Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Корниловский бастион Малахового кургана. Музей обороны Севастополя (Севастополь)
Источник: Яндекс картинки
11:55 / 26.12.2018

Вспомнить о провинции…
После воссоединения Крыма с Россией многое удалось изменить к лучшему. Из того, что особенно заметно – убрали бесконечные ларьки, навели элементарный порядок, многое отреставрировали. В октябре открыли после комплексной реставрации Малахов курган – один из объектов Музея обороны Севастополя. Аккуратно, с любовью к истории и городу, всё отремонтировано

О будущем музеев, ценах на билеты, специфике Калининграда и Крыма, сохранении памятников советским воинам

Летом этого года Департамент музеев Министерства культуры возглавил Владислав Кононов, до этого работавший в Российском военно-историческом обществе, кандидат исторических наук, выпускник Смоленского педагогического института. Вступая в должность, Владислав Александрович сказал, что у музеев – масса проблем.   

- Сейчас, погрузившись в рабочий процесс, какие проблемы музейного дела представляются вам наиболее серьёзными?

Я сразу обратил внимание, что наш департамент администрирует работу исключительно федеральных музеев – их у нас 64. Но ведь наше ведомство не «министерство Садового кольца».

Мы, министерство Российской Федерации, следовательно, должны знать и о проблемах региональных, муниципальных, ведомственных, частных музеев страны. Вникать и оказывать по возможности помощь.

Мы должны обращать внимание на жизнь провинции (в самом положительном смысле этого слова), не забывая, разумеется, о федеральных музеях, где тоже есть свои проблемы. Это, например, так называемая антропогенная нагрузка, о которой часто говорят руководители наиболее востребованных музейных комплексов.

Действительно, у музея есть «пределы посещаемости», но, с другой стороны, они не должны превращаться в склады хранения бесценных сокровищ. Посетитель музею не враг, а друг. Наша миссия – «сеять разумное, доброе вечное», охватывая как можно большую аудиторию. Наша задача – повернуться лицом к провинции, вовлечь регионы в общее музейное дело.

В этом смысле важнейшим опытом стал для нас глобальный межмузейный проект Министерства культуры и Патриаршего совета по культуре – выставка «Сокровища музеев России» в Манеже, которая не так давно завершилась. Результат – 250 тысяч посетителей.

Это направление для нас приоритетное. В рамках национального проекта «Культура» в следующем году выделяются значительные средства на выставки крупнейших федеральных музеев в регионах и региональных музеев в столицах.

Для нас важно, чтобы движение вперёд происходило системно. Союз музеев России, который возглавляет Михаил Пиотровский, завершил разработку документа, который может стать программным для отрасли. Споров и дискуссий много.

Кто-то говорит: главное – социальная функция, в том числе обеспечение людей рабочими местами. Кто-то утверждает: главное, чтобы музеи занимались собственным продвижением, боролись за посетителя. Стратегия развития должна дать ответ на многие концептуальные вопросы, наметить пути решения проблем.

Среди ключевых задач отрасли – рациональное, эффективное использование бюджетных и привлечение внебюджетных ресурсов. Часто приходится слышать, что музеи не обязаны зарабатывать, но такое положение дел было возможным в советские времена. Сегодня совершенно иные правовые, экономические реалии, с которыми мы не можем не считаться.

- Для «простого человека» музеи часто становятся недоступными из-за цен на билеты. В главные столичные музеи они могут достигать 500–750 рублей…


На самом деле – цены разные. Недавно я был в одном уездном городе, там билет в музей стоил 30 рублей. В столицах действительно цена значительно выше. Но по инициативе министра культуры Владимира Мединского федеральные и многие региональные музеи бесплатны для учащихся до 16 лет.

Есть льготы для пенсионеров, у большинства музеев в прайс-листе – «семейные билеты» со значительной скидкой… Да и вообще, посмотрите, сколько стоит билет в кинотеатр на какой-нибудь блокбастер – те же 500 рублей, причём ребёнок скидки не получит, там «машина по отъёму денег» работает без сбоев.

Конечно, хотелось бы максимально снизить цену, но, с другой стороны, давайте посмотрим статистику – она свидетельствует, что музеи вполне доступны для большинства россиян.

По официальной статистике, у нас за 2017 год – 117 млн. посещений, прогноз на текущий год – 130 млн. Отмечу, что мы говорим не о посетителях, а о посещениях. При подсчёте есть свои нюансы, человек, например, может прийти в Русский музей и его посчитают не один раз, потому что он побывал сразу в нескольких дворцах…

- В любом случае – статистика впечатляющая.

Да, в последние годы наблюдался серьёзный рост интереса. Есть выставки, на которые не попасть. Летом, например, много претензий из Санкт-Петербурга – по четыре часа стоять в очереди приходится…

С наступлением холодов идут жалобы на Третьяковскую галерею, которые я называю жалобами на зиму. Люди, пришедшие на Архипа Куинджи, сетуют, что холодно по 2–3 часа стоять… Нам остаётся только шутить, что мы работаем над этой проблемой и обязательно к майским праздникам её решим…

- Может ли Минкульт влиять на музейные институты в провинции? Вопрос связан, например, с особенностями эксклава Калининградской области и Крыма, имеющего свою специфику…

Да, проблемы есть, скрывать не буду. И в Калининградской области, и в Крыму. Эти проблемы мы видим и пытаемся их решать.

Могу пример привести по Калининграду… Ни для кого не секрет, что эта территория когда-то была Восточной Пруссией, а в 1945 году стала частью Советского Союза. Сегодня это – русская, российская земля. И сегодня здесь существует проблема «германизации». «Германизация» – это когда, например, дети, подростки, а то и взрослые, называют свой город не Калининградом, а Кёником – такая производная от Кёнигсберга…

После того как я стал директором департамента, меня пригласили коллеги из Калининградского региона на открытие выставки одного немецкого художника-мариниста... И, знаете, я отказался, объяснив, что приеду, когда они организуют, например, выставку Айвазовского. Никто не говорит о запрете выставок немецких художников, но мы не должны забывать, что это – наша земля. И отдавать приоритет соответственно, в том числе в музейном деле.

В Калининграде находится большой федеральный музей Мирового океана (сейчас строится его вторая очередь). Там много муниципальных, частных музеев, и вообще регион – центр притяжения для туристов со всей России. Нам не безразличны происходящие там процессы, и внимание с нашей стороны к Калининградской области особое.

В Крыму другие проблемы.

Там успешно работают два федеральных музея – обороны Севастополя и Херсонес Таврический. После воссоединения Крыма с Россией многое удалось изменить к лучшему. Из того, что особенно заметно – убрали бесконечные ларьки, навели элементарный порядок, многое отреставрировали.

Вот только в октябре вице-премьер Ольга Голодец вместе с Владимиром Мединским открыли после комплексной реставрации Малахов курган – один из объектов Музея обороны Севастополя. Надо видеть, что было до и что стало. Аккуратно, с любовью к истории и городу, чисто, всё приведено в порядок, отремонтировано.

К сожалению, музеи местного подчинения ещё страдают старыми болезнями. Я был этим летом в Судакской крепости. Совершенно уникальный памятник, но там до сих пор бросаются в глаза пережитки недавнего прошлого. На подступах к музею какие-то непонятные люди взимают плату за парковку, вокруг ларьки с шаурмой, ряды с сомнительными сувенирами...

Хотя я уверен: это вопрос времени… Здесь десятилетиями жили одним днём – есть турист, значит, его нужно максимально обобрать, можно не думать о качестве сервиса, не платить налоги.

Путь один – выводить теневиков на свет. Вот, к примеру, федеральные музеи в Севастополе показали взрывной рост внебюджетных доходов. Объяснение простое: деньги стали проходить через кассу.

Отдельная тема – Феодосийская картинная галерея Айвазовского. Прекрасный музей, но есть материально-технические проблемы, которые предстоит решить. Для этого создан попечительский совет во главе с министром культуры Владимиром Мединским и руководителем Крыма Сергеем Аксёновым. До конца года пройдёт первое его заседание, будет определён вектор развития.

Важный проект для Крыма и Калининградской области (а ещё для Севастополя, Владивостока и Кемерова) – строительство крупных культурно-инновационных, театрально-образовательных центров. В них предусмотрено создание филиалов ведущих федеральных музеев, организация больших выставочных площадок. Это амбициозный проект, он реализуется по прямому поручению президента, курирует его О. Голодец.

- Что делать с памятниками советским воинам в Восточной Европе? Как можно решить эту проблему? Почему мы не пере-возим монументы в Россию, не спасаем их от сноса?

Памятник – от слова память. И, безусловно, мы должны делать всё возможное, чтобы монументы оставались там, где были поставлены. Я против идеи их транспортировки из стран Восточной Европы. Если мы заберём памятники – это будет на руку тем, кто хочет переписать историю, кто хочет, чтобы о подвиге наших солдат забыли.

Памятники должны напоминать нынешним и будущим поколениям, что здесь происходило… Только при освобождении Польши погибло более 600 тысяч советских воинов. Что будет напоминать об этом полякам, когда оттуда будут вывезены памятники?

Кроме того, большинство монументов – из бетона, и их демонтаж и транспортировка технически невыполнимы.

Нужно искать способы защитить памятники, привлекать к проблеме внимание общественности, в том числе и за границей. Военно-историческое общество два года назад создало интернет-ресурс местопамяти.история.рф. Суть такова: на интерактивную карту наносятся координаты памятников, отмечается, какие из них требуют ухода, ремонта.

Мы думали, что делаем ресурс для России, но проект вышел далеко на пределы нашей страны. Отмечать места памяти стали неравнодушные люди из Белоруссии, Украины, Узбекистана… Есть на нашей карте даже Китай и Америка. Есть там и Восточная Европа.

Проект развивается. Для меня он важен, потому что война – история и моей семьи. Мой двоюродный дед погиб в Польше под городом Скочув 6 апреля 1945 года. Старший лейтенант Максим Лисовский, командир взвода пулемётчиков, 26 лет ему было, молодой парень, красавец…

Я долго искал документы, удалось найти историю подвига: «Во время выполнения боевого задания батальоном по ликвидации бендеровских банд лейтенант Лисовский… лично разоружил и взял в плен четырёх бендеровцев.

В период занятия обороны лейтенант Лисовский с двумя расчётами станковых пулемётов в резко пересечённой местности занимал оборону до трёх км, и все попытки гитлеровцев захватить важные высоты были им отражены с большими потерями для противника. Лейтенант Лисовский показал себя как бесстрашный, волевой и находчивый командир…»

А место захоронения мне помог отыскать польский поисковик Войцех Бесчински – спасибо этому неравнодушному человеку. И таких в Польше немало. И не только в Польше – по всему миру у нас есть союзники.

Беседу вёл Олег Пухнавцев



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.