Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» 20 июля - 7 ноября 2021 года (Нижний Новгород)
Источник: Яндекс картинки
13:25 / 03.08.2021

Башни забвения: выставка "Шухов. Формула архитектуры"
Выставка, включающая в себя более 200 экспонатов, показывает, что талант Шухова получил признание по всему миру. Созданные на основе его идей сетчатые купола и перекрытия встречаются в проектах самых именитых архитекторов, включая сэра Нормана Фостера. Чествование Шухова в рамках юбилея Нижнего Новгорода - повод напомнить о выдающемся изобретателе

Нижний Новгород отмечает 125-летие триумфа великого инженера

Город на Волге готовится к 800-летию. В жаркие летние дни в Нижнем перекладывают плитку - совсем как в Москве в прошлые годы - роют, строят, красят.

Закрыта величественная Чкаловская лестница - один из символов города, закрыт и кремль. «Арсенал», один из немногих объектов внутри кремлевских стен, по-прежнему принимает туристов.

Здесь накануне юбилея города открылась выставка «Шухов. Формула архитектуры». Открылась не просто так: именно в Нижнем Новгороде 125 лет назад молодой инженер Владимир Шухов пережил подлинный триумф.

В 1896 году на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке обомлевшей публике представили его творения - ажурную гиперболоидную башню и павильоны с металлическими сетчатыми оболочками.

Можно представить, какое впечатление произвели эти изящные металлические конструкции, символизировавшие собой расцвет промышленности и рождение новой эстетики.

Так начался звездный путь гениального инженера, создавшего множество объектов, которые сегодня называли бы иконическими - от Шаболовской башни до сводов Пушкинского музея и ГУМа.

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» - первая ретроспектива за 25 лет - сначала была показана в Музее архитектуры им. Щусева два года назад.

В Нижний она приехала в несколько измененном виде: основной акцент сделан на гиперболоидных конструкциях и сетчатых металлических перекрытиях.

Хотя список творений Владимира Шухова, по-ренессансному широко одаренного, ими не исчерпывается. Например, инженер считается родоначальником отечественной нефтяной индустрии: по его чертежам создавались заводы по крекингу нефти.

Однако кураторы Марк Акопян и Елена Власова, научные сотрудники Музея архитектуры, решили сосредоточиться на стальных гиперболоидах, и это не случайно.

В Нижегородской области сохранилось несколько башен, в том числе 40-метровая водонапорная башня в Выксе и две пожарные вышки в глухих поселках.

Подобные конструкции с легкой руки Шухова возводились по всей стране: они оказались дешевыми, простыми в изготовлении и удивительно прочными.

Например, башня под Дзержинском на берегу Оки, созданная через 7 лет после Шаболовской и признанная более изящной и совершенной, не упала даже после того, как вандалы украли треть балок из ее основания.

К сожалению, к наследию инженера на протяжении десятилетий относились беспечно и даже безразлично. Например, у башни на Оке было пять «сестер» - все вместе они использовались как опоры ЛЭП НиГРЭС.

Впоследствии четыре из них сдали на металлолом: уцелела одна-единственная конструкция.

На выставке можно увидеть ее макет, а также изображения других башен, например знаменитой Шаболовской, которую еще 2014-м собирались разобрать, с тем чтобы восстановить в другом месте.

Общественность, на глазах которой был уничтожен не один памятник, вступилась за творение Шухова, и башню оставили в покое.

Сегодня внутри нее вставлен каркас, который должен удерживать конструкцию, - впрочем, мнения о его эффективности разнятся.

А сама башня, спрятанная за высоким забором, неуклонно ветшает: о реставрации говорят уже несколько лет, но никаких работ не ведется.

Впрочем, выставка, привезенная в Нижний, ориентирована не только на московские творения Шухова.

Здесь, в частности, можно увидеть изображения башен, созданных по заказу Грозненского водсовета или городского водопровода в Иваново-Вознесенске. И хотя они возводились по типовым проектам, двух одинаковых конструкций среди них не было.

Архитектурные решения Шухова во многом порвали со старой эстетикой: аскетичные, лишенные декора, они демонстрировали саму конструкцию, показывали красоту простых линий.

При этом, подчеркивают кураторы, его творения наследовали классическим шедеврам.

- В экспозиции можно увидеть модель Пантеона, демонстрирующую распределение нагрузок в куполе, - рассказал журналистам Марк Акопян. - Этот экспонат мы показываем в диалоге с башней на Оке.

В истории архитектуры есть памятники, известные нам с детства: самые главные, определяющие нашу цивилизацию. Например, Пантеон в Риме, купол Святой Софии, Тадж-Махал.

Одним из параметров, объединяющих эти здания, является сложность конструкции. Искусство конструкции вечно, оно проходит сквозь века, тысячелетия и обеспечивает жизнь архитектурному памятнику, даже когда цивилизация, создавшая его, исчезла.

Пантеон и башня Шухова, разделенные двумя тысячами лет, демонстрируют нам вечность человеческого гения.

Выставка, включающая в себя более 200 экспонатов, также показывает, что талант Шухова, несмотря на пренебрежительное отношение на родине, получил признание по всему миру.

Созданные на основе его идей сетчатые купола и перекрытия встречаются в проектах самых именитых архитекторов, включая сэра Нормана Фостера.

Почему же русский инженер больше ценится за границей, чем на родине, - вопрос риторического характера. Как бы то ни было, чествование Шухова в рамках юбилея Нижнего Новгорода - повод напомнить о выдающемся изобретателе.

А заодно поднять вопрос о том, когда, наконец, появится полноценный музей, посвященный его наследию.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.