Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Государственный историко-архитектурный музей "Кижи"
Источник: Яндекс картинки
10:18 / 16.09.2015

"Русское деревянное": уютное и тёплое
Помимо прекрасных Кижей есть уникальные памятники в отдалённых от центральных областей деревнях, не защищённые громким брендом, а потому свободные от туристического паломничества, но нуждающиеся в обязательной заботе государства. Соотечественники, надо спасать памятники русской культуры!

В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева гостит Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Если это трудно себе представить, то выставочный проект «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»,

развёрнутый на трёх музейных площадках - в анфиладе главного здания, во флигеле «Руина» и в корпусе Аптекарского приказа, - наглядно демонстрируют возможности размещения в небольшом пространстве комплекса монументальных сооружений…

Дерево… С него началось строительство цивилизации, когда человек вышел из пещер, и как бы ни увлекался он потом стеклом и железобетоном, а в дереве и сейчас жить всё же уютнее и теплее.

Но эта выставка посвящена не столько преимуществам одного материала над другими, сколько необходимости срочно спасать архитектурные памятники деревянного зодчества, ведь некоторые из них в нашей стране насчитывают уже пять веков со дня основания…

В этой связи чудовищно звучит информация о том, что спасать-то, срубы-то перебирать особо некому! Сегодня реставратор деревянной архитектуры - это практически исчезнувшая профессия.

Есть в Кижах учебный центр, занимающийся подготовкой таких специалистов, но этого явно недостаточно.

Помимо прекрасных Кижей есть уникальные памятники в отдалённых от центральных областей деревнях, не защищённые громким брендом, а потому свободные от туристического паломничества, но нуждающиеся в обязательной заботе государства.

Получается, что выставка в МУАРе фактически проблемная, это обращение к власти и обществу за реальной поддержкой, за существенным, ощутимым откликом: соотечественники, надо спасать памятники русской культуры!

Примечательно, что первая масштабная выставка, посвящённая деревянному зодчеству, состоялась в Музее архитектуры в далёком доперестроечном 1980 году.

И с тех пор много воды утекло: за всеми социально-политическими катаклизмами мы как-то и не заметили, что в огромном количестве оказались безвозвратно утраченными сокровища русской деревянной архитектуры...

По хронологии выстроена часть экспозиции в анфиладе - мы видим, как менялось с XV до начала XX века это направление в архитектуре.

И если рассказ ведётся именно с северных построек религиозного назначения - церквей и монастырей, - то заканчивается рубежом XIX-XX вв., когда в плавильном цеху модерна восстанавливалась национальная самобытность и в моду вошёл неорусский стиль.

На международных и российских выставках-ярмарках гостей поражала красота русских павильонов, выполненных исключительно из дерева и украшенных изощрённой резьбой орнаментального характера.

Здесь среди многочисленных образцов мы видим работы великолепного Фёдора Шехтеля, культовые сооружения Алексея Щусева.

Кстати, и его будущий мавзолей для Ильича показан на разных этапах существования, начиная с деревянной постройки в январе 1924-го.

Конструктивизм 1920-1930-х проявился не только в кинетических деревянных игрушках, но и в игре плоскостей и объёмов авангардных клубов.

Чертежи, архитектурная графика, фотографии, макеты храмов XVII-XVIII вв., детали резного декора,

предметы прикладного искусства и архивные материалы выступают свидетельствами не просто деревянного зодчества, а глубокого культурно-исторического пласта.

Интересно, что внимание к нему впервые появилось в среде славянофилов в середине XIX века в связи с развитием новой науки - истории русского искусства и,

в частности, истории русской архитектуры допетровского времени, ведь с тех пор моду диктовали европейцы, да и Северную Пальмиру итальянцы строили…

Раздел выставки во флигеле «Руина» рассказывает о возрождении деревянных храмов и часовен Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и Карелии.

Несколько жемчужин деревянного зодчества, находившихся на грани гибели, удалось восстановить и сохранить благодаря усилиям волонтёров.

Проведённые с этой благородной целью экспедиции запечатлены в фотографиях и видеофильмах, есть также макеты деревянных храмов, прошедших реставрацию или консервацию.

Исследователи древнерусского зодчества - как в прежние времена, так и сейчас - оставляют нам богатейшую информацию о памятниках, не дошедших до нас, о существующих музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре.

В Аптекарском приказе - проект «3х3»: современные архитекторы Светлана Головина, Николай Белоусов и Тотан Кузембаев показывают возможности применения новейших технологий в обработке дерева и практике строительства частных домов,

общественных сооружений, новых храмов, мостов, парковых павильонов, концертных и выставочных залов, гостиничных комплексов, объектов современного искусства…

Конечно, время идёт вперёд, но торопясь за ним с его новейшими разработками во всех областях, ни в коем случае нельзя отказываться от достижений наших предков, их прогрессивного созидания.

Ведь строили и украшали они не только храмы, но и свои дома - их собственная жизнь должна была быть красивой, радовать глаз, давать повод для здоровой гордости.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.