Романс о влюблённых
«Романс о влюблённых» — советский музыкальный художественный фильм Андрея Кончаловского 1974 года.
Сергей (Евгений Киндинов) и Таня (Елена Коренева) любят друг друга. Сергей уходит по призыву в армию, в морскую пехоту, и Таня ждет его возвращения. Подразделение Сергея бросают на помощь терпящим бедствие местным жителям. Во время операции его бронетранспортер уносит в море.
Родным приходит извещение о гибели. У девушки страшное горе. Любящий Таню друг детства, хоккеист, помогает ей справиться с несчастьем, и она выходит за него замуж. Но оказалось, что Сергей не погиб. Его, вместе со спасённым им раненым другом, нашли на пустынном острове, на котором они оба пережили тяжелую зиму. Вернувшись домой, Сергей узнаёт, что Таня вышла замуж за другого.
Не в силах смириться с потерей любимой, Сергей умирает. Но смерть эта — символическая, эмоциональная, а не физическая. Сергей продолжает жить обычной жизнью без потрясений и сильных переживаний, знакомится с другой девушкой, женится на ней, заводит ребёнка. В финале происходит духовное возрождение героя.
В фильме сочетаются реализм и поэтическая условность событий и характеров. Персонажи бо́льшую часть действия разговаривают белыми стихами и пением. В кульминационный момент (условная, аллегорическая смерть героя) — в кадре появляется съёмочная группа и киносъёмочное оборудование.
Завершающие эпизоды, когда потерявший свою любовь Сергей начинает жить обыкновенной, будничной жизнью, становятся чёрно-белыми, герои переходят на обычную речь, исчезает музыка, до того звучавшая почти непрерывно. Цвет, музыка и ощущение простора возвращаются в финальном кадре, олицетворяя возрождение любви.
Кончаловский о фильме
«В работе над «Романсом о влюбленных» меня вела мысль: «А что если стать на самые высокие театральные котурны и попробовать с них не свалиться». *** «В «Романсе о влюбленных» люди говорят во весь голос то, что в жизни стесняются выносить на люди.
По жизненной логике – это фальшь, в лучшем случае, нескромность. Не кричат так громко о своей любви. О ней молчат. Когда душа переполнена чувством, слова излишни. Но у искусства свои законы. В нем человек может выразиться. Выплеснуться до конца. Разорвать оковы «здравого смысла». Выпрыгнуть из самого себя».
Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.
«…Когда я еще сидел в монтажной, доделывая «Дядю Ваню», пришел Женя Григорьев, принес сценарий "Романса о влюбленных сердцах" (так он тогда назывался), попросил совета: кто бы из режиссеров мог его поставить. К тому времени сценарий валялся на студии уже два года. Начало чтения оставило ощущение бреда. В самом прямом смысле слова. Но чем дальше я углублялся в сценарий, тем более он меня захватывал. Он заражал, я невольно проникался настроем вещи.
А когда дошел до сцены смерти героя, не мог сдержать слез. Сценарий стал преследовать меня. «Дядя Ваня» уже был окончен, я уехал в Париж, но «Романс» все не выходил из головы. Какой-то непостижимый, сказочный мир мерещился за страницами григорьевской поэмы в прозе. Страстный, неповторимый, яркий. Я уже почувствовал, что не снимать этот фильм не могу. (…) Что же такого особенного было в сценарии?
Сюжет - элементарен: таких любовных историй в кино было тысячи. То, о чем писал Григорьев, давно всем наскучило, чуть ли не обесценилось, стало общим местом. Язык и вовсе не кинематографический - напыщенный, в лучшем случае - высокопарный. Снимать непонятно как.
На худсовете, где обсуждался будущий фильм, все восторгались сценарием - Таланкин, Бондарчук, искренне радовались, что нашелся, наконец, на него режиссер, но тут же пожимали плечами: как это переносить на экран, не знал никто. И я в том числе. И все же было в григорьевском сценарии то главное, что дано лишь настоящему художнику - мироощущение.
О простых вещах он говорил с первозданной чистотой, страстью; нельзя было не поразиться таланту автора, взявшегося открывать новое в самом обыкновенном. (…) Сама любовная история вполне обыкновенна. Но дело не в ней, а в том, как сценарий говорил о любви. А смысл таков, что любовь животворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе любовь. Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы».
Из книги А.С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.
«Сюжет картины прост. Есть парень и есть девушка. Его зовут Сергей, ее - Таня. Они любят друг друга. Очень любят. А потом парня призывают в армию, и он идет: таков его долг. Парень служит в армии, в морской пехоте. Девушка его ждет. Потом случается несчастье: во время моретрясения, когда часть, где служил Сергей, была брошена на помощь пострадавшим жителям, его бронетранспортер унесло в море. Приходит весть о гибели парня.
Девушка страдает. Это страшное горе. Но надо жить. Надо найти в себе силы победить отчаяние. У Тани есть друг детства, хороший человек, хоккеист. Он ее любит. Он помогает ей преодолеть горе. Она выходит за него замуж. Потом открывается, что Сергей не погиб. Он выстоял перед лицом смерти и не бросил в беде раненого друга. Они вместе зимовали на пустынном острове. Их нашли. Выходили. И вот он вернулся домой.
Но Таня - уже не его Таня. Она жена другого. Как быть? И можно ли жить без нее? И есть ли смысл в такой жизни? И сможет ли когда-нибудь каждый из них быть счастлив?..» - А. Михалков-Кончаловский.
Награды
1974 «МКФ в Карловых Варах»: Хрустальный глобус (Андрей Кончаловский)
В ролях
Евгений Киндинов: Сергей Никитин (вокал — Александр Градский)
Елена Коренева: Таня (вокал — Зоя Харабадзе)
Ирина Купченко: Люда (вокал — Валентина Толкунова)
Иннокентий Смоктуновский: Трубач (соло на трубе — Владимир Чижик)
Елизавета Солодова: мама Сергея
Ия Саввина: мама Тани
Владимир Конкин: младший брат Сергея
Александр Збруев: Игорь Волгин
Роман Громадский: прапорщик Соловьёв Иван Петрович
Николай Гринько: вице-адмирал
Иван Рыжов: Василий Васильевич
Александр Самойлов: средний брат Сергея
Екатерина Мазурова: бабушка Тани
Творческая группа
Режиссер: Андрей Кончаловский
Художник-постановщик: Леонид Перцев
Композитор: Александр Градский
Монтаж: Валентина Кулагина
Автор сценария: Евгений Григорьев
Музыка
Композитор: Александр Градский
Аранжировка: Дмитрий Атовмян (в титрах не указан)
Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР
Камерный хор Росконцерта
Ансамбль «Мелодия»
Дирижёр: Георгий Гаранян
Хормейстер: Галина Рождественская
Солисты: Александр Градский, Зоя Харабадзе (солистка квартета «Аккорд»), Валентина Толкунова (исполнительница финальной песни «Колыбельная»), Владимир Чижик (соло на трубе), трио «Скоморохи»
Текст песен: Николай Глазков, Наталья Кончаловская, Булат Окуджава
Киноконцерн "Мосфильм" на YouTube