Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма «Освобождение» (1968)
Источник: Яндекс картинки
08:17 / 12.06.2017

Освобождение
Стратегические планы наступательных операций, фамилии и предложения маршалов, совещания в Ставке - в картине схематично и доступно показано, как работала система разработки и отдачи приказов. «Освобождение» позитивно оценивает роль Сталина-главнокомандующего - политика эпохи, переигравшего Гитлера, Рузвельта и Черчилля вместе взятых

«Освобождение» — фильм-эпопея о Великой Отечественной войне, включающий в себя пять частей: «Огненная дуга» (1968), «Прорыв» (1969), «Направление главного удара» (1970), «Битва за Берлин» (1971), «Последний штурм» (1971). Картина представляет собой принятую в Советском Союзе официальную версию  военных событий 1943–1945 годов.

Структурно фильм построен как реконструкция побед Советской армии, произошедших уже после Сталинградской битвы, и позволяет составить общее представление о направлении ударов, которые были совершены нашими войсками, начиная с контрнаступления на Курской дуге и заканчивая взятием Берлина.

Глобальных позиций, с которых было позволено рассматривать исторические события в рамках советской политической системы конца 60-х — начала 70-х, было две: официальная государственная и точка зрения отдельного человека, рядового участника событий, в целом совпадающая с системой госприоритетов.

Именно эта система взглядов и учтена в картине: «возвышенная, условно говоря, историческая точка зрения совмещается со взглядом наблюдателя из окопа». Отдельные эпизоды из частной солдатско-лейтенантской жизни (а один из авторов сценария фильма — Юрий Бондарев ) должны были, вероятно, представлять собой типизированные судьбы солдат и офицеров — большой охват времени и количество персонажей располагали к такому режиссерскому решению.

Однако «большей частью они ближе к вполне конкретным персонажам». Масштаб событий позволил в то же время показать массу исторических лиц без углубления в их характеры.

Серьезное внимание в картине уделено роли генералитета. Озеров так объяснял позицию постановщиков: «Мы решили показать войну с разных точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и через стереотрубу командира полка, и с наблюдательного пункта командующего».

Стратегические планы наступательных операций, фамилии и предложения маршалов, совещания в Ставке — в картине схематично и доступно показано, как работала система разработки и отдачи приказов, как давление «сверху» выжимало результат «снизу». «Освобождение» позитивно оценивает роль Сталина-главнокомандующего — политика эпохи, переигравшего Гитлера, Рузвельта и Черчилля вместе взятых.

5-серийный советский блокбастер  оказался чрезвычайно популярным: две его первые части посмотрело по 56 млн человек и лишь к последней ажиотаж упал до 28 млн. «Количество зрителей, увидевших благодаря «Освобождению» панораму битв Советской армии, превратило этот киноцикл в событие политическое, сделало его важнейшим фактором идеологической борьбы, развернувшейся на экранах мира».

Моральный облик советского солдата, не щадящего жизни ради спасения мирных жителей немецких городов, вытаскивавшего берлинцев из затопленного метро, не обижающего красивых молодых немок, прощающего 15-летних снайперов и в пылу битвы сортирующего немцев на фашистов и антифашистов, — все это было перекрыто широким масштабом военных съемок.

Очевидно, что с технической точки зрения создание такого фильма — огромный труд. Кадры киноленты были приближены к реальности «с помощью тысячных массовок и армады военной техники, благодаря насыщенности огневых средств, когда на один кадр уходило до пятисот килограммов взрывчатки». Размах постановки стал возможным при посредничестве государства, разрешившего участие в ней армейских подразделений, в том числе и дислоцировавшихся на территориях восточноевропейских стран-сателлитов  СССР.

В эпоху отсутствия в нашем кинематографе действительно зрелищных работ масштабные съемки оказались важнейшим средством и идеологического воспитания, и привлечения зрителя в кинотеатры.

Награды

1972 — Фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (4 и 5 фильмы киноэпопеи «Освобождение») награждены Главным призом и премией V Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси.

В ролях

Николай Олялин: капитан-артиллерист Сергей Цветаев
Лариса Голубкина: медсестра Зоя невеста Цветаева
Сергей Никоненко: Сашка адъютант
Михаил Ульянов: Георгий Константинович Жуков
Владлен Давыдов: Константин Константинович Рокоссовский
Юрий Легков: Иван Степанович Конев (фильмы 1, 2)
Василий Шукшин: Иван Степанович Конев (фильмы 3, 4, 5)
Евгений Буренков: Александр Михайлович Василевский
Дмитрий Франько: Павел Семёнович Рыбалко командующий 3-й гвардейской танковой армией
Юрий Каморный: лейтенант Васильев танкист
Михаил Ножкин: лейтенант Ярцев
Валерий Носик: сержант Дорожкин радист танка Васильева
Всеволод Санаев: полковник Лукин
Владимир Самойлов: полковник Владимир Николаевич Громов

Творческая группа

Авторы сценария: Юрий Бондарев, Юрий Озеров, Оскар Курганов
Режиссёр-постановщик: Юрий Озеров
Режиссёр: Юлий Кун
Оператор: Игорь Слабневич
Художник: Александр Мягков
Композитор: Юрий Леви́тин

О. Зиборова

Киноконцерн "Мосфильм" на YouTube

Фильм 1-й. Огненная дуга

Фильм 2-й. Прорыв

Фильм 3-й. Направление главного удара

Фильм 4-й. Битва за Берлин

Фильм 5-й. Последний штурм



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.