Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Музей-панорама "Бородинская битва" (фрагмент), Москва
Источник: Яндекс картинки
07:12 / 19.10.2022

Недаром помнит вся Россия…
Музей-панорама «Бородинская битва» располагается на западе Москвы, недалеко от Поклонной горы, на месте бывшей подмосковной деревни Фили. Рядом с панорамой «Бородино» находится музей «Кутузовская изба» с экспозицией «Изба Военного Совета», а вокруг сложился целый историко-мемориальный комплекс памятников, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

Открытая реставрация в режиме реального времени

Своё 60-летие музей-панорама «Бородинская битва» встречает на старте не имеющего аналогов проекта - реставрации своего главного экспоната.

Произведений XIX века, сопоставимых по масштабу с полотном Франца Рубо, в мире сохранилось не более двух десятков, хотя в своё время круговые панорамы были весьма популярны.

Это был заказ правительства к столетию Отечественной войны 1812 года. Художник работал над ним в Мюнхене – тогдашней столице панорамной живописи, где имелись мастерские-ротонды с соответствующим оборудованием.

Полотно площадью 1725 кв. м (115 на 15 метров) было создано за одиннадцать месяцев. Выставили его в павильоне, построенном на Чистых прудах.

На церемонии открытия присутствовали Николай II и члены императорской фамилии. Панорама уцелела во время революционных боёв, но в декабре 1917 года была закрыта.

И начались скитания накатанного на вал полотна по помещениям, для хранения произведений искусства абсолютно не приспособленным, - Донской монастырь, манеж Нескучного сада, недостроенный Александро-Невский собор на Миусской площади, сад «Аквариум», сарай в саду «Эрмитаж».

От сырости и перепада температур красочный слой осыпался. Одно время даже высказывалась идея живопись смыть, а качественную холстину использовать для нужд трудящихся. По счастью, реализовать её власти всё-таки не решились.

Наоборот, в конце 30-х годов начали всерьёз задумываться о реставрации. Вернулись к проблеме после войны - в 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы. Состояние оказалось плачевным - прорывы, заломы, почти 140 кв. м живописи практически утрачено.

«Небо» обветшало настолько, что пришлось писать его заново на другом полотне и состыковывать с оригиналом. Появились и два новых персонажа. Кутузов в его ставке в деревне Горки на картине еле заметен, а смертельно раненный Багратион помещён в коляску, увозящую его с поля боя. «Кураторы» от ЦК, видимо, решили таким образом исправить «недосмотр» Рубо.

Реставрация с перерывами длилась почти два десятилетия. В 150-ю годовщину сражения, отмечавшуюся в 1962 году, панораму разместили в новом здании на Кутузовском проспекте.

Но ровно через пять лет произошла трагедия - 27 июня 1967 года в панорамном зале вспыхнул пожар. Расследование курировал КГБ, ведь музей стоит на правительственной трассе. С результатами следствия ни сотрудников музея, ни тем более широкую общественность не ознакомили.

Поговаривали, что возгорание было вызвано предметом, пропитанным легковоспламеняющимся составом и подброшенным на предметный план злоумышленником из последней в тот день экскурсионной группы. Но, скорее всего, виною был банальный непогашенный окурок - на полотне работали реставраторы, а курение на рабочем месте было в ту пору в порядке вещей.

Большая часть полотна погибла. Уцелело только несколько фрагментов – четыре относительно небольших и один площадью 185 кв. м. Восстановить нужно было практически полтора квадратных километра живописи.

А времени - меньше четырёх месяцев, до 50-й годовщины Октября. Можно сказать, что реставраторы Студии военных художников им. Грекова совершили подвиг.

Чтобы уложиться в жёсткие сроки, они работали по слайдам с оригинала, проецируя их на новый холст. Часть слайдов сделали с титров «Войны и мира» Сергея Бондарчука, где фрагменты панорамы служат фоном.

А часть предоставил Рудольф Шраде, приезжавший туристом в СССР незадолго до пожара. И вот теперь полотно ожидает третья по счёту реставрация.

Причин несколько. Долгое время в музее не было современной системы климат-контроля. Клей, которым уцелевший фрагмент оригинала в 1967 году дублировали на общее полотно, пересох и спровоцировал серьёзные деформации.

Вдобавок при навеске полотна после предыдущей реставрации были допущены ошибки в центровке и размещении грузов по нижнему краю. Однако начинать реставрацию без технического переоснащения музея современным оборудованием было невозможно.

Длительный капитальный ремонт в здании как раз и позволил решить эту задачу. Значит ли это, что его двери снова закроются для посетителей?

- Ни в коем случае, - уверил нас директор музея Владимир Преснов. - Наш проект не случайно называется «Открытая реставрация» - посетители смогут наблюдать за тем, как она проходит, так сказать, в режиме реального времени.

Даже с обратной стороны полотна трансляцию обеспечим. А ещё будем проводить лекции, встречи с реставраторами, мастер-классы. На сегодняшний день мы уже отработали методику реставрации на одном из четырёх уцелевших фрагментов живописи Рубо, которые не были использованы при предыдущей реставрации.

Между собой мы его называем «Всадники». Мы специально сохранили всю «биографию» - следы пожара, обеих дублировок при предыдущих реставрациях, работу художников. С одной стороны - это «послание» нашим коллегам из будущего, которым в своё время придётся проводить какие-то работы.

Они смогут оценить, как ведёт себя полотно с течением времени. А с другой - это своего рода разговор с посетителями: отреставрированный фрагмент включён в основную экспозицию, и они могут убедиться, какая это сложная и скрупулёзная работа.

Важным делом была и замена освещения в панорамном зале. Прежнее было слишком ярким, а реставрацию нужно проводить в том свете, в котором потом будет существовать полотно. Реставрация - дело неспешное.

Изначально планировалось завершить работы к концу 2023 года. Теперь сроки придётся сдвинуть.

Но музей живёт не только реставрацией. Мы организовали выставку, посвящённую двум юбилеям сражения, - 100-летнему и 150-летнему. На ней мы впервые показываем уникальный экспонат, приобретённый нами при поддержке Департамента культуры города Москвы два года назад.

Это один из первых эскизов Рубо, которые он сделал, приступая к работе над полотном. Трёхметровый лист бумаги с его карандашными работами тоже прошёл через реставрацию, а сейчас представлен на всеобщее обозрение.

Теперь и специалисты, и посетители могут сравнить первоначальный замысел художника с результатом. Ещё одна интересная выставка посвящена усадьбам, пережившим пожар 1812 года.

Как известно, в Останкинском дворце уже несколько лет идут реставрационные работы, и мы пригласили к себе «в гости» его экспонаты. Эффект получился довольно неожиданным.

Во-первых, предметы из дворца XVIII века разместились в пространстве советского конструктивизма, а во-вторых, они буквально предстали в непривычном свете - электрическом, которого в Останкине нет и никогда не было.

Так что реставрация реставрацией, но нам и без неё есть чем удивить наших посетителей.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.