Музей архитектуры открывает тайны на выставке "Собирая свод"
Едва ли не первое, что вспоминаешь на выставке "Собирая свод" в Аптекарском приказе Музея архитектуры, - известные слова Экклезиаста. Выставка как раз о том, как "собирать камни", даже когда камней на руинах остается немного.
Кто-то, услышав название выставки, подумает о своде как о строительной конструкции. Но речь о другом своде - "Своде памятников архитектуры и монументального искусства".
Так называется научный проект Института искусствознания, начало которому положено в конце 1960-х годов и который с тех пор продолжается 55 лет.
Государственным институтом искусствознания выпущено 15 томов, солидные научные издания - итог кропотливой работы десятков исследователей, историков архитектуры, фотографов, архивистов. И это, разумеется, не финал.
И выставка, созданная музеем совместно с ГИИ, - не только о памятниках архитектуры (утраченных, рассыпающихся или спасенных), но и об этих героях невидимого архитектурного и реставрационного фронта.
О людях, которые эти памятники спасают. Или пытаются спасти. Обмеряют, фотографируют, ищут информацию в архивах, создают чертежи, рассказывают о них в статьях… И посвящают этому практически всю свою сознательную жизнь.
Что может добавить выставка к изданным многотомным трудам? Многое. Например, открыть для многих спрятанную красоту.
Фотоархив Свода памятников включает сотни тысяч снимков архитектурных шедевров: от черно-белых фотографий до цветных, сделанных в последние годы с использованием аэрофотосъемки, цифровых технологий.
На них - древнерусские храмы Смоленска, Киржача, Ярославля, усадебные ансамбли в Зубриловке и Надеждине, монастыри Спаса на Угре или Соловков, иконостасы и храмовые росписи, деревянное зодчество Севера и авангард Иванова и Коврова.
На некоторых снимках запечатлены утраченные или полуразрушенные объекты. Многое было уничтожено за годы советской власти, во время Великой Отечественной войны, но немало гибнет и сейчас.
Главный акцент выставки - работа исследователей в семи областях России. У памятников, как у людей, разные судьбы.
Особая тема - иконостас, неотъемлемая часть интерьера православного храма, уникальное явление отечественной культуры.
Поражают великолепием иконостасы храмов Костромской области, черно-белые снимки которых можно видеть на выставке. А это сельские храмы!
А рядом на выставке - цветные фотографии иконостасов известных соборов, таких, как храм Ильи Пророка в Ярославле или Рождества Богородицы в Суздале.
К сожалению, иконостасы в церквях пострадали за прошедшее столетие больше всего, многие утрачены или сильно повреждены. Часто неизвестны ни мастера, их создававшие, ни время их работы. Потому уцелевшие образцы необычайно ценны.
Но кроме завораживающей красоты памятников, запечатленных на фотографиях, на этой выставке можно увидеть, например, паспорта объектов, которые были сделаны по примеру французских и английский аналогов еще в 1960-х годах.
Паспорт имеет значение не только для людей. Для архитектурных памятников тоже.
А все начинается с обследования территории, выявления сохранившихся сооружений, имеющих историко-культурную ценность, сбора исторических данных об этих объектах. Таков базовый принцип проекта.
Выставка, подготовленная кураторами Татьяной Дудиной, Алексеем Грицем, Алексеем Яковлевым, дает идеи новых путешествий по стране.
Но главное - она расширяет наше представление о сокровищах архитектуры России. И надо понимать: они совсем не сводятся к двум-трем шедеврам, обязательным к просмотру во время стремительного автобусного тура по "Золотому кольцу".
Наталья Сиповская, директор Государственного института искусствознания:
- Исследовательские проекты редко становятся темой выставок. Особенно такие, как наш Свод памятников, которые подразумевают не одномоментный результат, а скрупулезный систематический труд нескольких поколений.
С этой точки зрения, эта выставка уникальна.
Уникальна она и по содержанию. Ее экспозиция на 60 процентов состоит из не публиковавшихся ранее материалов, включая редчайший лист с чертежами башен Смоленской крепости. Его Музей архитектуры выставляет впервые.
Выставка приоткрывает кухню проекта, не забывая ни научные методики, ни экспедиционные будни, исполненные приключений. Фактически она показывает, как делается "Свод".
Татьяна Земцова