Тихий Дон
Идея экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» возникла у Сергея Герасимова еще в конце 30-х годов. Он обратился в Главное управление кинофотопромышленности (ГУФК) с заявкой на экранизацию романа. Заявка была отклонена. Герасимов вспоминал: «Мне было сказано, что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей».
Ситуация вокруг фигуры Шолохова в тот период была неоднозначной. Его роман долгое время критиковали. Второй том «Тихого Дона» рапповцы и вовсе требовали запретить. Была написана масса доносов на писателя, обвиняющих его в неблагонадежности. Продолжение романа было под угрозой.
Только благодаря вмешательству Сталина были опубликованы остальные тома романа. Например, известно следующее письмо (ответ чиновнику из Наркомпроса Феликсу Кону): «Знаменитый писатель нашего времени Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений, <…> но разве из этого следует, что «Тихий Дон» — никуда не годная вещь, заслуживающая изъятия из продажи?»
С одной стороны, в 1937 году писатель становится депутатом Верховного Совета СССР, в 1939-м — академиком Академии наук СССР, а в 1941 году получил Сталинскую премию за роман «Тихий Дон», с другой — его отношения со Сталиным были весьма сложны и неоднозначны.
Да, и у Сталина было двойственное отношение к роману. Поэтому поданное прошение в 1938 году об очередной экранизации романа (первая была осуществлена в 1931-м Иваном Правовым, Ольгой Преображенской и Михаилом Провором), да еще и настолько подробной, было обречено на провал.
Поэтому вторая экранизация этого произведения в 1956 году стала своего рода знаком прихода нового времени. Это был период оттепели, и экранные образы романа открывали в отечественном кинематографе иную степень правды, глубины и сложности образов. Выход фильма, безусловно, становится событием в отечественном кинематографе. Эта экранизация становится настоящим, действительно серьезным кинематографическим осмыслением романа.
Оттепель оказывается тем временем, когда подобное становится действительно возможным. Как пишет Герасимов: «Каждое новое поколение должно было постигать роман во всей его глубине и объемности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах и проблематике.
То обстоятельство, что в середине 50-х годов уже не нужно было, скажем, защищать Шолохова от обвинений в том, что его Мелехов — это «гамлетианствующий казачок», «донской Гамлет», не снимало вопрос «А кто же он такой, Григорий Мелехов?»
В своем роде для Герасимова это был эксперимент — попытаться воплотить на экране литературную романную форму. Насколько это возможно в кинематографе. Насколько можно адекватно воплотить на экране произведение со сложным сюжетом и множеством героев.
Режиссер постарался быть точным и передать кинематографическими средствами литературное повествование, доказав, что кинематографу подвластна эта форма. Герасимов по сути своей создает в отечественном кинематографе новый жанр — кинороман.
Но невозможно было сохранить все, что было в романе, и автору, естественно, пришлось отказаться от много, сохранить главную линию повествования — линию Григория Мелехова. Его образ оказался необыкновенно созвучным новой эпохе. Фильм становится одним из самых значительных произведений своего времени.
Сложный, неоднозначный, мятущийся персонаж, ищущий свою правду, переходящий от одной противоборствующей стороны к другой в поисках правды, осознающий собственные заблуждения и ошибки, оказался необычайно сложным для экранного воплощения.
Кинематограф 50–60-х годов во многом был обращен к экспериментам по воссозданию внутреннего мира человека, передаче его сложных переживаний, внутреннего монолога героя. То, что давно умела литература, только сейчас осваивало кино. И картина «Тихий Дон» становится одним из серьезных достижений в этом направлении.
Только шел Герасимов не по пути формалистических поисков, как некоторые режиссеры, а оставаясь всегда актерским режиссером, пытался достигнуть цели с помощью реалистического метода, приверженцем которого он оставался всегда.
Фильм выходит на экраны осенью 1957 года, через полгода уже демонстрировалась последняя серия. Картину ждет большой успех как в СССР, так и за рубежом. На фестивале в Мехико фильм получает приз «За эпическую, высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета». В Карловых Варах «Тихий Дон» удостаивается «Хрустального глобуса» за создание широкой панорамы жизни народа.
В ролях
Пётр Глебов: Григорий Мелехов
Элина Быстрицкая: Аксинья
Зинаида Кириенко: Наталья, жена Григория
Даниил Ильченко: Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория
Людмила Хитяева: Дарья, жена Петра
Наталья Архангельская: Дуняшка, сестра Григория и Петра
Александр Жуков: Мирон Григорьевич Коршунов, отец Натальи
Александра Денисова: Лукинична, мать Натальи
Борис Новиков: Митька, брат Натальи
Игорь Дмитриев: Евгений Листницкий
Александр Шатов: генерал Николай Алексеевич Листницкий
Михаил Глузский: есаул Калмыков
Творческая группа
Режисcёр: Сергей Герасимов
Сценарий: Сергей Герасимов
Оператор: Владимир Рапопорт
2-й режиссёр: Генрих Оганесян
Художник: Борис Дуленков
Производитель: Киностудия им. М. Горького
В. Виноградов
Киностудия Горького на YouTube