваты и замешаны многие уважаемые и влиятельные люди города.

Премьера фильма Владимира Хотиненко состоялась 25 мая 2014 года. Картина привлекла особое внимание критиков, которые разошлись в оценках, но в итоге была признана лучшим отечественным мини-сериалом 2014 года и награждена призом «Золотой орел».

О своей работе над фильмом режиссер рассказал в интервью «Российской газете» (22.05.2014):

– Я никогда не хотел экранизировать Достоевского, – говорил, предваряя телепремьеру, кинорежиссер Владимир Хотиненко. – Если бы я не снял сериал «Достоевский», я бы не снял и «Бесов». Этот роман экранизировать невозможно! Любому, кто бы это ни делал, независимо от таланта – тем более что попытки постановки «Бесов» были.

Зато всегда есть возможность некоего рассказа о романе. Вот в данном случае зрители получат именно такую форму. Мы исходили из печального, но, к сожалению, очень близкого к реальности, предположения, что мало кто читал произведение. Так что мы приняли решение делать фильм для людей, которые Достоевского не читали. Поэтому всякие буквальные литературные аллюзии даже мешали.

Мы сделали, помимо телеверсии, трехчасовую киноверсию проекта. И мне лично она нравится, потому что в ней удалось совсем избавиться от литературных аллюзий. Но это не означает, что перед нами переделанный Достоевский.

Это было моим первым условием, когда я брался за работу: мы будем делать фильм точно по роману Достоевского – никакой актуализации – переноса в наше время и прочего. Но как только мы начинаем сокращать – а сокращают все: в театре, в кино, – то уже в каком-то смысле «надругиваемся» над произведением. И это касается не только Достоевского, но и Толстого, и Шекспира, и других авторов.

Но, как мне кажется, нам удалось придумать хорошую форму рассказа с буквальными цитатами из романа Достоевского. Есть вольности, которые кому-то могут показаться чрезмерными, хотя я так не считаю. Во-первых, у нас действие начинается с конца. Роман, как известно, заканчивается тем, что находят труп студента Шатова, начинается следствие, идут допросы… В связи с этим у нас появился персонаж – следователь Горемыкин – в исполнении Сергея Маковецкого.

Дело в том, что этот следователь буквально расследовал дело Нечаева. (Громкое убийство студента Иванова, известное как «Нечаевское дело», совершенное в 1869 году революционным кружком «Народная расправа», вдохновило Достоевского на создание романа «Бесы». – прим. ред. ) Я уж, поверьте, изучил все записные книжки Достоевского – это все вначале было политическим памфлетом, а затем превратилось в роман. И его интересовало и дело Нечаева, и убийство студента Иванова.

Это все из жизни взято и исследуется в романе. Поэтому мне кажется, что такой персонаж, как Горемыкин, чрезвычайно важен в качестве рассказчика. Через этого человека зритель погружается в историю, имея возможность выбрать то, что представляется существенным. То есть наш фильм – это своеобразный вечерний рассказ. Мне всегда нравились такие истории – собираются люди, появляется рассказчик и начинает… В таком стиле сделана наша картина.

Есть еще одна, условно говоря, вольность. У Достоевского написано, что Ставрогин испробовал все в этой жизни. И до всего во всем доходил до конца. И я в записках писателя нашел замечательный разговор, когда Ставрогин говорит Шатову: «Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть безвременное существование куколки, переходящей в бабочку…» И дальше эта тема развивается. Тема бабочки замечательна и в «Братьях Карамазовых».

Тема мотылька есть и в «Преступлении и наказании». Поэтому я наделил Ставрогина последним увлечением – энтомологией. Поскольку во всем Ставрогин доходил до края, он изучает бабочек под микроскопом и доходит до конца изучения этой невероятной красоты.

Достоевский словами Ставрогина так и говорит об этом – что Господь наделил это существо невероятной красотой. Так что, по моему глубочайшему убеждению (я сам энтомологией увлекался и за это и Набокова, прежде всего, полюбил), это – фантастический мир, в который окунулись и мы – авторы картины, и, надеюсь, погрузится и зритель.

Бабочки появляются уже на титрах фильма, и это – эпиграф того, о чем будет рассказано. Потому что я считаю главной трагедией современного мира то, что он дошел до этого самого края… Как у Ставрогина – разрушение красоты.

Награды

2014 — XV Международный телекинофорум «Вместе» (Ялта) — Гран-при в конкурсе «Телевизионные игровые фильмы»

Премия «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)

В ролях: Максим Матвеев, Антон Шагин, Сергей Маковецкий, Владимир Зайцев, Евгений Ткачук, Алексей Кирсанов, Мария Луговая, Иванна Петрова, Надежда Маркина, Игорь Костолевский, Борис Каморзин, Мария Шалаева, Александр Галибин, Наталья Швец, Мария Луговая

Режисcёр: Владимир Хотиненко
Сценаристы: Наталья Назарова, Владимир Хотиненко

Смотреть фильм:

На YouTube

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Серия 4



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.