Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма«Начало» (1970)
Источник: Яндекс картинки
06:51 / 13.06.2017

Начало
"Работая на заводе, я был поражен способностью многих девушек и парней ощущать себя счастливыми. Мне показалось это очень существенным, бесконечно важным свидетельством их душевного здоровья, силы и нравственной чистоты. А их удивительная жизнестойкость и достойный восхищения оптимизм выражали лучшие качества, присущие нашему народу", - Панфилов
«Начало» — трагикомедийный фильм режиссёра Глеба Панфилова, премьера которого состоялась в 1970 году. На 32-м Венецианском кинофестивале режиссёр картины Глеб Панфилов получил «Серебряного льва св. Марка», а актриса Инна Чурикова — «Золотого льва св. Марка».

За роль Паши Строгановой Инна Чурикова была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский Экран».

Фильм «Начало» становится одним из вершинных произведений отечественного кинематографа, посвященного образам современников. Сценарий Евгения Габриловича назывался «Девушка с фабрики».

Вот, что говорил сам режиссер о причинах выбора темы своего фильма: «Картина «Начало» зрела во мне задолго до того, как мы приступили к работе над сценарием. Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм «В огне брода нет». А если быть объективным, то и значительно раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе и не помышлял о кино...

По роду деятельности мне приходилось иметь тесное общение с рабочими нашего завода. Завод был химическим, а всем известно, что на таких заводах работают преимущественно девушки. Поэтому мне и хотелось рассказать о рабочей девушке с не похожим на других характером, показать ее за обычными делами в привычной обстановке и постараться обнаружить в этом глубину и смысл простых вещей.

...Работая на заводе, я был поражен способностью многих девушек и парней ощущать себя счастливыми, несмотря ни на что. Мне показалось это очень существенным, бесконечно важным свидетельством их душевного здоровья, силы и нравственной чистоты. А их удивительная жизнестойкость и достойный восхищения оптимизм выражали лучшие качества, присущие нашему народу.

Именно с этого фланга, позволю себе так выразиться, мне впервые пришла в голову мысль об эпизодах с Жанной д’Арк. И лишь потом, как это часто бывает, она поразила нас своими драматургическими возможностями, не говоря уже о том, что давала отличный материал для выражения Пашиного призвания».

Обращение авторов в раскрытии образа главной героини (Паша Строганова) картины к известному историческому персонажу подчеркивало одну из тенденций, возникших именно к концу шестидесятых годов в отечественном кинематографе.

Если шестидесятые годы характеризовались существованием двух совершенно не связанных между собой линий развития: «документалистской» (ориентированной на изображение человека «здесь и сейчас») и «живописно-поэтической» (ориентированной на вневременные сущностные составляющие человеческой жизни), то к концу десятилетия и началу следующего обозначилась попытка слияния этих направлений. Каждое по-своему дошло до некоего тупика в своем развитии, оказалось в ситуации исчерпанности.

Дальнейший путь развития во многом виделся в объединении, казалось бы, несовместимых форм. На смену доверию к окружающему миру, выраженному в репортажности, хроникальности фильмов начала оттепели, пришла аналитичность и рефлексивность.

На первый план выходит лирико-субъективная форма экранного повествования, в основании которой лежит способ отображения действительности, преломляющий события сквозь призму авторского «я». Кинематограф этого периода начинает сочетать с бытовой узнаваемостью и хроникальностью притчевость и иносказательность.

Так, в картине появляется пласт бытовой, повествующий о нашей героине «здесь и сейчас», и пласт исторический, символический, превращающий нашу героиню в проекцию Жанны д’Арк (формально благодаря ее роли в кино). Этот символический пласт превращает простую скромную девушку с фабрики в Орлеанскую деву нашего времени. Конечно, судьба героини несравнима с судьбой исторического персонажа, однако эта та связь, которая раскрыла личность, возможности Паши Строгановой.

Так, после выхода картины известный критик Майя Туровская написала в журнале «Искусство кино»: «Фильм Панфилова о мощи человеческой веры – в дело, в призвание, в талант, в счастье, наконец, – об этой стихийной и побеждающей силе, которая […] провинциальную дурнушку Пашу Строганову могла превратить в страстно влюбленную и по-своему обаятельную женщину и в Жанну д’Арк».

Отсюда и оптимистичный финал картины: овации на премьере и улыбающаяся героиня в латах Жанны д’Арк на афише. Несколькими годами ранее Ж.-Л. Годар, рисуя портрет современницы в картине «Жить своей жизнью», породнил свою героиню и с «новыми француженками» Золя, и с Жанной д’Арк.

А вот это наша современная советская д’Арк, возвышающаяся, как символ, над всегда куда-то спешащими современниками. Пожалуй, в кино и не найдется более яркого, емкого и точного образа советской женщины той эпохи.

Финал картины не обещает счастливого разрешения. Предложений на новые съемки нет, слишком уж «специфическая внешность», как объясняют Паше в актерском отделе киностудии…

Но с Пашей все будет хорошо. Такое обещание она дает Аркаше в последнем с ним разговоре: «Знаешь, какая я сильная!». И фильм завершается титром «Начало».

И тут приходится в очередной раз поблагодарить режиссера Глеба Анатольевича Панфилова, который выбрал своей музой Инну Михайловну Чурикову. Даже подумать немыслимо, что отечественный кинематограф мог лишиться Тани Тетькиной (В огне брода нет»), Паши Строгановой («Начало»), Елизаветы Уваровой («Прошу слова»), Вассы Железновой («Васса), Саши Николаевой («Тема») и многих глубоких женских историй, когда Инну Михайловну приглашали сниматься другие режиссеры.

Награды

1970 — Премия Ленинградского комсомола.
1970 — Инна Чурикова признана лучшей актрисой года, согласно опросу журнала «Советский Экран».
1970 — Инна Чурикова признана зрителями Болгарии лучшей зарубежной актрисой года за участие в фильмах «Начало» и «В огне брода нет».
1971 — XXXII Кинофестиваль в Венеции приз «Серебряный лев св. Марка» режиссёру картины Глебу Панфилову и «Золотой лев св. Марка» Инне Чуриковой.
1971 — 4 диплома — фильму, режиссёру (Г. Панфилову), актёрам (Г. Беглову, Ю. Клепикову) — на МКФ в Нью-Йорке, США.
1971 — Инна Чурикова признана лучшей зарубежной актрисой в фильмах, прошедших на экранах Болгарии.
1972 — Приз «Южный крест» Инне Чуриковой на XIV МКФ в Аделаиде, Австралия.

В ролях

Инна Чурикова: Паша Строганова
Леонид Куравлёв: Аркадий, возлюбленный Паши
Валентина Теличкина: Валя, подруга Паши
Татьяна Степанова: Катя, подруга Паши
Михаил Кононов: Павлик, сосед Паши
Нина Скоморохова: Зина, жена Аркадия
Татьяна Бедова: Тома, невеста Павлика
Юрий Клепиков: Фёдор Васильевич Игнатьев, режиссёр
Геннадий Беглов: Виталий Алексеевич Одиноков, второй режиссёр

Творческая группа

Режиссёр: Глеб Панфилов
Автор сценария: Глеб Панфилов, Евгений Габрилович
Второй режиссёр: Геннадий Беглов
Оператор: Дмитрий Долинин

С. Смагина


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.