Навстречу утренней заре
Выставка Алексея Беляева-Гинтовта "Ангара" в Крокин-галерее
«Навстречу утренней заре
По Ангаре, По Ангаре».
Из советской песни.
В московской "Крокин-галерее" - одной из самых интересных арт-площадок современного искусства – сейчас проходит выставка Алексея Беляева-Гинтовта "Ангара" и, как обычно бывает у этого мастера, название и сама экспозиция таит в себе несколько глубинных смыслов.
Ангара – это река, и заодно – героиня бурятской мифологии – дочь Байкала, но конечно же это ещё и ракета-носитель. Это – вода Евразии.
«А река бежит, зовёт куда-то, / Плывут сибирские девчата Навстречу утренней заре / По Ангаре, По Ангаре», - как пелось в одной солнечно-радостной советской песне о том, что надо верить в «трудное счастье».
Евразиец Гинтовт оперирует понятием «месторазвитие» - гармоничное созвучие культуры – и занимаемой территории. Отсюда – многослойность и многогранность. Много-мыслие. Много-знание.
Разглядывая картины из проекта "Ангара", будто бы открываешь сразу несколько ларчиков – тут и античность, столь любимая неоклассиком Гинтовтом, и супрематизм, и советские-шестидесятые – лучше всего ассоциирующиеся с ангарской темой.
Автор не боится смешивать жанры и стили, ибо в результате вырисовывается не постмодернистский стёб, но рождается новый эпос.
Что есть эпос? Отрицание времени и разговор с Вечностью. Центральный экспонат – громадное изображение фантастической ладьи с двумя носами, причём носовые фигуры – это коньки, спокон веков устанавливавшиеся на крышу русского дома.
Это – славянская хтоническая древность, научно воспетая Борисом Рыбаковым в его исследованиях. Однако ладья символизирует не только водный путь в незнаемое, но и смерть – русов провожали в богато украшенных ладьях.
Река в мифотворчестве – граница того и этого света, отделяющая круг живых от царства мёртвых.
Кроме того, ладья имеет силуэт капители – воспоминание о едином эллинском корне.
Мировое древо, знающее, когда цвести, а когда – погружаться в зимние грёзы, навеянные Снежной Королевой, приказавшей сложить из льдинок это пугающее слово – Вечность.
"Ладья" Гинтовта – это бессменное перерождение, воскресение, круговорот бытия.
Искусствовед-философ Владимир Паперный в опусе "Культура – II" вещал о двух типах цивилизаций: Культура I стремится в будущее и посильно отрицает прошлое, а Культура – II утверждает себя через единую и неделимую бесконечность.
К первой относится, например, эпоха конструктивизма в России, а ко второй - Grand maniere Людовика XIV и сталинская эра.
Нынче в искусстве - период бесстилья и очередных витков «ничейного» постмодерна, тогда как Гинтовт – созидатель устойчивой Культуры-II посреди тотального хаоса.
Художник собирает воедино формы Этьена Булле и Клода Леду – а это классицизм Французской Révolution - с беспокойной эстетикой Казимира Малевича и Александра Родченко – авангардизм Русской Революции, получая евразийскую мифо-концепцию, у которой нет исторических датировок, но есть всеохватное постоянство.
Точно такой же космизм (а космос – это антипод хаоса, а не только – чёрный вакуум с бриллиантами созвездий!) прослеживается в диптихе – "Чёрный и красный квадраты", как чередование смертей и возрождений, сурового поста и светлой Пасхи, монашеского средневековья и жизнеутверждающего ренессанса.
Настоящее умещает в себе и то, что было, и то, что будет и – чем сердце успокоится.
Патриарх евразийства Александр Дугин говорит в одной из своих публикаций, впрочем, суммируя идеи Фридриха Вильгельма Шеллинга:
«Будущее никогда не наступает. Оно может наступить, если радикально выпрыгнем из настоящего, а не будем двигаться по нему. Будущее само по себе наступило, оно уже есть. Поэтому в будущем есть смысл.
Что больше не имеет смысла, падает в прошлое. Получается, человек имеет дело только с настоящим».
На мой взгляд, в творчестве Алексея Гинтовта основное – это культ пространства, как важнейшей категории. Центробежность, экстравертная сила, постижение того, что за горизонтом и – за гранью.
Игра с геометрией – шар, этот символ спокойствия и устроенности оказывается в окружении динамичных росчерков - не то рельсы, не то – архитектурные темы 1960-х; пирамида – идеальная законченность египетской вечности; противопоставление горизонтальных и вертикальных линий.
Гинтовт, как мало кто, чувствует воздух, ширину и высоту – не только в обыденном значении, но и в метафизическом.
Выделяется "Планета Меланхолия", восходящая к одноимённому шедевру Ларса фон Триера с его обращённостью к Андрею Тарковскому.
По сюжету к Земле движется неведомый шар, именуемый Меланхолия – в переводе с греческого ещё и «чёрный гнев» - и он, этот гнев уничтожит всё человечество. Он – приближается и мы видим, как люди ждут своего неизбежного финала.
У Гинтовта всё оптимистичнее – Меланхолия зависла над русским пространством с его деревянными коньками крыш и старыми линиями связи, больше напоминающими гигантские кресты, и кажется, что это не «чёрный гнев», а что-то вроде "Новой планеты" Константина Юона с оптимистической яростью обновления.
Да и вообще Меланхолия повисит-повисит над гоголевско-шукшинским сельцом, да и свинтит куда-нибудь.
Произведения Гинтовта создают поликонтекстуальное восприятие – можно достраивать и выстраивать, погружаясь в пучины коллективного бессознательного.
Вместе с тем, проект "Ангара" - это строгая лапидарность и нарочитое использование трёх цветов – чёрного, красного и золотого. Будто из предутренней мглы появляется красно-золотистое солнце, и мир выходит навстречу утренней заре.
По Ангаре – по Ангаре.