Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма «Зеркало» (1974)
Источник: Яндекс картинки
14:30 / 25.03.2017

Зеркало
"Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И, конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись…
Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“, - Андрей Тарковский

Режисcёр: Андрей Тарковский
Композитор: Эдуард Артемьев
Производство: Мосфильм
Год создания: 1974
Жанр: драма
Продолжительность: 102 мин

История создания

«Зеркало» — фильм-притча, фильм-исповедь, снятый вопреки привычным законам. Насколько он тяжел и драматичен, настолько и легок, прозрачен. Мы все родом из детства, и как зеркало отражаем в своей жизни то, что в нас было заложено в детские годы.

Андрей Тарковский — один из величайших кинохудожников XX века — как никто понимал, что истоки человеческой жизни и души лежат за границами привычных представлений о мире. Его фильмы всегда законченные философские притчи. И даже в самые обычные сюжеты он умудряется вкладывать глубокое понимание сути явлений.

Первоначально сценарий фильма «Зеркало» был гораздо более конкретным и автобиографичным. Тарковский писал его вместе с Александром Мишариным в феврале 1968 года, положив в основу собственную драму детства — уход из семьи отца, поэта Арсения Тарковского.

В экспериментальной студии Павла Чухрая, где тогда работал Тарковский, сценарий был принят с радостью. Но вот председатель Госкино категорически отверг сценарий фильма, и съемки были запрещены. Тогда Андрей Тарковский принялся за «Солярис», а уже в 1972 году руководство сменилось, подул ветер перемен и режиссеру сказали, что он может снимать «что хочет». Тогда-то и началась настоящая работа над фильмом, носившим рабочее название «Белые дни».

Фильм «Зеркало» оказался своеобразной семейной работой. Лирическим лейтмотивом всей картины стали стихи отца режиссера — Арсения Тарковского, которые читает сам поэт. Пожилую мать сыграла мать режиссера — Мария Вишнякова. Жена Лариса Тарковская сыграла эпизодическую роль жены врача. Даже сам Андрей Тарковский появляется в фильме — правда, лица его не видно, в кадре появляются только руки — руки умирающего.

Сюжет


Игнат (Игнат Данильцев) смотрит телевизор, где показывают, как врач лечит сильно заикающегося юношу. События происходят в трёх временных пластах: до, во время и после войны. Фильм состоит из сновидений и воспоминаний Алексея.

Воспоминания и сны касаются в основном матери, деревенского дома, где Алексей провёл детство, а также жены Алексея Натальи и его сына Игната. Главные события в жизни героя — развод родителей, послевоенное детство — поданы плавно, события постепенно сменяют друг друга, чередуясь с кадрами кинохроники.

Семейные разговоры придают уют картине, в финале — неторопливый разговор юных родителей Алексея о ребёнке, которого они ещё только ждут. Главный герой повествования — Алексей — находится в кадре, только будучи ребёнком. Взрослым в «полный рост» он не показан: мы слышим его голос (И. Смоктуновский), видим его руки и его самого (возможно, на смертном одре) — камера смотрит словно бы его глазами.

В фильме много документальных вставок: Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, пограничного конфликта с Китаем, запуска советских стратостатов. Фильм сопровождается звучащими за кадром стихами Арсения Тарковского в исполнении автора, музыкой Баха, Пёрселла и других композиторов.

Актёрский состав

Текст от автора читает Иннокентий Смоктуновский. Стихи читает Арсений Тарковский.
Маргарита Терехова — Мать, Наталья
Олег Янковский — Отец
Филипп Янковский — Алёша (5 лет)
Игнат Данильцев — Молодой Алексей (12 лет), Игнат
Николай Гринько — директор типографии
Алла Демидова — Лиза
Юрий Назаров — военный инструктор
Анатолий Солоницын — Доктор
Александр Мишарин — доктор у смертного одра Алексея
Лариса Тарковская — Надежда
Тамара Огородникова — няня, соседка, странная женщина за чайным столиком
Татьяна Решетникова
Дель Боске, Э. — испанец
Тарковский Андрей Арсеньевич — кто-то в шубе

Интересные факты

Летом 1973 года в подмосковном Тучково Андрей Тарковский приступил к съемкам. И практически сразу картину покинул любимый и бессменный оператор Вадим Юсов. Причиной послужило его глубокое неприятие фильма «Зеркало». «Я внутренне не принял сценарий «Белых дней» («Зеркало»).

Мне не нравилось, что, хотя речь в нем идет о самом Андрее Тарковском, на самом деле в жизни все было не так...» — объяснял он позже свой поступок. Работу на картине в качестве оператора-постановщика продолжил Георгий Рерберг.

Осенью съемки продолжились в павильонах «Мосфильма». И здесь художники-постановщики выстроили совершенно невероятные декорации. Был полностью воссоздан двор, посреди которого пиротехники разжигали самый настоящий костер. Хотя по технике безопасности это было строжайше запрещено.

Госкино принимало фильм пять раз. И каждый раз картина возвращалась с длинным-предлинным списком необходимых правок.

Но даже когда фильм приняли, ему присвоили только вторую категорию. То есть он вышел на экраны весьма ограниченным показом. Так, в Москве его показали только в трех кинотеатрах. А когда в Москву приехал представитель Каннского кинофестиваля, Андрей Тарковский был вынужден показывать ему фильм тайком. В Канны картина так и не попала, зато обрела любовь истинных ценителей кино по всему миру.

Андрей Тарковский о своём фильме

«В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».

«Успех „Зеркала“ меня лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой важности личного эмоционального опыта при рассказе с экрана. Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

«„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И, конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись…
Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“».

Смотреть фильм:

Киноконцерн "Мосфильм"
 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.