Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Экспозиция музея "Дорога к Пушкину" в Погореловом Городище (Тверская область)
Источник: Яндекс картинки
13:15 / 10.02.2021

Беречь! С благодарностью!
У нас уже всё есть, и музейный фонд, и архитектурная концепция музейного комплекса, созданная заслуженным архитектором России Алексеем Михайловичем Куренным, и огромное количество энтузиастов, готовых помогать. Ждём на наш юбилей гостей, и потомков А.С. Пушкина, и всех, кто не мыслит своей жизни без подлинной культуры

22 июля 2021 года музей «Дорога к Пушкину» отметит свой первый юбилей

Вот уже почти пять лет в Погорелом Городище, что в Тверской области, существует частный музей «Дорога к Пушкину». Мы встретились с народным художником РФ Борисом Диодоровым – его энтузиазму, таланту и энергии этот музей и обязан своим появлением.

– Борис Аркадьевич, а с чего началась ваша дорога к Пушкину?

С детства. Со сказок Пушкина, конечно. Пушкин всё время был рядом. Магия пушкинского стиха в том, что он входит в человека так же незаметно, как воздух, которым он дышит, как солнечный свет или мамина колыбельная.

Мы не ощущаем, как это происходит, просто живём в этом волшебном пространстве. Пушкинские строки просто растворены в крови. Может быть, именно поэтому я никогда не иллюстрировал произведения Александра Сергеевича. Очень жаль, но это так.

– Вместо пушкинианы на бумаге вы создали музейную. Но почему именно в Погорелом Городище?

Как-то мы проводили там у друзей лето. Они нам и поведали легенду о том, что здесь однажды побывал Александр Сергеевич, разыскивая документы для истории Пугачёва. Вроде бы его интересовал ржевский уроженец Астафий Долгополов, затеявший во время бунта двойную интригу – и с царским двором, и с Пугачёвым.

Но благодаря изысканиям историка Сергея Кутейникова открылся ещё более увлекательный сюжет:

Александр Сергеевич действительно ездил в Погорелое Городище, но не из-за ржевского авантюриста, а ради своего дальнего предка – воеводы Гаврилы Пушкина, который во времена Смуты спалил здешнюю крепость, чтобы она не досталась полякам.

В те времена тут неподалёку старая литовская граница проходила. Местные жители были вынуждены покинуть родные дома, не имея времени на сборы. Можно представить, в каком бедственном положении они оказались.

Когда порядок в государстве был восстановлен, они захотели вернуться, но поскольку от домов осталось одно пепелище, обратились к государю с просьбой помочь возродить посад.

Царь Михаил Фёдорович освободил посадских людей от налогов на пять лет, о чём свидетельствовала жалованная государем грамота. Хранилась она здесь, в посаде, в храме Богоявления. Вот чтобы увидеть её своими глазами, и завернул в Погорелое Городище Пушкин.

– Когда? Как это установили, ведь вроде бы в биографии поэта белых пятен практически не осталось?

Вероятнее всего, в 1826 году – в начале ноября Александр Сергеевич отправился в Михайловское, а в декабре вернулся в Москву. По дороге туда или обратно он вполне мог заложить небольшой крюк – Погорелое Городище отстояло от почтового тракта тех времён примерно вёрст на пятнадцать.

И грамоту в руках он держал, о чём писал своему другу – Николаю Раевскому-младшему. Сохранился черновик этого письма. А вот было ли оно отправлено, к сожалению, неизвестно.

– А с грамотой что сталось?

Она хранилась в главном посадском храме до 1901 года, чудом уцелела фотография, на которой настоятель изображён с грамотой в руках. Так что сомнений в том, что она существовала, быть не может.

Впоследствии ценнейший документ перевезли в Тверь, что было зафиксировано в Трудах Тверской губернской учёной архивной комиссии, а уже в советское время он стал экспонатом Ржевского краеведческого музея. Во время войны грамота была утрачена. Богоявленский храм тоже, увы, был разрушен.

– Музей – попытка спасти от забвения ещё один эпизод нашей истории?

Нет, это промысел Божий. Ведь здешние места описаны Пушкиным в «Борисе Годунове». Если помните, одна из самых драматичных сцен трагедии происходит в корчме у литовской границы.

А всего в нескольких километрах от Погорелого Городища есть деревенька Корчмидово, название которой на картах первой половины XIX века ещё писалось через «т»: мыто – таможенная пошлина, граница-то рядом.

Согласитесь, какой-нибудь постоялый двор там непременно должен был быть. Так что корчма, описанная Пушкиным, по всей видимости, имела какой-то реальный прототип, пусть поэт его «увидел» только силой своего воображения.

– Оснований для создания музея больше чем достаточно. Но не страшно было организовывать его в стороне от проторённых туристических маршрутов?

А что может быть увлекательнее, чем сойти с этого самого проторённого пути? Тем более что далеко отходить и не придётся.

Во-первых, Погорелое Городище фактически стоит на трассе «Балтия», а во-вторых, от него до заповедного Пушкиногорья около 500 километров, а до мест, входящих в Пушкинское кольцо Верхневолжья – например, до знаменитых Малинников, Грузин или Торжка, – и того ближе.

– Основой экспозиции стала коллекция, которую вы бережно хранили вместе с супругой – Кариной Степановной Филипповой?

Сначала это не была коллекция в строгом смысле слова – предметы пушкинской эпохи, завещанные нам Софьей Станиславовной Пилявской – педагогом Карины в школе-студии МХАТ, народного артиста СССР Петра Петровича Глебова, Володи Высоцкого, с которым мы были очень дружны, историка моды Саши Васильева – нашего близкого человека.

И так постепенно всё собралось в ценную музейную коллекцию, получившую прекрасный отклик у музейных специалистов.

Она разместилась в двух помещениях – в Погорелом Городище, в комнате ДК при библиотеке, и в Зубцове – районном городе, где нам дали помещение в старинном, XIX века, здании казначейства с сейфовыми комнатами и с вместительным зрительным залом, позволившим проводить программы с большим количеством участников.

В Зубцове у нас выставочный зал, Пушкинская сувенирная лавка и самое главное – наш «алмазный фонд» – так мы окрестили наиболее ценную музейную коллекцию. Это и антикварная мебель – секретер XVIII века, два кресла, диванчик, и множество других уникальных предметов.

Кстати, когда во время реставрации с дивана сняли старую обивку, обнаружился обрывок письма, на полуистлевшем листочке удалось разобрать несколько фраз и... имя Николая Раевского – речь шла о его зачислении на службу.

Круг замкнулся – письмо Пушкина Раевскому стало ключевым доказательством в «погорельской истории» поэта.

Теперь этот обрывок – один из драгоценнейших наших раритетов. Большое количество прекрасных вещей подарил музею историк моды Александр Васильев, в том числе три чудесных женских портрета и редкие миниатюры XVIII–XIX веков.

Сейчас в собрании более семисот единиц хранения. Многим экспонатам и столичные музеи позавидовали бы.

– «Дорога к Пушкину» существует без малого пять лет. Как удаётся изыскивать средства для частного музея?

Это наша самая большая тревога. На поддержание музея ушла большая часть президентской премии в области литературы и искусства, которую я получил в 2019 году. Изредка помогают спонсоры, но на полноценную работу, тем более на развитие, этого, увы, недостаточно.

А теперь, когда из-за пандемии поток туристов сильно обмелел, над музеем и вовсе нависла угроза закрытия. И единственный выход – это придание ему статуса государственного.

Тем более что у нас есть концепция создания в Погорелом Городище полноценного современного музейно-выставочного и просветительского комплекса. И место есть подходящее – между двумя чудом сохранившимися особняками XIX века.

Когда мы только начинали с Кариной создавать свой музей, мы мечтали о том, чтобы на карте появилось ещё одно пушкинское место, чтобы те, кому выпало тут родиться, лучше узнали историю родных мест и гордились ею и своими предками, причастными к ней.

Дело ведь не в раритетах как таковых, а в том, чтобы здесь, в Погорелом Городище, возникло пространство для интересной и насыщенной культурной жизни. Без поддержки государства эту задачу не решить.

– Борис Аркадьевич, каким вы видите музей в будущем?

Работающим! Хорошо работающим! И прежде всего с детьми. В нём должно быть всё для познания детьми мира через сказки Пушкина. Мы все учились этому и знаем этому цену. У нас издаются книги, создана библиотека.

Есть специальные издания для детей (уже вышло 10 изданий), мы стремимся к идеальному результату и знаем, как это делается. И если будет помощь, то музей станет одним из лучших современных музеев мира!

Избушка на курьих ножках, ветряная мельница – целый мир сказок может открыть вход в музей.

– Борис Аркадьевич, получается, что это народное детище, нужное всей России?

Ну конечно! Мы одна страна. Всё, что мы делаем, мы делаем для вас! Для всех! Храм Христа Спасителя был, как известно, построен в том числе и на деньги вдов и сирот. В результате было создано историческое явление.

Мы постарались отдать всё, что у нас имелось! Мы хотим, чтобы наш будущий музейный комплекс продолжил своё развитие в рамках национального проекта «Культура».

В преддверии 225-й годовщины со дня рождения великого русского поэта, в 2024 году, это стало бы прекрасным подарком России и памяти А.С. Пушкина.

У нас уже всё есть, и музейный фонд, и архитектурная концепция музейного комплекса, созданная заслуженным архитектором России Алексеем Михайловичем Куренным, и огромное количество энтузиастов, готовых помогать.

Ждём на наш юбилей гостей, и потомков А.С. Пушкина, и всех, кто не мыслит своей жизни без подлинной культуры.

– Борис Аркадьевич, а о чём вы мечтаете?

Мечтаю? Очень мечтаю дожить до 2024 года и присутствовать на юбилее Александра Сергеевича Пушкина в нашем готовом, завершённом, мечтанном и так нужном земле русской музейном комплексе «Дорога к Пушкину».

Я как профессионал уверен в возможности успешного выполнения нашей мечты. А ближайшая мечта – провести собственный юбилей нашего музея, наше первое пятилетие, которое состоится 22 июля 2021 года.

Я всегда верил и верю, что Россия спасётся нашей провинцией. Так и будет! Пусть всё задуманное сбудется ныне, и присно, и во веки веков!

Беседу вела Виктория Пешкова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.