Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964)
Источник: Яндекс картинки
09:36 / 12.06.2017

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Тема ограничения свободы, регламентации жизни человека, подчинения ее заранее определенному плану — одна из ключевых в картине. Потому и все сатирические стрелы летят в товарища Дынина, чиновника плоть от плоти товарища Бывалова из александровской «Волги-Волги». Так фильм иллюстрировал оттепельную идею реформирования социализма

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — советский комедийный художественный фильм, снятый режиссёром Элемом Климовым на киностудии «Мосфильм» в 1964 году. Премьера состоялась 9 октября 1964 года. Дебют Элема Климова в полнометражном кино.

Фильм отличается юмором, специфичным для пионерских лагерей, составлявшим значительную часть культурного воспитания советских детей, а также полон социальной сатиры на особенности хрущёвской эпохи и жизнь в СССР в целом.

Съёмки фильма проходили летом 1963 года в посёлке Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», а также в Ростове-на-Дону в пионерском лагере «Саркисова щель» завода «Красный Аксай». Пионерлагерь «Саркисова щель», в котором были сняты основные киносюжеты фильма, после съёмок стал называться «Золотой берег».

Съёмки кинофильма проводились и в пионерском лагере, принадлежавшем тресту «Воркутауголь», расположенном в микрорайоне Алексин-Бор города Алексин Тульской области. В 1970-е годы на его территории были построены новые корпуса, от прежнего же лагеря ничего не сохранилось.

Съёмки фильма продолжались четыре с половиной месяца.

Перед выходом на экраны его просматривал худсовет. Режиссёр вспоминал: «Весь фильм стояла гробовая тишина, даже на тех моментах, которые я считал очень смешными, раздавались жиденькие одиночные „хи-хи“. Естественно, он думал, что картина с треском провалилась. Лента закончилась, и в такой же гробовой тишине „товарищи“ покинули кинозал.

Лишь один человек подошёл и полушёпотом сказал: „Потрясающе смешно, старик!“. Но руки не подал и так же тихо вышел». Фильм немедленно «положили на полку»: в частности, худсовет охарактеризовал финал как издевательство над «кукурузной программой», в то время активно продвигавшейся Хрущёвым, а сцена торжественных похорон бабушки вызвала отдельное негодование, так как на похоронном портрете бабушка похожа на самого Хрущева.

Из воспоминаний Элема Климова: «…Буквально за несколько дней до 1 мая кто-то сумел уговорить Хрущёва посмотреть „Добро пожаловать…“ (а руководители смотрели фильмы только на своих дачах, с родственниками). И Хрущёв смеялся, он был довольно простодушный человек, а потом спросил: „А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат“. Всё: антихрущевский фильм разрешил сам Хрущёв!».

Фильм Климова вышел на экраны страны 9 октября 1964 года, а «Постановление Пленума ЦК КПСС о снятии Н.С. Хрущева» было принято 14 октября 1964 года.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — характерный фильм для советского кинематографа периода оттепели. Несмотря на общую либерализацию, характерную для начала 60-х годов, прямое высмеивание социально-политических изъянов в обществе остается невозможным, поэтому в кинематографе возникает тенденция к иносказанию и метафорической критике.

Элем Климов снимает историю из жизни пионерского лагеря, где мир детей оказывался сатирической метафорой мира взрослых, такой моделью СССР хрущевской эпохи со всеми вытекающими из этого социальными подтекстами.

Лагерь обустроен в стиле советской эпохи: с гипсовыми статуями пионеров, центральной площадью для торжественных линеек и бодрыми, жизнеутверждающими лозунгами. Территория маркирована табличками, регламентирующими жизнь детей, и огорожена забором. Образом свободы, или «заграницы», выступает остров, куда, разорвав ограничительную сетку на реке, уплывает главный герой Костя Иночкин.

«Тлетворным влиянием Запада» становится фокстрот, который танцуют и вожатые, и дети, и «вавилоны» на голове, которые устраивают себе девчонки, и даже мистический коклюш, который, возможно, есть на острове. Население лагеря также имеет четкую структуру.

Представители «госаппарата»: руководитель — товарищ Дынин (Е. Евстигнеев), масштаб «личности» и власти которого был заявлен прямо-таки «планетарным» кадром его первого появления в фильме (общий план и его маленькая фигурка на фоне косогора, словно он один стоит на планете Земля и взирает на всех сверху вниз), также есть служба безопасности — докторша, которая зациклена на возможной эпидемии коклюша, и некий таинственный стукач из детей.

Все остальные — работники лагеря (завхоз, повара), пионервожатые и пионеры — в той или иной степени противостоят товарищу Дынину, который всю эту группу называет снисходительно «детьми».

Главный герой, пионер Костя Иночкин, представляет собой человека, выбивающегося из системы, а главное — своей харизмой и примером влияющего на окружающих (он начал читать книги ночью под одеялом — и все начали читать, он фехтовал на палках — и все стали делать то же самое). Его инаковость подчеркнута авторами фильма фамилией Иночкин.

Неслучайная метафора и то, что он пловец, как полушепотом сказал Дынин: «Те, которые плавать не умеют — те и не тонут. А тонут совсем другие». Иночкин невольно становится идейным вдохновителем противодействия Дынину, в которое вливаются и пионеры, и их старшие товарищи.

Основной оппонент Иночкина — товарищ Дынин. Это бюрократ, конъюнктурщик, доводящий до абсурда любое предписание начальства, перед которым он хочет выслужиться. (Вожатая: «Инструкция старая!» Дынин: «Но никем не отмененная!») При этом его образ не одномерен, не лишен человечности.

Через слова Дынина «когда я был маленьким…» и последующий рассказ о его скромном, но счастливом пионерском детстве, или попытку рассказать докторше о том, как «…у матери нас восемь человек было…», зритель получает возможность представить Дынина не только бюрократом, но и ребенком, сыном, пионером, обычным человеком, который большинство человеческих черт утратил, стараясь уместить себя и окружающий мир в рамки предписанных правил.

Через этого персонажа режиссер раскрывает тему трансформации человека существующей социально-политической системой. Квинтэссенцией общественного самоотречения и утери личности является сцена парада «товарищей масок», когда проводится конкурс маскарадных костюмов среди детей, где костюмы взяты напрокат с новогодней елки, а не сделаны самими детьми, а победитель известен всем заранее.

Маски и двойственность становятся одной из ключевых характеристик советского общества, когда заявленное и действительное не только не совпадают, но и явно противоречат друг другу. Это следует и из самого названия фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», и из многочисленных транспарантов, развешанных по территории лагеря.

Так, лозунг «Дети — хозяева лагеря» подтверждается и самим товарищем Дыниным, правда, с оговоркой: «От вас что требуется, друзья мои?» — «Дис-ци-пли-на!» —хором скандируют пионеры. Провозглашая свободу и главенство детей в жизни лагеря, Дынин одновременно их отрицает.

Тема ограничения свободы, регламентации жизни человека, подчинения ее заранее определенному плану — одна из ключевых в картине.

Снимая фильм как политическую сатиру, Климов верит в возможность реформирования социально-политической системы. Появится хороший начальник и скажет всем, как в фильме: «Погода какая! Айда купаться!» Вот-вот и появится «социализм с человеческим лицом». Потому и все сатирические стрелы летят в товарища Дынина, чиновника плоть от плоти товарища Бывалова из александровской «Волги-Волги». Так фильм иллюстрировал оттепельную идею реформирования социализма.

Награды

Специальный приз на фестивале фильмов для молодёжи (Канны, 1966)
Премия жюри фестиваля и премия жюри родителей на Кинофестивале «Международная встреча фильмов для молодежи» 1967 года в Каннах.

В ролях

Витя Косых: Костя Иночкин
Евгений Евстигнеев: товарищ Дынин, начальник пионерского лагеря
Арина Алейникова: пионервожатая Валя
Илья Рутберг: физрук
Лидия Смирнова: докторша
Алексей Смирнов: завхоз пионерского лагеря
Татьяна Барышева: повариха
Екатерина Мазурова: бабушка Кости
Виктор Уральский: товарищ Митрофанов
Нина Шацкая: пионервожатая

Творческая группа

Авторы сценария: Семён Лунгин, Илья Нусинов
Режиссёр-постановщик: Элем Климов
Главный оператор: Анатолий Кузнецов

С. Смагина



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.