Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Барельеф (фрагмент) на Главном доме городской усадьбы князей Мещерских в Леонтьевском переулке (Москва)
Источник: Яндекс картинки
09:41 / 29.08.2018

Великолепием своим затмивший время
Современные свои очертания дворец приобрёл после войны 1812 года, когда участком стала владеть семья Волковых: Николай Аполлонович, гвардии полковник, и Екатерина Андреевна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Здание не слишком пострадало от великого московского пожара, и в основе своей было сохранено

В одном из советских фильмов начала 70-х годов есть такой эпизод: маленькая девочка вместе со своей старшей знакомой впервые попадает из спального района в самый центр столицы и задаёт вопрос: «А почему здесь Москва какая-то другая?»

Безусловно, время не стоит на месте и застройка исторического ядра города действительно понемногу меняется. Впрочем, если побродить по московским улицам и переулочкам, то ещё можно найти остатки былой роскоши дореволюционной России. Например, вот тут, в Леонтьевском.

На рубеже XVII–XVIII веков местность между Тверской и Большой Никитской улицами из поселения торговцев и ремесленников становится вполне аристократическим районом. Называвшийся прежде Шереметевским (по фамилии обитавшего здесь боярина и оружничего П.В. Шереметева) переулок переименовали в Леонтьевский, теперь уже в честь нового главного домовладельца генерал-аншефа М.И. Леонтьева.

А в 1938–1994 годах – это улица Станиславского: театральный режиссёр, создатель популярной во всём мире актёрской системы долгое время жил в данном переулке.

Мы же тем временем подходим к особняку под современным № 4. Даже не к особняку – к роскошному дворцу, стоящему торцом к переулку. Это главный корпус бывшей усадьбы князей Мещерских, построенный в середине XVIII столетия.

Современные свои очертания дворец приобрёл после войны 1812 года, когда участком стала владеть семья Волковых: Николай Аполлонович, гвардии полковник, и Екатерина Андреевна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Здание не слишком пострадало от великого московского пожара, и в основе своей было сохранено, однако талантом зодчего Афанасия Григорьева облеклось в ампирные «одежды».

В частности, появились портик с колоннадой и лоджия, украшенная барельефами на античные сюжеты. А на части, выходящей в Леонтьевский переулок, отображена тема «Трёх граций», одной из ранних картин Рафаэля. Витые лестницы и лепные потолки стали знаковыми элементами интерьера.

В таком виде дом достался (1858) следующей владелице – графине Аграфене Фёдоровне Закревской, супруге генерал-губернатора Москвы графа Арсения Андреевича Закревского, печально известного самодурством, превышением власти и подозрением ко всем инакомыслящим.

Сама Закревская слыла некогда первой петербургской красавицей, наречённой А.С. Пушкиным «медной Венерой», «остроумной, болезненной и страстной особой, которая доводит меня до бешенства, хотя я и люблю её всем сердцем». Москвичам же графиня запомнилась исключительною добротой.

Закревский по должности имел казённую квартиру в Губернаторском доме на Тверской, владение же в Леонтьевском сдавалось внаём. Лишь после отставки он поселился тут окончательно.

По кончине графа и отъезде вслед за тем графини за границу здание какой-то период пустовало, пока в 1880 году его не купил «меховой король» Павел Сорокоумовский. Прославился он тем, что выиграл подряд на изготовление мантий к церемонии коронации Николая II, а затем – участием в реставрации одной из главных реликвий империи, шапки Мономаха. Сорокоумовские успешно торговали «русскими соболями» по всей Европе и в Америке.

А дом в Леонтьевском обрёл ещё большую пышность – руку к этому приложил знаменитый архитектор А.С. Каминский, один из предтеч московского модерна. Со стороны двора пристраивается помещение для домовой церкви, позже превращённое в парадную столовую.

Такими же пышными становятся и интерьеры – с замысловатыми венецианскими люстрами и зеркалами. Кроме того, Сорокоумовские, подобно большинству именитых купцов той эпохи, увлекались живописью: стены украшали полотна В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана.

Нельзя не упомянуть, что, когда в марте 1909-го торговая компания «Павел Сорокоумовский с сыновьями» отмечала своё столетие, особняк стал средоточием светской жизни города. Великолепие приёмов и количество гостей затмили собою всё, что раньше видели сии стены.

В советские времена дом-дворец также переходил из рук в руки. Чего здесь только не было: и Московский коммунальный музей, и Центральный Дом работников просвещения, и редакция «Учительской газеты». Только в 1950-м строение отдали в ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД СССР, и год спустя сюда въехало посольство Греции.

Впрочем, как и любой другой старинной постройке, бывшему особняку Волковых–Сорокоумовских со временем понадобилась реставрация. Она и была осуществлена несколько лет назад ГлавУпДК в рамках программы восстановления находящихся в его ведении объектов культурного наследия.

Прежде всего необходимо было тщательно укрепить фундамент и стены, в том числе провести антигрибковую и противосолевую обработку кирпичной кладки, а также гидроизоляцию подвала.

Довольно большой объём работ был выполнен по металлическим и деревянным конструкциям перекрытий, чердаку и кровле.

Перед тем как приступить к фасадам, реставраторы внимательно изучили образцы отделочных материалов и установили, что к тому моменту на фасадах имелось четыре разновременных штукатурных раствора с покрасками.

Все стены тщательно промыли, зачеканили; трещины инъектировали полимерным раствором; вычинили разрушенную кирпичную кладку в зоне венчающего карниза и возле входа на восточной стороне здания. Произвели полную замену металлического покрытия выступающих фасадных элементов.

В общем и целом при наружной реставрации ориентировались на сохранение композиции и архитектурно-художественного оформления всех фасадов на первую четверть XIX века (период владения усадьбой Е.А. Волковой).

Именно в таком ключе были отреставрированы элементы лепного декора (среди них многофигурное панно и медальон с факелом на дворовом фасаде), тянутые карнизы и руст, членения оконных переплётов, белокаменный и штукатурный цоколи.   

Что касается интерьеров, то здесь точкой отсчёта взяли период последней четверти XIX века. Принятые проектом решения основывались на сохранении и воссоздании облика парадных залов, убранством которых занимался архитектор А.С. Каминский.

«В числе осуществлённых тут реставрационных работ следует отметить: реставрацию парадной лестницы с окружающим её пространством (стены и купол светового фонаря). Затем – восстановление полов (мраморных на первом этаже и паркетных на втором), потолков – например, в зале № 5, где воссоздана плафонная роспись в технике «гризайль»», – рассказал главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов.

Реставрации также подверглись рамы встроенных зеркал и лепных межоконных панелей в Розовой гостиной, керамическая облицовка каминов в помещениях второго этажа, оригинальные двери. Стены местами покрашены или оклеены новыми обоями.

Таким образом, стараниями ГлавУпДК, у бывшего владения Волковых–Сорокоумовских существенно повысились статус и эксплуатационные качества, что, в частности, было высоко оценено столичным мэром Сергеем Собяниным, назвавшим восстановленный особняк «изюминкой» Москвы.

Его по-прежнему арендует греческое посольство



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.