Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Выставка в Манеже "Золотой век русского авангарда". Апрель 2014г.
Источник: Яндекс картинки
08:55 / 15.04.2014

Питер Гринуэй открывает в Москве выставку «Золотой век русского авангарда»
«Умирать кинематограф начал 31 сентября 1983, когда был изобретён и заработал дистанционный пульт управления телевизором, – считает Питер Гринуэй. – Для наших отцов и дедов кинематограф означал, прежде всего, сидеть в абсолютной темноте и смотреть в одну сторону. Почему? Зачем?
«Золотой век русского авангарда» – глазами зарубежных друзей. Грандиозная инсталляция, которая открыта в столичном Манеже, создавалась как центральный проект Года культуры «Россия-Великобритания». Авторы проекта, Питер Гринуэй и его жена, нидерландский режиссёр Саския Боддеке, выбрали вполне перекрёстную тему. Авангард стал и главным экспортным брэндом русской культуры, и мощным катализатором мирового художественного процесса.

Пять тысяч квадратных метров, 18 экранов и более тысячи шедевров русского авангарда. Зрителям обещают – они увидят не только «ожившие» произведения русского авангарда, смогут буквально погрузиться в эпоху.

Пока же завораживающая чернота куба доступна лишь техническим службам и, конечно, самим создателям инсталляции – Питеру Гринуэю и Саскии Боддеке. Они говорят: проект – это не урок истории. Их видение русского авангарда.

«Это не просто демонстрация, – поясняет Саския Бодеке. – Мы не сажаем нашего зрителя в тёмном зале и не обрушиваем на него какую-то информацию, мы приглашаем совершить вместе с нами некое чувственное путешествие по тому времени. Человек ходит кругами, на него воздействуют музыка, свет, инсталляции – образы, которые окружали этих художников, и их произведения».

Речь о двенадцати ярчайших представителях русского авангарда. Вот несколько имён: Малевич, Кандинский, Маяковский, Эйзенштейн, Мейерхольд, Филонов, Попова. О своей подготовке к проекту Боддеке и Гринуэй рассказали на открытой лекции. Они тщательно изучали этот революционный период русского авангарда. Работы художников, их биографии, фильмы, фотографии, музыка того времени– в этом черпали вдохновение. Зрители увидят всё это в движении.

Заставить заговорить друг с другом мэтров, даже тех, кто при жизни никогда не встречался, было несложно.

«К счастью, все наши герои были красноречивы, постоянно выступали с какими-то заявлениями, – рассказывает Питер Гринуэй. – Маяковский вообще очень много говорил и писал о себе. Мы использовали и воспоминания современников, газеты, статьи в которых не могли не обсуждать наши герои».

Так создавалось это пространство – некая параллельная реальность, где художники общаются друг с другом. Их роли исполняют российские актёры, И только Кандинского играет Хендрик Эртз, уже снимавшийся у Гринуэя. Пробы проходили в конце прошлого года в Москве. Для режиссеров было важно не портретное сходство – эмоции.

«Грустно, весело, удивлённо, страшно: мы в камеру вот так с разными эмоциями, – говорит актриса Алиса Дмитриева. – Все съёмки происходили на сцене – она то крутилась, то останавливалась, то крутилась быстрее, т.е. мы туда выходили, как на театральную площадку, мы камеры даже не видели. У нас был контровой свет и это был театр».

То, что получилось в итоге, пока видели лишь немногие, но уже называют инсталляцию не иначе, как кино будущего.
А сам Гринуэй, представляя уже России свою ленту «92 ядерных взрыва на планете Земля», снятую несколько лет назад; в очередной раз говорит, что кинематограф подходит к завершению своего пути.

«Умирать кинематограф начал 31 сентября 1983, когда был изобретён и заработал дистанционный пульт управления телевизором, – считает Питер Гринуэй. – Для наших отцов и дедов кинематограф означал, прежде всего, сидеть в абсолютной темноте и смотреть в одну сторону. Почему? Зачем? Человек – это не ночное животное и он не должен сидеть в темноте. Смотреть в освящённый четырёхугольник, при этом две трети реального мира остаются за пределами восприятия».

Но едва назвав такое самоограничение неожиданным и жестоким, Питер Гринуэй тут же предлагает сделать то, от чего только что сам отговаривал – смотреть в освящённый четырёхугольник.

Девяносто два из более чем двух тысяч атомных взрывов, произошедших на нашей планете в прошлом веке. С 1945 по 1996й – всё это одновременно сначала на пяти мониторах. С каждой минутой количество этой боли и ужаса, снабжённого характеристиками: мощность, страна, координаты; только увеличивается. Такая форма подачи, по мнению автора, подчёркивает содержание.

Режиссёр напоминая, что он поклонник творчества Эйзенштейна, рассказывает и о своей работе дня сегодняшнего. Он не только заканчивает съёмки фильма о посещении русским киноклассиком Мексики в 1929-м. Но и собирается снимать уже второй фильм о Сергее Эйзенштейне. Планируется, что это будет совместная работа с Госфильмофондом.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.